Организация и проведение эвакуационных мероприятий
Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения из зон ЧС и их жизнеобеспечение в районе размещения.
Принципы, по которым проводится эвакуация населения, следующие:
- производственный, т. е. по месту работы или учебы;
- территориальный, т. е. по месту жительства;
- территориально-производственный, т. е. совместное согласование о вывозе населения органов власти с руководителями предприятий и учреждений.
Способы эвакуации:
- вывоз транспортом (авиационный, железнодорожный, водный, автомобильный);
- вывод пешим порядком работающих, учащихся средних и высших учебных заведений и других категорий населения, кроме детей, стариков и инвалидов;
- комбинированный способ, т. е. вывод и вывоз населения одновременно с использованием всех видов транспорта.
Виды эвакуации:
- частичная эвакуация определенных категорий населения - детских учреждений и неработающего населения, а также вывоз отдельных особо важных (категорированных) предприятий;
- общая эвакуация – вывод (вывоз) всех людей населенного пункта, определенного региона или из 30 км зоны вокруг очага ЧС;
- временная эвакуация может быть при наводнении (катастрофическом половодье), при химических катастрофах и в других случаях – до ликвидации или нейтрализации опасности, до создания нормальной обстановки;
- постоянная, длительная эвакуация на неопределенное время или безвозвратное проживание в новых районах.
Организация эвакуации заключается в проведении следующих мероприятий:
- составление планов эвакуации и необходимой документации;
- назначение и подготовка к выполнению функциональных обязанностей эвакоорганов на всех уровнях от организаций, районов, городов, областей до мест, населенных пунктов размещения эвакуируемых;
- создание материальных запасов, медицинских средств, продовольствия, воды и другого необходимого имущества; оснащение служб, эвакоорганов, мест сбора, отправки, приема эвакуируемых; обеспечение всем необходимым транспортных средств.
Случаи эвакуации:
s при авариях на РОО решение на эвакуацию принимает начальник ГО и ЧС области (по согласованию с Региональным центром ГО и ЧС). Определяющим моментом для эвакуации является предельно допустимая доза облучения, которую может получить человек за первые 10 суток в зоне радиации (взрослые – 6,5 бэр, дети – 5 бэр);
s при авариях на ХОО решение на эвакуацию принимает начальник ГО и ЧС организации, который является председателем комиссии по ЧС (КЧС) и через рабочий орган (отдел ГО и ЧС) имеет все необходимые данные о АХОВ – токсичность, стойкость, скорость распространения и т.д. Так, в г. Ионава (Литва) при аварии на химкомбинате «Азот» было эвакуировано 40 тысяч человек за 4 суток.
s при землетрясениях, наводнениях, катастрофических половодьях, снегозаносах и других крупных ЧС решение на эвакуацию принимает руководитель города, района, области, он же председатель КЧС, по согласованию с вышестоящим органом власти, с Региональным центром ГО и ЧС или с МЧС, т.е. в зависимости от масштабов и степени угрозы ЧС. Так, при землетрясении в Армении было эвакуировано 114 тысяч человек. В эвакомероприятиях и в ликвидации последствий этого страшного бедствия принимали все республики бывшего СССР, и впервые была оказана гуманитарная помощь многими зарубежными государствами;
s эвакуация в военное время организуется и проводится по Плану организации (города, области) перехода на особый период (военный) с выполнением в установленные сроки всех мероприятий по заранее намеченным разделам, в том числе выполняется и раздел «Эвакомероприятия».
Для выполнения всего комплекса этих мероприятий создаются следующие эвакоорганы:
s эвакуационные комиссии;
s эвако-оперативные группы;
s центральные (или транспортные) диспетчерские пункты;
s сборные эвакопункты;
s пункты посадок (отправления);
s команды, группы, звенья, посты – управления, отправления, сопровождения охраны, контроля и регулирования движения, обеспечения, обслуживания и т.п.;
s промежуточные пункты эвакуации;
s приемные эвакокомиссии;
s приемные эвакопункты;
s пункты временного размещения;
s пункты длительного проживания.
Порядок проведения эвакуации следующий:
при вывозе населения из зон ЧС транспортом, особенно при катастрофических угрозах, используются все виды транспорта (железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный). При отправке железнодорожным транспортом формируются эшелоны, с присвоением номера, который объявляется эвакуируемым с выдачей посадочных талонов и указанием номера вагона. Назначается комендант эшелона, звенья управления, охраны, связи, медицинского обслуживания. В вагонах назначаются старшие, дежурные, дневальные.
При вывозе автотранспортом эвакокомиссии назначают ЦДП (центральные диспетчерские пункты). Автотранспорт, независимо от принадлежности и форм собственности, используется централизованно. Могут привлекаться и личные автомобили граждан. При недостатке автобусов используются и грузовые автомобили с соответствующим дооборудованием. При эвакоперевозках нормы посадки людей значительно увеличиваются. Отправка эвакуируемых производиться в автоколоннах, которым указывается маршрут движения время, присваивается номер колонне и каждому автобусу (в последовательности движения), назначаются начальник колонны, старшие автомашин, начальник маршрута и группа управления и связи.
Вывод населения пешим порядком планируется, как правило, на расстояние одного суточного перехода, совершаемого за 10-12 часов движения с расчетом выхода за зону ЧС. Некоторые категории населения (например, студенты) могут выводиться на расстояние нескольких суточных переходов.
