Упражнение в парах на поддержку
1.Клиент, сидя, стоя или лежа, присушивается к своему состоянию на данный момент. Терапевт находится в полном распоряжении клиента. Терапевту должно быть удобно. Клиент использует терапевта как поддержку - телесную или какую–то другую. Клиент начинает просьбу со словами «пожалуйста». Если терапевт делает не так, как он хочет, то клиент говорит: «пожалуйста, сделай так». Если у клиента возникают эмоции, то он прислушивается к себе и говорит терапевту, что ему хочется в данный момент.
Терапевт находится в контакте со своими чувствами, В телесном резонансе замечает, какие сигналы подает тело.
2. Клиент замечает, что и как он берет, как напитывается при этом тело. Куда складывает в тело то, что получает. Важен глубокий контакт со своим телом. Терапевт помогает ему в осознавании.
3.Клиент говорит терапевту «Спасибо», а терапевт наблюдает свою реакцию в ответ.
Четыре патологических поведенческих паттерна:
1.Депрессивный паттерн.Люди находятся в депрессии или в субдепрессии. Нет воли, не могут совершать действия. Присутствует потеря энергии.
М.б. в детстве сильная утрата близкого человека или контакта с близким человеком, вследствие чего произошло нарушение привязанности.
У ребенка было много депривации (депривациия - определенное состояние психики, при котором человек не может удовлетворить свои основные потребности). Есть пустота, которую невозможно заполнить.
Переживание – то, что мне нужно, на этом свете нет или у других есть право, а у меня нет. То, что мне когда-то было нужно, я не смог получить. Весь мир теряет цвет. Ничто не наполняет меня. Тело не включено.
Иногда такие люди могут попадать в маниакальное состояние. Энергия копится, заземления нет, и в какой-то момент энергия взлетает вверх (сильная влюбленность, увлечение идеей, делом). Так как заземления нет, давняя утрата не пережита, то все опять приходит к депрессии. Надо посмотреть, что это за пустота,. Физиологически ощущается пустота на уровне пищевода, желудка. Невыносимые переживания заставляют есть, чтобы заполнить пустоту или пить алкоголь или принимать наркотики. Физиологически ощущается наполнение.
Длительные отношения во взрослом возрасте затрулнительны.
2. Орально–компенсаторный паттерн.Ребенок берет на себя роль помогающего родителя. Ребенок должен помогать родителям.
Способ выживания - заботиться о чужих потребностях. Маме плохо. Я ей помогу, ей станет лучше и мне будет лучше. Если не позабочусь об окружающих, то не имею право просить.
Много терапевтов с таким паттерном. Отношения слияния. В первую очередь важно удовлетворить чужие потребности.
3. Орально–симбиотический паттерн. «Я не знаю, что мне нужно. Только ты можешь обо мне позаботиться. Я без тебя не смогу»
Люди со 2-м и 3-м паттерном могут иметь длительные отношения, но счастья нет, так как удовлетворить потребности невозможно.
4. Орально-параноидальный паттерн.Мне дают не то и не так. Если возьму, мне это может угрожать. Есть потребность в терапевте, но и от него ощущается угроза. Мир ядовит, небезопасен, его надо контролировать. Ощущение рвоты. Терапевт предлагает что-то, а клиент может почувствовать отвращение.
Этот паттерн может быть связан с насильственным кормлением ребенка.
Сложно строить близкие контакты с людьми.
Здоровый паттерн
Я могу быть в контакте со своими потребностями, а потом удовлетворить или нет твои потребности. Мне мои потребности дороже, чем твои. Могу чувствовать свои потребности, в чем я нуждаюсь, различать внутренние ощущения.
Я могу:
- определить, локализовать и выразить свою потребность в коммуникации вербально или по-другому,
- оттянуться, притянуть к себе (мышечные действия). Когда притягиваю, могу взять, присвоить и напитаться этим,
- переживать фрустрацию, если этого нет, могу отложить реализацию на другое время,
- получить от другого отвержение,
- найти место, адекватное удовлетворению моей потребности.
Ранняя структура отчаяния - более депрессивная. В поздней структуре недоверия – сильное сопротивление.
Упражнение для малого таза.Подушка между ног или около живота (наклониться и держать подушку). Это приводит в тонус органы малого таза и эмоции задерживаются.
Работа с границами: на выталкивание из собственных границ того, чего не хочу, на приглашение к себе того, что хочу.