Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
Быть может, правильней было бы вместо «рисования» говорить об «обращении ребенка с карандашом и бумагой», ибо момент, когда ребенок начинает рисовать в прямом смысле этого слова, еще, собственно, не установлен. В сущности говор, карандаш в руках ребенка является сам по себе прекрасном регистрирующим инструментом; нужно только снабжать ребенка карандашом больших размеров, которому не угрожает опасность быть проглоченным.
Шкала реакция, которыми ребенок отвечает на карандаш и бумагу, начиная с первого месяца жизни и вплоть до коьзца до -школьного периода, изумительньгм образом подтверждает законо -мерное наступление последовательных фаз развития. В сотнях детских рисунков нам редко удавалось найти что-нибудь кеожи -данное и исключительное. Ребенок с поразительным постояжтвотч держится как раз на уровне характерной для его возраста пси -хомоторики; дети, достигшие одинаковой ступени нервно-тишеч: -ной зрелости, чрезвычайно напоминают друг друга своими рисунками. Существуют и любопытные индивидуальные различия, не гораздо более глубокое впечатление производит обнаружив ающая-ся в каждом отдельном случае детерминированность развития:, Создается впечатление, что совершенствование детского рисунка в гораздо большей степени отвечает внутренним законам психического развития, чем влиянию среды или нашим логи-чески:м ожиданиям. Представляется, например, вполне «логичным»,чтобы ребенок 18 месяцев в процессе подражательного рис«вания делал горизонтальный штрих с такой же легкостью, как и вертикальный; однако фактически этого не происходит.
Нижеследующая таблица отражает последовательный прогресс в обращении с карандашом и бумагой:
Гезелл А. Педология раннего возраста. М.— Л., 1932, стр. 142— ИЗ,
0—1 месяц. | Рефлекторно зажимает карандаш в руке, но не глядит на него. | ||
1—3 месяца. | Реагирует на карандаш все более усложняющимися движениями ручек, но не глядит на него, | ||
3—5 месяцев. | Нарастающая координация глаза и руки. Зажимает бумагу (между ручками). Поднимает карандаш под влиянием осязательного стимула. | ||
6—9 месяцев. | Тянется к карандашу, завидя его. Размахивает им и стучит. Мнет бумагу. Еще не водит карандашом по бумаге. Тянет ручку в рот. | ||
9—12 месяцев. | Бьет карандашом по бумаге и, задевая ее, оставляет на ней легкие штрихи. Смотрит, но очень недолго, на то, как экспериментатор чертит на бумаге каракули. | ||
12—18 месяцев. | Чертит штрихи, подражая экспериментатору. Судорожно двигает карандашом; получившиеся на бумаге штрихи привлекают на мгновение его внимание. | ||
18—21 месяц. | Спокойно рисует каракули. Грубая попытка провести вслед за экспериментатором вертикальную черту. Различает прямую и круговую линии. | ||
24—30 месяцев. | Проводит в процессе подражательного рисования вертикальную черту. Способен заниматься рисованием более продолжительное время. | ||
30—36 месяцев. | Подражая рисованию креста, делает несколько штрихов и каракулей, но не может дать пересечение линий. | ||
36—48 месяцев. | Проводит в подражание экспериментатору горизонтальную черту. Пытаясь вслед за экспериментатором нарисовать крест, пересекает линии. Копирует с предложенного образца круг. | ||
48—60 месяцев. | Срисовывает крест. Срисовывает квадрат. Рисует «человека». При срисовывании с образца начинает отличать прямой крест от косого. | ||
Приведенная таблица, в сжатом виде рисующая картину последовательного прогресса в рисовании, не должна пониматься в том смысле, что развертывание этого вида поведения совершается скачкообразным путем. Мы имеем, наоборот, постепенный переход от одной ступени к другой, частичное покрывание друг друга рядом лежащими возрастами. Переход носит настолько постепенный характер, что потребуется еще немало дополнительных исследований, чтобы установить точно градуированную шкалу реакций, которая имела бы достаточную диагностическую ценность. Кроме того, сама техника применения тестов
Рис. J. Нормальные этапы в рисовании.
