Iii. влияние возрастного фактора на течение болезни и ее исход

Возрастной фактор оказывает влияние не только на возможность возникновения болезни и формирование ее симп­томатики, но и на дальнейшее течение. У детей младшего воз­раста (0—5 лет) наблюдается наиболее тяжелое течение. По дан­ным педиатрической клиники, 5-летний возраст является пре­делом, когда заболевание перестает быть грозным, и процесс протекает не столь разрушительно. Аналогичные наблюдения имеются и в области нервно-психических заболеваний раннего детства. У маленьких детей чаще, чем у взрослых, различные инфекции дают осложнение в виде энцефалита. В ранних воз­растах течение психических заболеваний отличается большей злокачественностью. Так, шизофрения, остро начавшаяся в ран­нем детском возрасте, до 5 лет, в течение 1—2 лет может при­вести к катастрофическому исходу. Эпилепсия у маленьких де­тей дает более тяжелое слабоумие. При травматическом повреж­дении в раннем детском возрасте нередко наблюдается тяжёлый психический ущерб, не соответствующий силе травмы.

Как было уже указано, более тяжелый исход болезни в ран­нем детском возрасте объясняется не только меньшей сопро­тивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание на­рушает дальнейшее развитие ребенка. Интеллектуальное недо­развитие и аномалии характера наблюдаются нередко как дополнительный синдром в клинической картине любого психи­ческого заболевания, начавшегося в раннем детстве.

У детей более старшего возраста параллельно с созревани­ем центральной нервной системы опасность задержки развития в результате перенесенных заболеваний становится меньшей, тогда как тенденции к росту и развитию еще достаточно силь­ны. Поэтому многие заболевания в этом возрасте протекают не только легче, чем у детей младшего возраста, но и легче, чем у взрослых. Благоприятное влияние на течение процессов оказы­вает высокая пластичность функции центральной нервной сис­темы и большая возможность к восстановлению. Возраст оказы­вает как бы «защитное» действие против деструктивного про­цесса. Мы видим это у детей, страдающих прогрессивным параличом, который принимает у цих более медленное течение, и при некоторых вяло, более благоприятно протекающих фор­мах шизофрении. В тех случаях, когда шизофренический про­цесс начинается после 10 лет, протекает медденно и не очень интенсивно, разрушительной силе процесса противостоит дру­гой фактор-—неуклонно идущее вперед развитие ребенка. В каж­дом конкретном случае имеет место взаимодействие двух тенден­ций: деструктивной, обусловленной патологическим процессом, и прогрессивной, связанной с процессом физиологического роста.

С началом пубертатного периода нередко меняется течение болезни, обостряются вяло протекающие процессы, нередко уча­щаются эпилептические припадки, после длительного вялого те­чения возникает острый приступ шизофрении. Характерно для этого периода также относительно частое периодическое тече­ние болезни.

Все сказанное об изменчивости растущего детского орга­низма и меняющейся с возрастом реактивности нервной систе­мы на те или иные раздражители объясняет причину частоты распространения тех или других форм психических заболева­ний на разных возрастных этапах развития ребенка и подрост­ка. Так, в младенческом периоде среди различных форм нервно-психических расстройств преобладают те, которые обусловлены патологией внутриутробного периода, родовой травмой, расстрой­ствами питания и диспепсиями и проявляются чаще всего дис­гармоничным и задержанным развитием ребенка.

Г ■ 99

Из отдельных нервно-психических заболеваний ясельного и дошкольного периода наиболее частыми являются психические нарушения в связи с инфекцией (как общей, так и мозговой) и различные формы эпилепсии.

Немалое значение в происхождении психических наруше­ний в дошкольном и ясельном периодах принадлежи1" и психо­генным факторам. Основную роль среди них играют ошибки вос­питания, обусловливающие патологическое формирование харак­тера ребенка.

В школьном периоде наряду с инфекциями большой удель­ный вес в возникновении психических расстройств приобрета­ют травмы центральной нервной системы. Психическая трав-матизация в этом возрасте продолжает играть большую роль. У подростков формы психических заболеваний более разнооб­разны. В этом возрасте значительно чаще, чем в детском, на­блюдается шизофрения.

В периоды более ускоренного роста, когда функциональные взаимоотношения отдельных частей нервной системы и соот­ношения эндокринных желез более резко меняются, сопротив­ляемость организма к различным вредностям может снизиться. Особенно это касается тех заболеваний, в патогенезе которых большое значение приобретают нарушение обмена веществ, ауто-интоксикационные и эндокринно-токсические явления (шизо­френия, маниакально-депрессивный психоз, периодические пси­хозы и др.).

Из приведенных данных явствует, что основные формы пси­хических заболеваний, наблюдаемые у взрослых, встречаются и у детей, за исключением тех, которые связаны с профессиональ­ными вредностями, наркоманиями и возрастом обратного раз­вития. Однако частота распространения психических заболева­ний не одинакова в различные периоды развития ребенка.

Д. Н. Оудсхоорн

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ[8]

Наши рекомендации