Индивидуальные различия в цикле умственного развития

Какова природа индивидуальных различий в цикле роста? Психологические различия между детьми и взрослыми изучены по преимуществу в отношении роста интеллектуальных функций. Это естественно, ибо измерение этих интеллектуаль­ных функций должно явиться отправным пунктом для количе­ственной оценки различий. Интеллектуальные данные обнаружи­вают высокую корреляцию с возрастом. Однако фактор роста, определяющий эту корреляцию, может подлежать исследованию и на своей собственной территории.

Понятие роста не совпадает с понятием интеллектуальной возможности. Последнее предполагает способность к какому-ни­будь проявлению, отвечающему данному уровню развития. Рост же указывает на способность к творческому, прогрессивному изменению проявлений, на переход их с низшей ступени на выс­шую. Это иными словами некоторая форма пластичности, кото­рая после окончания отрочества может быть уловлена лишь при пользовании значительными интервалами времени. Сказать в результате измерения, что юноша достиг известного предельно­го для него уровня одаренности, — еще не значит предсказать его потенциальный рост. Другой юноша может достичь того же предельного уровня одаренности, но выявить в последующие годы значительно более высокую способность к ассимиляции знаний. Ум — налицо, но мудрость явится позже. Она не торопится ко второй молодости и совсем, быть может, не удостаивает пер­вую. Способность к ассимиляции не есть одаренность в обыч­ном смысле, которую можно измерить; это рост в потенции, это исключительной динамической важности количественное разли­чие, которое единогласно подчеркивают здравый смысл и пси­хология. Наши психологические методы еще не поднялись до высоты этой проблемы, несмотря на то что одним из наиболее значительных факторов, определяющих социальную полноцен­ность, является как раз способность к умственному росту на про­тяжении зрелых лет. Если бы был найден способ измерить эту потенцию роста, то выяснилось бы, что умственное развитие не достигает в качестве единого целого своей конечной цели на некотором жизненном этапе, но останавливается, снижается или расщепляется на своем пути к «зрелости» и старости.

Причина потенциального роста лежит, вероятно, в прису­щей живому веществу индивидуальной пластичности. Это свя­зано, быть может, с вариациями эндокринной формулы.

Отношение между развитием и способностью к обучению нуждается в точном определении. Торндайк (Thorndike) произ­вел интересные наблюдения над взрослыми, изучающими алгеб­ру, иностранные языки, естествознание и искусственно создан­ный язык. Он нашел, что способность к обучению в этих облас­тях достигает своего максимума около 20 лет и держится несколько лет на этом уровне, с тем чтобы начать затем мед­ленно спускаться, примерно на 1% в год. Катон изучал гречес­кий язык в возрасте 80 лет.

Явления умственного роста у взрослых и стариков являют­ся несомненно продолжением тех явлений, какие мы наблюда­ем в детском возрасте. Если бы мы имели относительно первых надежные систематизированные данные, это несомненно помогло бы нам понять раннее умственное развитие.

Надежные данные, относящиеся к рядовым людям, указы­вают на почти полную приостановку развития и окаменение ум­ственного кругозора к середине жизненного пути и даже ра­нее. Клинические наблюдения над способностью мышления у дефективных и в пограничных случаях красноречиво говорят о том же. Биографии великих людей, напротив, полны примеров сохранения в целости сил развития. Наиболее поразительным случаем является умственная жизнь Авраама Линкольна. Труд­но найти более достоверный случай медленного, но неуклонно­го развития. С психологической точки зрения эволюция стиля его работ сама по себе является замечательным феноменом ро­ста. Биография, составленная Сэндбергом, особенно рельефно передает ощущение постепенного созревания и роста, которые были характерны для ума и воли этого великого человека.