на рисование представляется далеко не простой и плохо поддающейся стандартизации. Много усилий потребуется также для того, чтобы научиться определять возможное влияние среды и упражнения. Но даже и в настоящем своем виде наша система. тестов на рисование оказалась в силу своей объективности и постоянства результатов весьма полезной в клиническом отношении. Рисунки какого-либо ребенка, расположенные в хронологическом порядке, дают часто правдивое изображение общего направления и темпа его развития.
СУБНОРМАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
Подтверждение только что сказанному мы находим в. серии, представленной на рисунке 2. Данные рисунки являются точным воспроизведением рисунков С. D. и заимствованы из клинических записей, относящихся к этому случаю. На первый: взгляд эти рисунки имеют вполне приемлемый нормальный вид,. Они указывают как будто на правильное, генетически преем-
Рис. 2. Картина субнормальных достижений.
ственное продвижение вперед. Так оно в действительности и есть, но, как покашвает графа возраста, все они даны с заметным запозданием. Рисунки эти полезно сравнить со стандартными достижениями (рис. 1). Если отвлечься от возрастного момента, то рисунки С. D. можно рассматривать как вполне нормальные. Все де>\о, однако, именно в том, что эти рисунки обнаруживают хронологический сдвиг, вскрывая таким образом систематическое психомоторное отставание.
В 4 года рисунки С. D. едва достигают трехлетней ступени. Она может провести как вертикальную, так и горизонтальную черту, но не в состоянии образовать крест из этих двух линий. Она делает недурной круг, но «человечек» в ее изображении ни на что не похож. Она доступный, послушный, желающий понравиться и охотно рисующий ребенок — и тем не менее то, как она доканчивает ждорисованную фигуру, .убедительно доказывает ее субнорма-льноетъ.
Экспериментатор показал ей незаконченный рисунок человека и сказал: «Вот видишь, дядя, который делал этого человека, нарисовал не все. Пририсуй то, чего здесь нет. Сделай так, чтобы получился настоящий хороший человек». CD. реагировала на
Рис з. .:.'..
эту просьбу с большой готовностью (рис. 3). Нет никаких оснований рассматривать то, что она пририсовала, как попытку изобразить внутренности человека. Это не больше как про стая мазня. Следует прибавить, что по выполнению и этого теста, они приближается к уровню трехлетки и что нормальный четырехлетний ребенок делает не меньше трех добавлений к ригсунгку в виде глаза, руки и ноги {или других недостающиз частей тела, пуговиц, ботинка и т. п.).
Когда психическая задержка распространяется ражюмерно на все области поведения, то и рисование ребенкг соответствует достигнутому уровню развития.
Это же оказывается правильным и применительно к самый глубоким степеням отсталости. Таков случай W. X, рослой, хорошо физически развитой девушки 23 лет. Несмотря на ее соматическую зрелость, для определения ее психического уровня пришлось .прибегнуть к нашей шкале развития, пред назначенной для раннего детства. Она выполнила все 44 тест-аддя двенадцатимесячного возраста. Она не смогла выполнить 26 тестов
из тридцати шести, предлагаемых двухлетнему ребенку. Из серии, предназначенной для 18 месяцев, она дала удовлетворительные результаты по 35 тестам и не могла выполнить 9.
Таким образом, мы имеем полное право рассматривать ее как умственно отсталую, стоящую на уровне 18 месяцев. Ее рисунки подтверждают эту характеристику. Она проводит в порядке подражания вертикальную черту. Пытаясь повторить рисуемый экспериментатором крест, она дает две отдельные непересекающиеся линии.
Характер получаемых в данном случае рисунков вряд ли может быть объяснен факторами среды или упражнения. Невольно возникает убеждение, что если бы мы могли заглянуть во внутреннюю архитектуру ее нервной системы, то обнаружили бы огромное сходство с нервной системой нормального восемнадцатимесячного ребенка.
РИСУНКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Представляется весьма любопытным, что детские рисунки легче выявляют отставание субнормальных детей, чем ускоренный темп развития детей одаренных. У нас есть хорошие образцы того, как бесспорная общая одаренность сочетается с заурядной способностью к рисованию. Такого рода расхождение встречалось нам неоднократно. Оно несколько затушевывается привходящими обстоятельствами: точным выполнением заданий, интенсивным вниманием, хорошей работой воображения. Примитивные рисунки сопровождаются часто обширными драматическими комментариями. Иногда можно услышать забавный монолог, указывающий на юмористическое отношение к собственным произведениям.
