Потребность, силовые поля и когнитивная структура
Потребность и валентность. В ходе развития ребенка потребности постоянно меняются по интенсивности и степени дифференциации. Так называемые кризисы развития — это периоды особенно важных или особенно быстрых изменений потребностей. Кроме того, происходит изменение потребностей в более короткие периоды, соответствующие состояниям голода, насыщения и перенасыщения.
Потребности имеют характер «организации» поведения. Можно выделить иерархию потребностей. Одна потребность или комбинация нескольких потребностей могут создавать производные потребности (квазипотребности), эквивалентные конкретным намерениям.
Потребности тесно связаны с валентностями. То, какую валентность имеет определенный объект или деятельность {Va[G)}, частично зависит от характера этой деятельности (G), а частич-.но — от состояния потребностей {f(G)} человека в это время {Va\G) = F{Gi t(G))}. Увеличение силы потребности (например, потребности в отдыхе) приводит к увеличению положительной валентности некоторых видов деятельности (как, например, посещение кинотеатра или чтение книги) и к увеличению отрицательной валентности некоторых других видов деятельности (как, например, выполнение тяжелой работы). Любое утверждение, касающееся изменения потребностей, можно выразить с помощью утверждения об определенных положительных или отрицательных валентностях.
В результате значительного увеличения положительной валентности, которое сопровождает сильное состояние голода,
области, обладающие отрицательной или нулевой валентностью, когда потребность в еде насыщена, приобретают положительную валентность. Более голодный человек обычно довольствуется более скудной пищей (Katz D., 1937).
Валентность деятельности связана с ее потребительской ценностью для удовлетворения потребности. Однако не все виды деятельности, имеющие положительную валентность, также имеют ценность удовлетворения в случае потребления; с другой стороны, виды деятельности, которые не имеют никакой валентности или даже имеют отрицательную валентность, могут иметь ценность удовлетворения. Следует поэтому четко различать валентность и ценность удовлетворения. Удивительно, как часто валентность и ценность фактически идут рука об руку. Д. Кац сообщил об увеличении валентности продуктов, содержащих минеральные вещества, недостаток которых был обнаружен в курице. Когда недостаток был устранен, валентность снова снизилась. Похожие результаты были заявлены для детей. Опыт может изменить валентность, так же, как и значение, которое деятельность имеет для ребенка. Ребенок должен принять много важных решений (например, в отношении занятия) на основе валентности деятельности, а не на основе ясного знания ее ценности удовлетворения.
Потребность и когнитивная структура. На когнитивную структуру жизненного пространства оказывает влияние состояние потребностей. Мюррей (Murray, 1938) обнаружил, что лица людей кажутся детям в состоянии страха более злобными, чем обычно. Стерн и Мак-Дональд (Stern, MacDonald, 1937) обнаружили, что рисунки без определенного смысла ребенок будет понимать в соответствии со своим настроением.
Влияние, которое потребность имеет на структуру жизненного пространства, зависит от силы потребности и от подвижности соответствующих областей жизненного пространства. Дем-бо обнаружила подобные галлюцинациям исполнения желаний в чрезвычайно эмоциональных ситуациях. Если визуальное поле достаточно подвижное, его структура может быть значительно изменена намерением (квазипотребностью) (Gottschaldt, 1926; Lewin, 1938). Уровни ирреальности, будучи более подвижными, чем уровни реальности, в результате легче подвергаются влиянию как желаний, так и страхов. Это причина того, почему сны и мечты отражают потребности ребенка. Это также объясняет, почему в воображении и сновидениях могут открыться потребности, которые не допускаются в «общественную жизнь» социальными табу.
Слиосберг показала, что смысл объектов и событий более подвижен в игровых, чем в неигровых ситуациях. Так называемый игровой метод (Ericson E., 1940; Homburger, 1937) и другие проективные методы (Murray, 1938) используют эту большую подвижность игры, чтобы изучить более глубинные и подавленные желания детей. (Следует упомянуть, однако, что игра часто отражает реальную домашнюю ситуацию, а не желания и страхи ребенка.)
Потребности оказывают воздействие на когнитивную структуру не только психологического настоящего, но, даже больше того, психологического будущего и прошлого. Это особенно важно для уровня притязаний. Если влияние потребностей на психологическое будущее особенно велико, говорят о нереалистичном человеке. Одна из форм влияния потребностей на структуру психологического прошлого называется рационализацией; другими формами являются вытеснение и ложь. Часто кажется, что ложь ребенка в первые годы жизни имеет характер действительного изменения психологического прошлого в соответствии с потребностями ребенка.
Существуют большие индивидуальные различия (Davidson & Klopfer, 1938) в том, как ребенок видит чернильные пятна (тест Роршаха). Неустойчивые, проблемные дети с большей вероятностью попадают во власть желаний и страхов, чем средний ребенок, вследствие их большей подвижности.
Удовлетворение потребности
Потребность можно удовлетворить, достигнув либо желаемой цели, либо замещающей цели.