Для организации марша пешим порядком формируются колонны численностью 500-1000 человек, состоящие из отрядов в 100-120 человек и группы по 20-30 человек. Колонны (отряды, группы) строят по производственному принципу (завод, цех, служба или по факультетам, курсам, группам). Средняя скорость движения 4-5 км/ч. Для отдыха назначаются привалы: малые – через 1-1,5 часа движения и большой – во второй половине суточного перехода. Продолжительность привалов: малых – 10-15 минут, большого – 1-2 часа. Для организационного движения, соблюдения дисциплины, порядка, удобства управления назначаются начальник колонны, командиры отрядов, групп. На весь пешеходный маршрут назначается начальник маршрута с группой управления и связи. Из состава групп управления создаются посты регулирования движения на исходных пунктах и пунктах регулирования, а также организуется охрана общественного порядка. Для этих целей обычно привлекаются ГАИ и личный состав МВД соответствующих областей, городов и районов.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются на железнодорожных станциях, пристанях, автовокзалах, в аэропортах, при пересадках с одного вида транспорта на другой и при прибытии на конечную железнодорожную станцию, в дальнейшем вывоз производится транспортом сельскохозяйственных районов.
Подготовка и правила поведения населения при эвакуации.
Большое значение при эвакуации имеет своевременное оповещение населения. Получив указание об эвакуации (по радио, телевидению, средствам связи, громкоговорителям т.д.), граждане должны немедленно, к назначенному сроку, подготовиться к выезду.
Брать с собой самое необходимое:
- документы (паспорт, военный билет, свидетельства о рождении, о браке, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, документы об образовании и др.), деньги;
- продукты питания на 2-3 суток (консервы, сухари, соль, сахар и другие непортящиеся продукты питания), питьевую воду;
- одежду, обувь по сезону, принадлежности туалета, кружку, ложку, спички, фонарик;
- постельные принадлежности (при длительной эвакуации);
- целесообразно иметь аптечку с необходимыми лекарствами.
Все вещи и продукты упаковываются в сумки, чемоданы, вещмешки. На каждое место подвешивается бирка с указанием Ф.И.О., адреса, пункта эвакуации. Детям дошкольного возраста на одежде пришиваются ярлычки с указанием Ф.И.О., года рождения, адреса, пункта эвакуации.
Перед уходом из квартиры выключаются все осветительные и нагревательные приборы, закрываются краны воды, газа, окна, форточки, двери на все замки, включается (при наличии) сигнализация.
При прибытии на СЭП для дальнейшей отправки, а также по прибытии в пункт эвакуации, каждый обязательно должен пройти регистрацию. В пути следования строго выполнять все указания, команды и установленный порядок следования и размещения в конечном пункте эвакуации.
Обязанности эвакуируемого населения изложены в брошюрах, памятках, а перед проведением эвакуации проводится тщательная подготовка, информирование о времени, причинах, порядке эвакуации. Успех эвакомероприятий зависит не только от действий эвакоорганов всех уровней и четкости транспортных средств, а также и от самого населения, от его организованности и дисциплинированности при осуществлении этих мероприятий.
Особенности эвакуации из радиационной зоны Чернобыльской АЭС заключались в том, что в мире не было аналогов подобного.
По оценкам того времени эвакуация была проведена организованно, в сжатые сроки, в несколько этапов. После аварии 26 апреля 1986 года решение об эвакуации было принято 27 апреля, и в 13.00 часов об эвакуации было оповещено население г. Припяти (47 тысяч жителей, в т.ч. 17 тысяч детей, 80 лежачих больных), сбор у подъездов – в 13.50 часов, посадка в автобусы (налегке) в 14.00 часов. Через 2 часа 30 минут эвакуация была завершена. Для этого было привлечено 1200 автобусов (в т.ч. 100 из резерва), 200 грузовых автомобилей, два поезда на 1500 мест, теплоходы, паромная переправа.
28 апреля происходила эвакуация из Припяти в Чернобыль (18 км), затем в пионерлагерь «Сказочный» (50 км) и в г.Славутич – комиссий, оперативных групп, работников АЭС, ликвидаторов, военнослужащих. Второго мая эвакуация 10-ти километровой зоны; 4 мая – 30-ти километровой зоны; 5-6 мая эвакуация 50-ти населенных пунктов Гомельской области, затем Брянской. Всего эвакуировано 116 тысяч человек.
Новое в эвакомероприятиях ЧАЭС:
s создание эвакокомиссий и оперативных групп эвакуации территориальных и ведомственных;
s создание Центрального диспетчерского пункта;
s организация и выставление заслонов, оцепления, постов строгого радиационного контроля;
s использование внутреннего транспорта только в зоне радиоактивного загрязнения (30 км зона);
s использование внешнего транспорта вне зоны радиоактивного загрязнения для того, чтобы не допустить её загрязнения;
После эвакуации в 1986-87 гг. построено и выделено пострадавшим 21 тысяча индивидуальных домов, 800 социально-культурных и бытовых объектов (детсады, поликлиники, магазины, аптеки и т.п.), 15 тысяч квартир в г. Киеве, 10 тысяч мест в общежитиях, квартиры в Чернигове и других городах. Построен г. Славутич, 50 сёл. Выплачивались денежные компенсации за дома, автомашины, транспортные расходы, средняя заработная плана за 6 месяцев; безвозмездно выдавались вещи, обувь, постель, посуда, мебель. В целом, выплаты составили более 900 миллионов рублей (в ценах тех лет цена 1 кг хлеба – 14 коп.).
По истечении десятилетий в этом комплексе эвакомероприятий мы видим массу недостатков (нарушений), основные из которых: сроки начала эвакуации проведены с опозданием; подготовки эвакомероприятий не было, сроки сбора для выезда весьма краткие, списки эвакуированных не составлялись, администрация АЭС самоустранилась от эвакомероприятий. После этого наблюдалась реэвакуация – возврат людей в свои дома, квартиры за документами, вещами.