В этих случаях блестящей интеллектуальной одаренности умеренный темп развития нервно-мышечного аппарата указывает на то, что высокий умственный уровень не базируется на общем подъеме всей психической структуры, а зависит от специфических факторов.
На это же указывают и сравнительно редкие случаи раннего проявления изобразительного таланта. Мы не имеем возможности подвергнуть детальному изучению такого рода случаи, но об одном из них стоит здесь упомянуть. Произведения Y. Z. (рис. 4) говорят сами за себя.
В З'/г года эта девочка рисовала человека в различных положениях и даже в профиль. Первый из приведенных здесь рисунков изображает веселого клоуна. На втором изображено, как
3 года 5 мес.
3 года 6 мес
[годаЛиес
Рис. 4. Рисунки Y, Z. (наследственная одаренность).
солнце печет пешехода. Дальше этот же пешеход нарисован в профиль. Этого ребенка не обучали специально рисованию, во ее дед и дядя ее матери были талантливыми художника тми.
Необходимо добавить, что изображение человеческою лила в профиль появляется обычно не раньше семи лет. Y. I была ровно в два раза моложе, когда впервые по собственному почину нарисовала человеческий профиль. . :
Эти исключительные рисунки интересно сравнить с рисунками двух ранее упомянутых умственно выеокоодареиных детей, N. О. и О. Р., имевших в пятилетнем возрасте интеллектуальные коэффициенты 140 и 150 IQ.
Девочка N. О. превышала по уровню развития семь лет; ее словарный запас и решение тестов на сообразительность соответствовали восьмилетнему возрасту. Несмотря на свой бесспорно высокий интеллектуальный уровень, она давала весьма заурядные рисунки. Она могла срисовать квадрат, но бню буквально поставлена в тупик треугольником. Она рисовал* челоюса не лучше, чем это делала Y. Z. в УА года, но свою работу он гсопро-вождала следующим остроумным замечанием: «Я не мо^* нарисовать человека, но могу нарисовать девочку. Волосыу ыееслиш-ком длинные, надо взять ножницы и немножко их по,а»аричз1.
Подобным же образом О. Р. в возрасте 5 лет.лтоял м своему умственному развитию на уровне 7 лет и обладал словар» ем восьмилетнего ребенка. Своими удачными и неуд-шьиуяи решениями тестов он удивительно напоминал предыдущего
Рис.5. Рисунки принадлежат детям с очень высокой умственной одаренностью и ^называют на весьма скромную способность к рисованию.
Оба они проявляли несомненно интеллектуальное превосходство, но в отношении изобразительной деятельности держались на среднем уровне своего возраста. Квадрат был нетруден также и для О. Р., но с треугольником борьба его была безуспешна. Рисунок человека был сделан весьма посредственно.
Не так просто 7становить момент, когда именно ребенок начинает рисовать. Старый взгляд, по которому период каракулей есть просто фаза некоординированных движений, предшествующая изобразительному рисованию, не позволяет установить генетическую точку зрения на обширный ряд явлений. Изучение детского рисунка связано неразрывно с учением о развитии нервной системы. Изобразительная деятельность ребенка в условиях эксперимента может подобно рефлексам служить показателем степени созревания нервной системы. Неврологическая значимость детскою рисунка особенно выявляется в некоторых случаях леворукосчи, сочетающейся с зеркальным рисованием.
Детский рисунок представляет бесчисленное количество последовательных фаз, генетически связанных друг с другом. Где же нужно поместить нулевой пункт этого вида деятельности? Нужно ли его приурочить к схватыванию карандаша, к тыканью карандашом в бумагу, к первым попыткам дать подражательные штрихи? Представляют большой интерес психологические особенности, свойственные начальным фазам различных видов рисования: подражательного, совершающегося под влиянием побуждения, и спонтанного. Не являясь безошибочным измерителем умственной одаренности, рисование позволяет заглянуть в процессы психомоторного созревания. Благодаря этому оно становится важным показателем того, как совершается развитие растущего ребенка.
Э. Леннеберг
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКА1