Изменение когнитивной структуры
Структура жизненного пространства — это позиционные отношения его частей. Структуру можно выразить с помощью топологии жизненного пространства. Передвижение человека, т. е. изменение его позиции от одного региона до другого региона, можно рассматривать как один тип изменения структуры. Другие примеры —это те изменения, которые происходят во время «инсайта» или научения. Бесконечное множество изменений структуры можно грубо разделить на следующие группы: (1) увеличение дифференциации региона, т.е. увеличение числа подрегионов; (2) объединение изолированных регионов в один дифференцированный регион; (3) уменьшение дифференциации, т. е. уменьшение числа подрегионов внутри региона; (4) распад целого, когда связанные прежде подчасти региона разделяются на относительно независимые регионы; (5) реструктурирование, т. е. изменение паттерна без увеличения или уменьшения дифференциации.
Проблемы обходного пути и инсайт. Реструктурирование определенных областей жизненного пространства можно легко наблюдать при решении проблем обходного пути. Основные проблемы можно проиллюстрировать простым примером: цель G (рис. 3) находится за U-образным физическим барьером В. Ребенок С, психический возраст которого один год (с точки зрения биологического возрастало может быть маленький ребенок или более старший слабоумный ребенок), вероятно, попытается достичь цели, действуя в направлении барьера вдоль пути wKG, Ребенок пяти лет в тех же самых обстоятельствах не будет иметь никаких трудностей. Он достигнет цели посредством обходного пути по маршруту w'AG (рис.4). Каковы проблемы маленького ребенка? Оба ребенка обнаруживают стремление передвигаться от их нынешней ситуации А к цели G. (Как мы увидим позже, можно сказать, что существует психологическая сила f,c, действующая на ребенка в направлении от А к G).
Мы можем понять различие в трудностях, если рассмотрим, что значит «направление к G» для обоих детей. Для более маленького ребенка направление от А к G, с/дс? равно направлению к барьеру В (dAG = dAB). Движение от А к D вдоль пути wAD имело бы для этого ребенка значение удаления от G. Другими
Рас. 3. Простая проблема
обходного пути,
как ее видит маленький ребенок
Рас. 4. Проблема обходного пути, представленная на рис. 3, как ее видит старший ребенок
словами, направление кД dAD, противоположно направлению к G, dAG (dA0 — — d^g). Для более старшего ребенка (рис. 4) направление к D, d.D, имеет характер не противоположности, а равенства направлению к G (d.D = dAG), потому что шаг от А к D рассматривается этим ребенком как часть обходного пути w'AG к G. Различие в значении направления d^a к G обусловлено главным образом двумя фактами.
1.Для маленького ребенка непосредственная ситуация менее протяженная, чем для старшего (это только одно следствие того факта, что жизненное пространство младшего ребенка во многих отношениях меньше, чем жизненное пространство старшего ребенка). Она включает только регионы А, В и G (рис. 3). Для старшего ребенка психологически присутствует более широкая область, включающая, например, области D и F. Как следствие этого различия в масштабе ситуации, существующей в настоящий момент, маленький ребенок видит, что области Л и G разделены непроходимым барьером В. Для более старшего ребенка регионы Л и G связаны через проходимые регионы D и F.
Направления в психологическом жизненном пространстве характеризуются определенными путями как целым. Старший ребенок видит шаг от А к D как часть пути Л, D, F, G по направлению к G. Маленький ребенок видит шаг A, D как часть пути А, Е, т. е. от G. Различие в когнитивной структуре ситуации для маленького и более старшего ребенка приводит, следовательно, к различному значению направления к G и соответственно к различному передвижению, являющемуся результатом одинаковых стремлений обоих детей достичь G.
