Когнитивная структура жизненного пространства
Дифференциация различных измерений жизненного пространства. Исключительной характеристикой изменения жизненного пространства в ходе развития является возрастающая дифференциация. Значение этого фактора было показано в отношении развития языка (Gesell &Thompson, 1934), знания (Tolman, 1932), социальных взаимоотношений (Murthy,1937), эмоций (Jersild, 1936) и действий (Fajans, 1933).
Жизненное пространство новорожденного ребенка можно описать как поле, которое имеет сравнительно немногочисленные и лишь нечетко различимые области (Koffka, 1928). Ситуация, вероятно, соответствует общему состоянию большего или меньшего комфорта. По-видимому, не выделяются никакие определенные объекты или люди. Не существует никакой области, называемой «мое собственное тело». Будущие события или ожидания не существуют; ребенком управляет непосредственно наличествующая ситуация.
Некоторые из первых областей, которые получают определенный характер, по-видимому, связаны с едой и выделениями. После короткого периода от трех до шести дней ребенок реагирует на подготовку к кормлению (Marquis, 193I). Сходное увеличение размера и дифференциация жизненного пространства происходят и в других отношениях. Ребенок изучает свое собственное тело (Buhler, 1939) и свое ближайшее физическое окружение. В течение нескольких первых месяцев развиваются определенные социальные отношения.
Увеличение жизненного пространства в отношении психологических временных измерений продолжается во взрослости. Планы простираются довольно далеко в будущее, и виды деятельности все большей продолжительности организуются как одна единица. Например, между двумя и шестью годами увеличивается продолжительность игры (Barker, Dembo and Lewin, 1941).
Дифференциация жизненного пространства также растет в измерении реальность — ирреальность. Различные степени ирреальности соответствуют различным степеням фантазии. Они включают как положительные желания, так и страхи. Динамически уровень ирреальности соответствует более текучей среде
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000, стр. 296—273, 277—295, 306—314,316, 318—321.
(Brown, 1933), и он более тесно связан с центральными слоями личности. Этот факт особенно важен для психологии сновидений (French, 1939; Freud, 1916}.Игру можно понимать как деятельность на уровне реальности, тесно связанную с ирреальным уровнем (Sliosberg, 1934). Игровой метод (Homburger, 1937) в исследовании личности использует тот факт, что ирреальный уровень тесно связан с центральными слоями личности человека.
Уровень ирреальности в психологическом будущем соответствует желаниям или страхам на будущее; уровень реальности — тому, что ожидается. Расхождение между структурой жизненного пространства на уровнях ирреальности и реальности важно для планирования и для продуктивности ребенка. Надежда соответствует достаточному сходству между реальностью и ирреальностью где-то в психологическом будущем, вина — определенному расхождению между реальностью и ирреальностью в психологическом прошлом. У маленького ребенка правда и ложь, восприятие и воображение менее разделены, чем у более старшего ребенка (Frank, 1939; Piaget, 1932).- Это частично обусловлено тем фактом, что маленький ребенок еще не развил ту степень дифференциации жизненного пространства на уровнях реальности и ирреальности, которая характерна для взрослого.
Скорость, с которой размеры и степень дифференциации жизненного пространства увеличиваются в ходе развития, сильно варьируется. По-видимому, существует тесная связь между интеллектом или, точнее, между психическим возрастом и степенью дифференциации, человека и психологической средой (Kounin, 1941). Если это верно, тогда различия в IQ следует рассматривать как различные темпы растущей дифференциации жизненного пространства. Сходные соображения применимы к моторному развитию (McGraw, 1935) и социальному развитию.
Рис. 1а и б схематически представляет широту и степень дифференциации жизненного пространства в целом на двух ступенях развития. Дифференциация затрагивает не только человека, но и психологическую среду. Растущую дифференциацию потребностей, например, можно представить как увеличение дифференциации определенных внутриличностных регионов. Основные различия между этими ступенями развития — это (1) увеличение широты жизненного пространства в отношении (а) того, что является частью психологического настоящего; (б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; (в) измерения реальность — ирреальность; (2) растущая дифференциация каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей
Рис. I. Жизненное пространство на двух ступенях развития. Верхний рисунок представляет жизненное пространство младшего ребенка. Нижняя схема представляет более высокую степень дифференциации жизненного пространства старшего ребенка относительно нынешней ситуации, измерения реальность—ирреальность и временной перспективы. С — ребенок; R—уровень реальности; / — уровень ирреальности.
деятельности; (3) растущая организация; (4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.
Не все области этого жизненного пространства доступны ребенку. Он видит, что более старшие дети занимаются определенными видами деятельности, которые он сам хотел бы осуществлять, но в которых, как рн обнаруживает, он не может участвовать, потому что он недостаточно сильный или умный. Дополнительные ограничения его пространства свободного движения создаются запретами взрослого или другими социальными табу.
Связь между доступными и недоступными регионами жизненного пространства, размер пространства свободного движения и четкость границы между доступными и недоступными областями имеют огромное значение для поведения и развития нормального и умственно отсталого ребенка (Lewin, 1936).
Регрессия. Изменение жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития, может быть названо регрессией. Регрессия может включать сокращение временной перспективы, дедифференциацию или дезорганизацию, ведущую к поведению, более или менее типичному для детей на более раннем возрастном уровне.
Рас. 2. Уменьшение конструктивности на фоне фрустрации различных степеней2
Регрессия может быть либо постоянной, либо временной. Это распространенный феномен, и он может быть обусловлен, например, болезнью (Jersild, 1936), фрустрацией (Barker, Dembo and Lewin, 1941), небезопасностью (Murthy, 1937) или эмоциональным напряжением (Dembo, 1931). Регрессия в смысле сужения области психологического настоящего может происходить в результате эмоционального напряжения, например если ребенок слишком страстно желает преодолеть препятствие (Kohler, 1925).
Регрессия может произойти не только в результате такой фрустрации в непосредственной ситуации, но и в результате фоновой фрустрации. Баркер, Дембо и Левин показали, что конструктивность игры ребенка пяти с половиной лет может регрессировать до уровня ребенка трех с половиной лет в результате фоновой фрустрации. Это обусловлено тем фактом, что конструктивность игры тесно связана с временной перспективой, степенью дифференциации в рамках организованной единицы игры
Данные, представленные на этом рисунке, взяты из исследования Бар-кера, Дембо и Левина (1941).
и функциональной связью между ирреальностью и реальностью. Величина регрессии возрастает с ростом силы фоновой фрустрации (рис. 2).