ГЛАВА 2. ОБщие ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА.. 49
Вопросы для самоконтроля. 103
Список литературы.. 104
ГЛАВА 3. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.. 106
Вопросы для самоконтроля. 146
Список литературы.. 147
ГЛАВА 4. НЕРВНАЯ СИСТЕМА.. 149
Вопросы для самоконтроля. 318
Список литературы.. 320
ГЛАВА 5. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.. 323
Вопросы для самоконтроля. 411
Список литературы.. 412
ГЛАВА 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (кровь, тканевая жидкость, лимфа) 414
Вопросы для самоконтроля. 455
Список литературы.. 456
ГЛАВА 7. СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ.. 458
Вопросы для самоконтроля. 509
Список литературы.. 510
ГЛАВА 8. СИСТЕМА ДЫХАНИЯ.. 512
Вопросы для самоконтроля. 540
Список литературы.. 541
ГЛАВА 9. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ.. 543
Вопросы для самоконтроля. 652
Список литературы.. 654
ГЛАВА 10. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.. 656
Вопросы для самоконтроля. 680
Список литературы.. 681
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анатомия и физиология изучают строение и функции организма. В процессе развития происходят формирование и значительные количественные преобразования структур организма, совершенствование его функций, которые зависят как от наследственности, так и от условий жизни. В связи с этим меняется и чувствительность ребенка к педагогическим и воспитательным воздействиям. Эти воздействия могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Поэтому каждый педагог должен хорошо знать особенности развивающегося организма, периоды его повышенной восприимчивости к разнообразным воздействиям или пониженной сопротивляемости влиянию неблагоприятных факторов среды.
Отсутствие в последнее десятилетие современных учебников по анатомии и физиологии детей и подростков, издаваемых центральными издательствами, малый тираж учебных пособий, выпущенных региональными издательствами, побудил автора к написанию собственного варианта такого пособия.
Содержание учебного пособия соответствует Государственному стандарту высшего и профессионального образования по учебной дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» в медико-биологическом блоке. При подготовке пособия использовались как классические отечественные и зарубежные источники и руководства, так и материалы современных монографий. При изложении учебного материала автор опирался на собственный многолетний опыт преподавания анатомии и физиологии детей и подростков, возрастной физиологии и школьной гигиены студентам первых курсов Департамента педагогики и психологии детства, географо-биологического факультета, факультета физического воспитания и других факультетов УрГПУ.
Пособие содержит 10 глав. Первые главы посвящены общей характеристике организма, его структурно-функциональной организации, механизмам нервно-гуморальной регуляции функций, закономерностям индивидуального развития.
В связи с увеличением в последние годы числа детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата достаточно подробно рассматриваются вопросы развития костной системы: формирование изгибов, позвоночника и осанки, сроки появления первичных и вторичных очагов окостенения в разных отделах скелета, указываются наиболее уязвимые места позвоночника, черепа, конечностей в разном возрасте. Вместе с тем даются основные рекомендации по профилактике нарушений развития и травм отделов скелета. Значительное место уделено развитию мускулатуры, особенно мелких мышц спины и кисти в начальный период обучения в школе. Общая характеристика основных групп мышц дана в основной таблице, составленной доцентами Л. Г. Петровой и И. В. Павловой, в которой наряду с описанием мышц рекомендуются физические упражнения для их развития и укрепления. Не менее значимой для педагога является информация об особенностях формирования двигательных действий и навыков у детей и подростков и роли сенсорных систем в этом процессе.
Изложение материала по вегетативным системам идет по общему плану: краткая характеристика структур и процессов у взрослого человека, возрастные особенности каждой системы у детей и подростков, возможные отклонения в развитии и их коррекция. Часть информации обобщена в виде схем, таблиц, справочных материалов.
Основной иллюстративный материал к учебному пособию представлен в виде отдельного издания, на которое в тексте пособия даются ссылки с указанием страницы и номера рисунка (Малафеева, С. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека. — 2-е изд. / С. Н. Малафеева, И. В. Павлова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 194 с.).
В пособие не вошли разделы по развитию сенсорных систем и высшей нервной деятельности, которые предполагается выпустить отдельными изданиями с соответствующим атласом.
Знание морфофункциональных особенностей детей и подростков, наиболее уязвимых мест и внутренних резервов растущего организма позволит педагогу правильно организовать учебно-воспитательный процесс как в дошкольных учреждениях, так и в школе без ущерба для их физического и психического здоровья.