Расширение области деятельности и интересов
Психологический мир, который оказывает влияние на поведение ребенка, по-видимому, расширяется с возрастом как в отношении областей, так и в отношении временного интервала, который принимается во внимание.
Границы поля. Трехмесячный ребенок, живущий в колыбели, знает несколько географических областей вокруг себя, и областей возможной деятельности сравнительно мало. Ребенку в возрасте одного года знакомы гораздо более широкая географическая область и более широкое поле деятельности. Он, вероятно, знает ряд комнат в доме, сад и некоторые улицы. Некоторые из этих территорий ему доступны, другие — нет. Он может быть в состоянии залезть под стол или под диван, но может быть не в состоянии залезть на определенный стул, хотя ему хотелось бы это сделать. Такие области его жизненного пространства лежат вне пространства его свободного движения (Левин, 1936), которое ограничено частично его собственными способностями, а частично социальными табу. Ребенку может, например, нравиться рвать книги. В этом случае разрывание книг — это область в ;го жизненном пространстве, она может значительно повлиять на его поведение. Это верно, даже несмотря на то что «нет» матери не пускает ребенка в эту область деятельности. Расхождение между притягательными областями жизненного пространства и пространством свободного движения — один из доминирующих факторов, определяющих уровень притязаний индивида. В ходе развития и пространство свободного движения, и жиз-[енное пространство обычно увеличиваются. Область деятельности, доступная для растущего ребенка, расширяется, потому ito повышаются его собственные способности, и возможно, что по мере увеличения возраста социальные ограничения снимаются быстрее, чем они создаются, по крайней мере после периода младенчества. Определенные события, например появление младшего братика или сестренки, вполне могут поменять баланс изменения в данный период на противоположный. Однако даже в те промежутки времени, когда пространство сво-юдного движения не растет, жизненное пространство с возрастом обычно распространяется на новые, частью доступные, частью недоступные регионы. Расширение границ жизненного пространства иногда происходит постепенно, иногда довольно резкими скачками. Последнее характерно для так называемых кризисов развития. Этот процесс еще долго продолжается во взрослости (Бюлер, 1935).
Временная перспектива. Сходное расширение жизненного пространства в ходе развития происходит в том, что может быть названо «психологическим временным измерением». В ходе развития масштаб психологического временного измерения жизненного пространства растет от часов до дней, месяцев и лет. Другими словами, маленький ребенок живет в ближайшем настоящем; с увеличением возраста все более отдаленное психологическое прошлое и будущее оказывают воздействие на настоящее поведение.
Может быть, можно истолковать усиливающееся расширение жизненного пространства просто как комбинацию растущего разнообразия поведения и различных типов организации поведения. Однако мы предпочитаем выражать это изменение в отдельном утверждении:
(3) LSp{Ch)<LSp{Ad),
где L Sp (C/j) означает размер жизненного пространства ребенка (life space of the child); a LSp(Ad)—размер жизненного пространства взрослого (life space of the adult).
Также для пространства свободного движения (т. е. совокупности доступных регионов в рамках жизненного пространства) в среднем верно,что:
(4) SFM{Ch)<SFM(Ad),
где SFM (Ch) означает размер пространства свободного движения ребенка (space of free movement of the child), a SFM (Ad) — размер пространства свободного движения взрослого (space of free movement of the adult). Однако пространство свободного движения может быть сужено в течение определенных периодов развития. Например, когда ребенок подчиняется жесткому режиму.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
Утверждение, что индивид становится все более дифференцированным, может иметь два значения. Оно может означать, что увеличивается разнообразие поведения, т. е. что все поведение, наблюдаемое в данном возрасте, становится менее однородным. В таком случае термин «дифференциация» относится к отношениям сходства и различия; он означает «специализацию» или «индивидуализацию». С другой стороны, термин «дифференциация» может относиться к отношениям зависимости и независимости между частями динамического целого. В таком случае увеличивающаяся дифференциация означает, что увеличивается
число частей человека, которые могут функционировать относительно независимо, т. е. что увеличивается степень их независимости5. Поскольку мы уже обсуждали растущее разнообразие поведения, обратимся теперь к вопросам зависимости и независимости.
Утверждение, что ребенок обнаруживает большее единство, чем взрослый, стало подчеркиваться в психологии сравнительно недавно. Ранее было принято считать, что взрослый проявляет большее единство, потому что в детстве различные потребности и различные области деятельности могут развиваться более или менее независимо. С другой стороны, более вероятно, что у взрослого эти различные области деятельности интегрированы.
Сегодня общепризнано, что развитие ребенка включает возрастание и дифференциации, и интеграции. Развитие, по-видимому, увеличивает количество относительно независимых частей человека и степень независимости, таким образом уменьшая степень единства индивида. С другой стороны, развитие предполагает интеграцию, которая увеличивает единство человека. Так как оба эти процесса идут в одно время, интеграция, очевидно, не может быть процессом, который на самом деле противоположен дифференциации. Она не уничтожает дифференциацию, и она не является дедифференциацией. Напротив, интеграция предполагает дифференциацию. Чтобы избежать недоразумений, мы предпочитаем поэтому использовать термин «организация» вместо «интеграция».
Вид функциональной взаимозависимости, лежащий в основе степени организационного единства человека, должен отличаться от вида взаимозависимости, лежащего в основе степени его дифференциации. Понятия, описывающие взаимозависимость, находятся на уровне конструктов, и любая попытка более точно определить различные типы взаимозависимости предполагает обсуждение ряда конструктов. Мы подойдем к ним после обзора эмпирических данных, относящихся к возрастающей дифференциации индивида, с одной стороны, и его возрастающей организации, — с другой.
Уменьшение простой взаимозависимостимы начнем с тех фактов, которые указывают на растущую дифференциацию человека.
В морфологии термин «дифференциация» ограничен случаями, когда части становятся не только более независимыми, но и отличными друг от друга. Было бы целесообразным использовать два различных термина для двух представлений о дифференциации. Мы будем говорить о «спецификации» или «индивидуализации» в случае увеличивающегося различия, о «дифференциации» — в случае увеличивающейся независимости.
Дифференциация моторных систем
Так называемая общая активность плода и младенца — характерный пример недифференцированной реакции индивида всем телом, а не определенными членами. Развитие ребенка характеризуется растущей дифференциацией моторных функций, признаком которой является возрастающая степень, в которой различные части проявляют сравнительно независимые действия. Развитие хватания (Halverson, 1931), например, начинается со стремления приблизиться к объекту одновременно глазами, ногами, руками, ртом. Постепенно другие виды деятельности выпадают, и ребенок начинает использовать сначала руки и кисти как относительно недифференцированные единицы и наконец овладевает точными движениями пальцев. Вероятно, справедливо будет сказать, что маленький ребенок демонстрирует тенденцию делать все всем своим телом в большей степени, чем более старший ребенок. Постепенное уменьшение так называемых непроизвольных сопровождающих движений — это только другое выражение того же самого факта."У ребенка увеличение тонуса одной части мышечной системы с большей вероятностью сопровождается увеличением тонуса в других частях, чем у взрослого. Другими словами, моторная система демонстрирует растущую дифференциацию в том, что касается мышечного напряжения.
Взаимозависимость внутриличностной и моторной областей
Сходное уменьшение в степени взаимозависимости можно наблюдать в том, как выражаются потребности или эмоции. Величина мышечной активности у младенца прямо пропорциональна егр голоду (Ирвин, 1932). Вероятно, правда то, что для более старших детей и взрослых существует похожая связь между голодом и величиной беспокойства, воинственности и других эмоциональных выражений. Однако эта зависимость менее прямая. Насытившийся младенец насытился от души; он опьянен; он выражает это состояние всем существом, и он беспомощен против этого выражения. Более старший ребенок больше контролирует себя. Его моторная система не показывает так открыто его потребности и его эмоциональное состояние. Другими словами, с увеличением возраста появляется менее прямая взаимозависимость между моторными системами и «внутрилич-ностными системами», т. е. теми психическими структурами, которые связаны с потребностями человека.
Уменьшение прямой зависимости между этими двумя частями у человека проявляется в том влиянии, которое состояние
моторной системы оказывает на психику. У маленького ребенка настроение и практически каждый сектор поведения более прямо зависят от телесного состояния, например усталости, голода, расстроенного желудка и т. д., чем у более старших детей.
Взаимозависимость во внутриличностных пространствах
Некоторые факты указывают, что различные потребности также могут стать менее взаимозависимыми. Сонасыще-ние одной потребности через насыщение другой уменьшается с возрастом (Кунин, 1941). Эксперименты по замещающей ценности (Слиосберг, 1934) показывают, что насыщение одной потребности с большей вероятностью вызывает общее состояние удовлетворения у более, младших, чем у более старших детей. Для более взрослых людей состояние напряжения различных потребностей в большей степени независимо.
Взаимозависимость человека и среды
Очень маленький ребенок беспомощно подвергается воздействию стимулов сиюминутной ситуации. Более старший ребенок может с большей легкостью поставить себя выше ситуации. Было обнаружено, что это различие существенно для поведения младенцев и более старших детей в конфликтной ситуации. Это отчасти результат изменения временной перспективы, но это также указывает на большую «функциональную дистанцию» между Эго и психологической средой. Спенсер (1872) и позже Пиаже (1937) обсуждали эту большую удаленность или большую «дистанцию» между центральным Эго человека и средой (см. также: Оллпорт, 1937; Хейдер, 1927). Растущий ребенок становится дифференцированным на все большем количестве центральных и более периферических слоев. Верно и то, что «поверхностные» стороны вещей и событий в воспринимаемой среде все больше отделяются от их «более глубокого» смысла. Большая дистанция между центральным слоем Эго и психологической средой предполагает большую независимость или по крайней мере менее прямую взаимозависимость между этими областями жизненного пространства, т. е. психологической личностью и психологической средой. Это делает ребенка менее беззащитным против непосредственных влияний его среды и делает воспринимаемую среду менее зависимой от настроения и сиюминутного состояния потребности ребенка. Мы знаем, что взрослый будет воспринимать данную физическую обстановку как иную психологическую среду, если изменятся его потребности, страхи,
желания и т. д. Однако зависимость воспринимаемой среды от потребностей и страхов индивида, вероятно, более полная и более непосредственная у ребенка. Фантазия и реальность, правда и ложь, по-видимому, больше переплетены у ребенка, чем у взрослого, и больше у младшего ребенка, чем у старшего.
В целом, таким образом, имеется большое число фактов, которые указывают, что развитие приводит к дифференциации внутри жизненного пространства индивида, так что некоторые его части становятся менее прямо взаимозависимыми. Это уменьшение прямой взаимозависимости наблюдается в моторной системе индивида, в его внутриличностных регионах, в отношении между внутренними психологическими регионами и психологической средой. Мы можем выразить это наблюдение формулой:
(5) si uni (Ch) > si uni {Ad),
где si uni (Ch) означает степень единства ребенка, на которую указывает степень простой взаимозависимости определенных частей жизненного пространства ребенка, a si uni (Ad) означает степень единства взрослого.
Кроме того, мы можем сформулировать:
(5а) dif(Ch)<dif(Ad),
где dif{Ch) и dif (Ad) означают степень дифференциации ребенка и взрослого.