Упражнение в парах стоя друг напротив друга.
1.Оба находят устойчивое положение, хорошо заземлены, корпус на месте, работают только руки. Терапевт следит за тем, чтобы клиент во время упражнения дышал и замечал, что происходит в теле. Клиент отталкивает руки терапевта. Терапевт сопротивляется. Клиент продолжает отталкивать и говорит «нет». Терапевт постепенно «сдается». Можно попробовать одной рукой.
2. Терапевт держит руки на уровне груди. Клиент пальцами захватывает ладони терапевта и тянет к себе. Терапевт сопротивляется. Клиент продолжает тянуть руки к себе и говорит «дай», через сопротивление притягивает руки терапевта, и, м.б., говорит «мое». Важно замечать, что происходит при этом в теле, как оно наполняется. Куда идет энергия, как ассимилируется. Куда клиент направляет то, что получает.
3. Терапевт кладет ладонь горизонтально на область между лопаток (заземляющее, ресурсное место для этой структуры). Так они стоят какое-то время. Клиент может сказать, как ему лучше, выше, ниже…
4. 1) Клиент представляет ситуацию, где ему надо сказать «нет» и отталкивает руки терапевта, говоря «нет». Замечать ощущения в теле.
2) Клиент представляет ситуацию, в которой он хотел бы что-то получить. Потом захватывает руки терапевта, тянет их к себе и говорит «дай». Замечать ощущения в теле.
Упражнение в позиции лежа «иди сюда».
1.Клиент лежит как ребенок, терапевт сидит сбоку рядом. Клиент тянет руку терапевта к своей груди и говорит «иди сюда». Терапевт говорит «нет» и сопротивляется настолько, чтобы, клиент смог притянуть к себе руку и удержать. Клиент удерживает руку, дышит и наблюдает ощущения в теле. Сначала одна рука, потом другая.
2. В бодинамическом подходе клиент лежит (сидит), а терапевт сидит напротив. Клиент притягивает руку терапевта, ползет к нему, карабкается на него, обнимает.
Упражнение с любимым предметом в парах.
Клиент и терапевт сидят напротив друг друга.
1.Клиент сидит с любимой вещью в руках и думает как она ему дорога и что она для него значит.
2. Клиент кладет свою вещь между собой и терапевтом и отводит руки назад. Терапевт забирает ее предмет и с интересом рассматривает.
3. Клиент тянет руки и говорит «дай». Терапевт не отдает. Клиент тянет к себе свой предмет до тех пор, пока не не отнимет у терапевта и не притянет к груди.
4. Оба наблюдают за своими переживаниями, чувствами и ощущениями в теле.
Медитативное упражнение
Клиент смотрит на терапевта, ищет, что ему нравится в этом человеке. Замечать, есть ли энергетическая связь, какие чувства.
Клиент медленно поднимает прямые руки ладонями вверх, тянет к терапевту и говорит «дай».
Терапевт прикладывает руки к груди, ищет в себе то, что он может дать клиенту, отводит руки от груди, протягивает руки ладонями вниз, и кладет на руки клиента.
Оба все время наблюдают за своими чувствами и ощущениями в теле.
Упражнение 1 «Поддержка головы»
Клиент лежит на спине, ноги согнуты и опираются в пол. Терапевт заводит ладони под голову клиента. Производится поддержка головы и верхней части шеи.
Руки терапевта как бы говорят: «Я здесь, я тебя держу, ты не упадешь» (Рефлекс Моро (резкое разгибание) запускается при недостатке поддержки или при резком движении человека, который держит ребенка).
Контакт, дающий ощущение безопасной поддержки.
Упражнение 2 «Рефлекс хватания»
Клиент лежит на спине. Терапевт сидит рядом. Клиент обхватывает пальцы терапевта. Идея – смоделировать хватку новорожденного (рефлекс хватания младенца). Ребенок хватает всей рукой, но больше мизинцами. Поиграйте, пока не будет ощущения, что рука младенца держится сама по себе, ребенок держит мир…
Потом можно попробовать с двумя руками. Если ребенок уже схватился, попробуйте поднять его. Здесь во время этого подтягивающего движения важно сохранять контакт глаз. Если ребенок схватился, а вы его тянете, он приподнимается, поднимается его голова.
Упражнение 3 «Переворот»
Ребенок лежит на животе. Потом, когда будет импульс, он приподнимает голову, чтобы больше видеть, и крутит головой… Потом, чтобы еще больше видеть, ребенок вытягивает шею, а потом поднимается на руках… Посмотрите, насколько удлиняется позвоночник.
Если вы сразу поднимаетесь на руках, движение позвоночника блокируется. Правильно делать в такой последовательности: глаза, потом голова следует за движением глаз, потом руки…
Иногда это движение головы необходимо поддержать, прикасаясь ко лбу. Надо помочь организовать движение. Не давать, просто поддерживать. Потом отдохнуть. Потом опять. И опять отдохнуть.