2. Для маленького ребенка путь vf. G психологически просто не существует. Для старшего ребенка психологически существуют два пути к G, а именно: окружной путь w'AC и заблокированный «прямой» путь wAG «Прямое» направление к G можно интерпретировать в этом сАучае как направление взгляда, устремленного на G; менее «прямое» направление — как направление прохождения к G. Для маленького ребенка «направление к G» еще не разделилось на эти два направления. (Это пример меньшей степени дифференциации жизненного пространства маленького ребенка.)
Двухлетний ребенок, оказавшийся в той же самой ситуации, может сначала иметь когнитивную структуру, соответствующую когнитивной структуре младшего ребенка (рис. 3). После нескольких попыток структура ситуации может поменяться на структу- ■ ру старшего ребенка (рис.4). Эти изменения часто происходят как внезапный сдвиг. Это примеры того, что было названо инсайтом (КбЫег, 1925).
Инсайт всегда можно рассматривать как изменение когнитивной структуры ситуации. Он часто включает дифференциацию и реструктуризацию в смысле разделения определенных регионов, которые были связаны, и соединения регионов, которые были разделены. Например, чтобы использовать ветку дерева в качестве палки для доставания цели, находящейся за решеткой, необходимо увидеть ветку как относительно изолированную единицу, а не как часть внутри большей единицы — дерева. Кроме того, необходимо связать эту ветку с целью за решеткой,
Из теории инсайта в проблемах обходного пути можно вывести определенные заключения относительно факторов, способствующих инсайту. Эмоциональное волнение приводит к сужению психологически наличной области. Состояние сильной эмоциональности должно, следовательно, мешать нахождению решений. Дистанция, достаточная для обозрения большей ситуации, помогает при решении интеллектуальных проблем.
Принципы изменения когнитивной структуры, обсуждаемые здесь, так же применимы к социальным и математическим проблемам, как к физическим проблемам.
Научение а ориентация. Научение — это популярный термин, относящийся к таким различным процессам, как научение любить шпинат, обучение ходить или изучение французской лексики, т. е. к проблемам изменения целей или потребностей, изменения положения тела и мышечной координации и изменений в знаниях. Поэтому невозможна никакая единая теория научения. Проблемы изменения целей будут обсуждаться позже, Инсайт является примером научения в смысле изменения когнитивной структуры. Научение в этом смысле обычно включает несколько из тех типов структурных изменений, которые мы упоминали ранее, в сочетании с изменением в степени организации.
Изменение в направлении большей дифференциации имеет место, например, когда ребенок начинает ориентироваться в новом окружении. Нахождение в незнакомом окружении эквивалентно нахождению в регионе, который неструктурирован в двояком смысле: не определены ни качество, ни подчасти нынешнего региона, ни непосредственно соседствующие регионы. Ориентация означает структуризацию неструктурированного региона. Таким образом становится определенным направление внутри жизненного пространства (Lewin, 1938). Ориентация — это процесс, который в меньшем масштабе обнаруживает существенные аналогии с развитием жизненного пространства маленького ребенка.
Неструктурированный регион обычно имеет такой же эффект, как непреодолимое препятствие. Пребывание в неструктурированной среде приводит к изменчивости поведения, потому что неясно, приведет ли действие к цели или уведет от нее. Не определено, опасны или дружественны соседние регионы. Уоринг, Дуайер и Джанкин (1939) обнаружили, что дети во время приемов пищи в первый день в детском- саду склонны слушаться советов взрослых больше, чем позже, когда они чувствовали себя гораздо увереннее. •
Чтобы завершить этот раздел, мы добавим только одно замечание о связи между повторением и научением. Повторение определенной деятельности может привести к дифференциации ранее недифференцированного региона жизненного пространства и к объединению ранее изолированных действий. Это часто происходит в случае моторного научения. Однако, если повторение продолжается достаточно долго, оно может иметь противоположный эффект, а именно: разрушение более крупных единиц дейст-
вий, дедифференциацию, разучение и дезорганизацию, сходный с эффектом примитивизации или дегенерации. Эти процессы типичны для психологического насыщения и перенасыщения.