Ральф Вальдо Эмерсон6 оставил многотомный дневник, в ко­тором он подвергает рассмотрению свой собственный духовный рост от зеленой молодости до белоснежной старости. Он отда­вал себе полный отчет в тех изменениях, связанных с ростом, которые наблюдал на себе и на своем сыне. В 62 года он отме­чал, что возросшая способность к обобщениям компенсирует из­меняющую ему память. В 52 года он записал: «Мой сын начи­нает делать свою работу без моей помощи, а я начинаю обхо­диться без помощи Платона, Гёте и Олкотта».

Американский поэт, проповедник и философ.

В 58 лет Эмерсон писал: «Голмс7 выступил поздно на жиз­ненной арене и вырос в два-три года подобно старому груше­вому дереву, которое в течение десятка лет ничего не прино­сит, а затем внезапно расцветает. Лоуэлли медленно подвига­лись вперед, и, по мнению Генри Торо, люди могут дважды переживать период роста подобно грушам». Стоит отметить по­путно, что сын Оливера Венделя Голмса читает для отдыха тем­ные философские труды и накануне своего 86-летнего юбилея вынес ответственное решение в качестве судьи Верховной па­латы Соединенных Штатов.

- Но, с другой стороны, есть Герберт Мелвилл, который со­здал свой шедевр «Moby Dick» в возрасте 35 лет. По словам Льюиса Мэмфорда, «он никогда больше не поднимался до твор­ческих высот этой вещи, ею он как бы истощил себя самого. Остальную часть жизни он упорно цеплялся, подобно привиде­нию, влачащему за собой цепи, за свое место в таможенном уп­равлении. На протяжении тридцати лет Герберт Мелвилл был подобен мертвецу Эдгара По с задержавшимся процессом раз­ложения8. Он умер дважды».

Подобным же образом Кольридж имел «трагически корот­кий» период творчества. В блестящей работе о путях творчества Лоуэс на примере Кольриджа освещает нам скрытые процессы роста, лежащие в основе поэтической продукции гения9.

Оказывается ли прекращение творчества приостановкой внут­реннего роста или возникают на пути препятствия внешнего по­рядка, все равно является очевидным значительный по своему размаху диапазон индивидуальных различий в развитии гения.

Различия эти наблюдаются и у всего человеческого рода, на­чиная от морона10 и кончая гением. Первый дает нам наиболее поразительные образцы полной и равномерной задержки11, в то время как второй сохраняет свой дар роста до глубокой старости.

Оливер Вендель Голмс — известный американский юрист. Герберт Мелвилл — американский писатель; упоминание о дважды умер­шем относится к одному из фантастических рассказов Эдгара По, где субъект, погруженный в месмерический транс, умирает, но остается нетленным вплоть до момента пробуждения от гипнотического сна, ког­да внезапно рассыпается в прах. Кольридж — английский поэт.

Морон — американский термин для обозначения легкого слабоумия. В моих бумагах хранится пачка писем от тяжелого дебилика, которого при­шлось поместить в специальное учреждение. Он ведет переписку со мной свыше десяти лет. Если вы расположите эти письма по порядку, вас наи­более поразит их исключительное сходство друг с другом. Они создают убедительную картину стереотипии, которая до известной степени явля­ется уделом всех смертных по мере достижения определенного возраста.

Отмеченные индивидуальные различия относятся главным образом к объему умственного развития. Другие различия выра­жаются в темпе умственного развития. Наконец есть различия, относящиеся к типу развития. Различия в типе зависят от высо­ты, характера и взаимоотношения отдельных компонентов роста.

Объем, темп и тип могут подвергаться количественному изу­чению. Индивидуальные различия в особенностях развития, столь выраженные у взрослых, проявляются уже в раннем детском возрасте. Этюды индивидуального роста, собранные в следую­щих главах, убедительно говорят о возможности психометрии на ранних ступенях развития.

Потребуется большая исследовательская работа, прежде чем методы измерения приобретут достаточную надежность и точ­ность, но уже теперь нетрудно продемонстрировать, что общий ход и предельные границы умственного развития могут быть предсказаны заранее.

РОЛЬ РАННЕГО ДЕТСТВА

Наши рекомендации