Регрессия инстинкта и эго, временная и постоянная

Согласно предшествующему изложению, инстинктив­ные регрессии, регрессии Эго и Супер-Эго являются нормаль­ными процессами, которые происходят из недостатка гибкости. Они представляют собой полезные реакции на напряженность момента, всегда доступные ребекху в качестве ответов на ситу­ации, которые иначе могут оказаться непереносимыми. Таким образом, эти регрессии одновременно служат целям защиты и адаптации, в обоих случаях помогая поддерживать нормальное (не патологическое) состояние. '

До сих пор не было подчеркнуто, что этот благотворный ас­пект регрессии относится только к тем примерам, где процесс временный и обратимый. Ухудшение функции, которое проис­ходит в связи с усталостью, вызвано утомлением и автомати­чески исчезает после отдыха или сна. Если оно связано с фрус­трацией, болью, дистрессом, то адекватные возрасту позиции инстинктов или методы функционирования Эго восстанавлива­ются сразу же, как только причина напряжения убрана, или по крайней мере вскоре после этого8. Но было бы неоправданным оптимизмом с нашей стороны ожидать такого благоприятного поворота событий в большинстве случаев. Довольно часто слу­чается, особенно после травмирующего дистресса, страхов, бо­лезней и т. д., что регрессии, однажды приобретенные, стано­вятся постоянными. В таком случае энергия инстинктов остает­ся отклоненной от адекватных для данного возраста целей, и функции Эго или Супёр-Эго остаются нарушенными; таким об­разом, любое последующее прогрессивное развитие уже сильно повреждено. Там, где это происходит, регрессия перестает быть благотворным фактором нормального развития и становится па­тогенным агентом. К несчастью, в нашей клинической оценке регрессий как продолжительных процессов почти невозможно определить, произошел ли уже в случае конкретного ребенка опасный шаг от временной регрессии к постоянной или все еще следует ожидать спонтанного восстановления достигнутых ра­нее уровней. Я не знаю критерия этого определения, даже не­смотря на то, что от различения может зависеть вынесение ре­шения о нормальном или аномальном развитии ребенка.

РЕГРЕССИЯ И ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Вернемся еще раз к концепции линий развития. Если мы принимаем регрессию как нормальный процесс, мы также принимаем, что движение по этим линиям носит двусторонний характер. Таким образом, в контексге всего периода роста де­тей необходимо рассматривать как закономерные явления поте­рю контроля после того, как он был установлен, возврат более ранних привычек питания и сна (например, при болезни), по­иск утешения и защиты (особенно при страхе и дистрессе). Все

После болезни, госпитализации, отделения имеют место временные за­держки различной длительности между возвращением к нормальным внешним условиям и повторным достижением адекватных для данного возраста уровней Эго и инстинктов.

это осуществляется с помощью возвращения к ранним формам, когда ребенок был защищен и обеспечен комфортом в симбио-тических преэдиповых отношениях с матерью (особенно во время отхода ко сну). Это окажется благотворным для развития, если только обратный путь не будет полностью заблокирован неодоб­рением со стороны окружения и внутренними вытеснениями и запретами.

Мы описали нарушение равновесия в личности ребенка, ко­торое вызывается разным темпом развития на различных лини­ях, ведущих к зрелости. Сейчас мы к этому можем еще доба­вить те неравномерности, которые связаны с регрессиями раз­ных элементов структуры и их комбинаций. На этой основе проще понять, почему так велико число отклонений от ровного роста и от средней картины гипотетически «нормального» ре­бенка. Учитывая взаимодействия между прогрессом и регрес­сом, дисгармонии, дисбалансы, сложности развития, вариации, нормы становятся бесчисленными.

ОЦЕНКА ПАТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

В рамках аналитической теории мы рассматриваем переход от вариаций нормы к появлению патологии как коли­чественный шаг и как качественный.

Согласно нашим психоаналитическим представлениям, пси­хическое равновесие человека основывается, с одной стороны, на отношении его внутренних инстанций друг к другу, с другой стороны, на отношении его личности в целом к внешнему миру, т. е. на связях, которые подвержены постоянным колебаниям. Эти отношения меняются в зависимости от того, как инстинктивная энергия спонтанно возрастает или падает, в зависимости от про­живаемой индивидом фазы развития, как, например, в латент­ном периоде (ослабление), в подростковом возрасте (увеличение), в климаксе (увеличение). В стершем возрасте на эти отношения влияет любое ослабление сил Это или Супер-Эго, что происхо­дит при напряжении, чрезмерной усталости, при болезнях. Изме­нения в возможностях получения удовлетворения, что случается при потере объекта и других, пришедших извне, депривациях и фрустрациях, также сказываются на описанных отношениях. Легкость, с которой баланс нарушается, привела к точке зре­ния, что «нельзя провести четкую линию между "невротиками и "нормальными" людьми... что наша концепция "болезни" —

чисто практическая и является вопросом количества, что предрас­положенности и случайности жизни должны смешаться для того, чтобы этот количественный порог был перейден, и что вслед­ствие этого индивиды постоянно переходят из класса здоровых лю­дей в класс пациентов-невротиков, и гораздо меньшее количе­ство совершает путешествие в обратном направлении» (S. Freud, 1909).

Это утверждение относится к людям всех возрастов — «и к детям, и к взрослым». Очевидно, что в детстве границу между душевным здоровьем и болезнью провести еще труднее, чем на более поздних стадиях. Картина роста ребенка в направлении зрелости имеет несколько неотъемлемых частей: постоянное из­менение пропорций сил Ид и Эго; адаптивные и защитные, бла­готворные и патогенные процессы, переходящие друг в друга; переходы от одного уровня развития к следующему, несущие с собой вероятность возникновения задержек, фиксаций и регрес­сий; инстинкт и Эго развиваются разными темпами и тем са­мым могут вызвать неравномерность в продвижении по отдель­ным линиям развития; временные регрессии могут становиться постоянными. Подводя итог, можно сказать, что существует мно­жество факторов, которые подрывают, задерживают, искажают и отклоняют силы, на которых основывается психический рост.

На этой постоянно меняющейся внутренней сцене развития существующие диагностические категории мало помогают и скорее увеличивают, чем уменьшают, путаницу в клинической картине.

Современное состояние детского анализа свидетельствует о продвижении в различных направлениях. По мере изучения тех­нических процедур он достиг более или менее независимого ста­туса, несмотря на многочисленные изначальные задержки и трудности. В области теории были сделаны открытия, признан­ные настоящим вкладом, а не просто подтверждениями основ психоаналитического знания. Но на сегодняшний день этот аван­тюрный и даже революционный дух детского анализа, распрос­транившись на сферу техники и теории, остановился перед воп­росом о классификации расстройств. Здесь детский аналитик Держится консервативно. Диагностические категории черпают­ся отовсюду, не только из области анализа взрослых, но, кроме этого, из психиатрии и криминологии. Вся детская психопато­логия была втиснута более или менее насильно в эти рамки.

Существует много причин, почему долгое время не находи­лось удовлетворительного решения этого диагностического воп­роса для того, чтобы служить в качестве основы для оценки, прогноза и отбора терапевтических средств.

Наши рекомендации