Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
В каком отношении находится цикл умственного развития к общему жизненному циклу? Эти два цикла можно до известной степени разграничивать. Хотя Гексли и другие считали, что жизнь и развитие — понятия практически эквивалентные, все же «жизненный цикл» есть только обобщающее обозначение всего отрезка существования. Им покрывается вся история организма — от зарождения до естественной смерти. Он охватывает весь комплексный агрегат тканей, органов и функций. Биолог, «разлагая» индивидуума на составные части, доказывает тем самым, что каждый орган, каждая система и фактически каждая клетка проходят свой собственный жизненный путь. Эти более или менее элементарные компоненты всей совокупности имеют свою собственную историю жизни. Клетки крови рождаются, чтобы прожить короткий, примерно месячный, срок. Костные клетки существуют дольше. Нервные клетки закладываются у зародыша и существуют на протяжении всей жизни. Каждый орган следует кривой роста, характерной для этого органа. Ритм отдельных частей, органов и систем не совпадает. Один орган может увеличиваться при уменьшении другого. Отдельные кости скелета подвергаются окостенению в определенные сроки, и для каждой кости существует свой срок. Даже позвоночный столб не изменяется в своей величине и форме как единое структурное образование. Каждый отдельный позвонок имеет свой особый, ему лишь свойственный срок окостенения. Подобные же явления могут быть констатированы и в отношении мышечной системы, сосудистой системы и половой системы. Каждая из них, как было установлено, имеет свой собственный цикл развития. Существует, конечно, взаимодействие, но имеется также высокая степень специализации и доходящая до определенной степени автономия. В итоге нет в теле такого органа или системы органов, которые бы не имели отличного от других цикла развития.
- В каком же отношении находится цикл интеллектуального развития к этому запутанному сплетению различных циклов? Есть ли умственное развитие единая равнодействующая глубже лежащих и сплетенных между собою циклов, завершение всего органического типа развития, или это нечто случайное и побочное? Вопрос этот, в сущности говоря, относится к числу метафизических. С научной точки зрения оба предположения могут быть подвергнуты проверке. Всю область поведения мы вправе изучать как единый и независимый ряд явлений.
С другой стороны, биопсихология имеет своей задачей определить анатомические, биохимические и физиологические корреляты форм поведения, установить влияние различных факторов, выделив среди прочих и роль психологического фактора. Это не есть проблема взаимоотношений между душой и телом в общеупотребительном значении этих слов. Это — проблема живого механизма со сталкивающимися многоразличными факторами, взаимоотношения между которыми подлежат изучению. Развитие поведения имеет несомненно тесное отношение к росту нервной системы, но возникает вопрос: как влияют на этот последний фактор питание, состояние эндокринной системы, половое созревание, телосложение и конституция? Развивается ли система поведения сама по себе, или она обусловлена жизненным опытом?
Интеллектуальное развитие сводится по существу к последовательному появлению форм поведения, в основе которых лежит созревание нервной системы, связанной, в свою очередь, с архитектоникой всего организма. Хотя организм и сохраняет в своем поведении известную свободу и независимость проявлений, однако поведение его обусловлено более или менее отчетливо функционированием физиологических систем. Научный подход требует поэтому, чтобы цикл умственного развития рассматривался в его интимном взаимоотношении со всем тем множеством циклов развития, которые, взятые вместе, образуют общий жизненный цикл. Нет необходимости присваивать интеллекту некую самобытную сущность. Гораздо плодотворнее рассматривать поведение в качестве одного из важнейших и показательных проявлений всего сложного и запутанного комплекса процесса роста.
Множество клинических случаев демонстрирует нам определенное влияние соматических моментов на ход умственного развития. Наоборот, другие клинические случаи с явными соматическими нарушениями наводят на мысль о значительной самостоятельности и устойчивости тенденций умственного развития. Для иллюстрации этих различных возможностей мы включаем в книгу описание соответствующих случаев3.
3 Тут у автора порядочная путаница. С одной стороны, он утверждает (и совершенно правильно), что развитие поведения имеет «тесное» отношение к росту нервной системы и что «нет необходимости» (надо бы сказать: нет никаких оснований) «приписывать интеллекту некую самобытную сущность»; с другой стороны, он говорит о «значительной самостоятельности и устойчивости тенденций умственного развития». В формулировках автора отсутствует указание на то, что психологическое развитие ребенка подчинено социальным закономерностям.