Работа со стопами. Клиент лежит.
Структура существования
Упражнение «Хорошая матка».Ранние нарушения происходят в матке. Задача – помочь на физическом и символическом опыте пережить другой опыт переживания себя в матке. Душа ребенка приходит в мир матки и живет в этом мире 9 месяцев. Исходя из того, как этот мир к нему относится, формируется базовое чувство отношения к миру.
Задача –помочь взрослому человеку получить альтернативный опыт. В ресурсном состоянии травматическое переживание может завершиться.
1.Кл. говорит, какое должно быть место. 2. «Мама» строит место ребенку, куда он придет. «Реб-к» ложится в устроенное место в позе эмбриона или как хочет. Может закрыть глаза.
3. Терапевт создает ощущение матки. Садится сзади и прикасается в разных местах, давая клиенту возможность оценить комфортность или не комфортность прикосновения в разных местах: А) экспериментируем: - терапевт кладет ладонь чуть выше области лопаток по направлению вверх к голове. - терапевт добавляет прикосновение другой ладони к стопам. Вместо ладони можно подложить свою ногу, стопу.
- ладонь на пупок.
- ладонь на поясницу. Хорошо заземляющее прикосновение.
- прикосновение к макушке.
По 3-5 минут на каждой точке. Терапевту важно быть заземленным, присутствовать. Клиент говорит, приятно ему или нет. Если неприятно, убрать руку. Клиент регулирует:
- точность комфортного места,
- интенсивность прикосновения, прикосновение м.б. бесконтактным – 4-5 см от поверхности тела.
Б) Клиент выбирает место, где прикосновение для него лучше. Терапевт кладет ладонь на это место. Сидеть рядом в глубоком присутствии не меньше 10 минут. Важно сосредоточиться на том, что хорошо, и напитываться.
4. Медленно убрать руку. Подержать ладони какое – то время на лопатках.
5. Ребенок выходит из позы эмбриона, лежит на спине. Терапевт держит его за руку в районе запястья. Клиент (ребенок) может открывать, закрывать глаза, терапевт рядом в эмоциональном контакте.
6. Завершение. Можно поговорить с клиентом о том, как ему было в процессе, как сейчас. Это м.б. очень глубоким опытом. Просить замечать дыхание. Клиент медленно встает через бок.
Если клиент не хочет телесного контакта, то можно спросить, где он хочет, чтобы терапевт сидел.
Упражнение на заземление в парах(подготовка к следующему упражнению)
Так как у ребенка в матке мало заземления, то терапевту важно быть самому в хорошем контакте с заземлением.
Работа со стопами. Клиент лежит.
- терапевт прикладывает к стопам ладони и спрашивает, что у клиента в это время происходит,
- Терапевт сидит, кладет стопы клиента себе на живот и держит стопы. Это очень глубокий контакт. Клиент может в это время держаться за стопы терапевта. В стопах много энергии.
- Можно усилить дыхание клиента: терапевт немного тянет стопы клиента на себя синхронно с вдохом клиента. Это помогает снять блок в диафрагме.
- Можно держать ноги не на животе, а стопы клиент ставит на пол. Терапевт кладет ладони на стопы сверху. Способствует расширению влияния.
- Терапевт может положить ладони на колени клиента, тянуть за колени.
2. Терапевт сидит в изголовье клиента:
- руки на ключицы. Чуть – чуть оттягивать ладони на себя вместе с вдохом клиента. Это способствует расширению дыхания.
- ладони терапевта лежат на полу и держат шею клиента. Пальцы мягко обхватывают шею. Терапевт концентрируется на своих руках и голове клиента и ни о чем не думает. 2-3 минуты.
- на микро-движениях на вдохе тянуть руки на себя. На выдохе отпустить. Клиент воспринимает это микро-движение как большое. Это помогает отпустить хроническое напряжение, вызывающее головные боли, а также может способствовать глубокому расслаблению в других частях тела.
Рефлекс рождения
После третьего триместра беременности появляется новое. Ребенок уже дышит, глотает и может сжимать ручки. Появляется новое движение, которое начинается с пяток - упереться пятками, вытянуть ноги и разогнуть позвоночник. Ребенок начинает практиковать рефлекс рождения. Все тело следует за двумя местами: пятками и поясницей. Но сейчас ребенок уже больше, чем матка. Матка оказывает сопротивление подошвам и голове.
Во время упражнения почувствуйте, как от ног активация проходит по всему позвоночнику… Вы не должны выпрямиться одним движением, поиграйте с этим, пока не почувствуйте наполненность и живость мышц, которые постепенно подключаются к движению.
Такое движение медленного разгибания хорошо активизирует движение мышц, участвующих в рождении без ухода в глубокий регресс.
Такое медленное движение отражает то, что на накопление этой энергии уходит три месяца прежде, чем ребенок начинает эту энергию использовать. То есть, на рождение, на самом деле (с биологической и неврологической точки зрения), уходит 3 месяца.
Если не работать с рефлексом рождения медленно, то не получиться его завершить.
Структура потребностей
Здоровый паттерн
Я могу быть в контакте со своими потребностями, а потом удовлетворить или нет твои потребности. Мне мои потребности дороже, чем твои. Могу чувствовать свои потребности, в чем я нуждаюсь, различать внутренние ощущения.
Я могу:
- определить, локализовать и выразить свою потребность в коммуникации вербально или по-другому,
- оттянуться, притянуть к себе (мышечные действия). Когда притягиваю, могу взять, присвоить и напитаться этим,
- переживать фрустрацию, если этого нет, могу отложить реализацию на другое время,
- получить от другого отвержение,
- найти место, адекватное удовлетворению моей потребности.
Медитативное упражнение
Клиент смотрит на терапевта, ищет, что ему нравится в этом человеке. Замечать, есть ли энергетическая связь, какие чувства.
Клиент медленно поднимает прямые руки ладонями вверх, тянет к терапевту и говорит «дай».
Терапевт прикладывает руки к груди, ищет в себе то, что он может дать клиенту, отводит руки от груди, протягивает руки ладонями вниз, и кладет на руки клиента.
Оба все время наблюдают за своими чувствами и ощущениями в теле.
Упражнение 3 «Переворот»
Ребенок лежит на животе. Потом, когда будет импульс, он приподнимает голову, чтобы больше видеть, и крутит головой… Потом, чтобы еще больше видеть, ребенок вытягивает шею, а потом поднимается на руках… Посмотрите, насколько удлиняется позвоночник.
Если вы сразу поднимаетесь на руках, движение позвоночника блокируется. Правильно делать в такой последовательности: глаза, потом голова следует за движением глаз, потом руки…
Иногда это движение головы необходимо поддержать, прикасаясь ко лбу. Надо помочь организовать движение. Не давать, просто поддерживать. Потом отдохнуть. Потом опять. И опять отдохнуть.
Структура автономии
Границы. 4 фазы формирования границ (из бодинамического анализа)
Физические. Начинают формироваться со второго триместра беременности, связаны с ощущением кожи. Заканчивается их формирование в 1,5 года, когда ребенок способен воспринимать кожу, тело как контейнер.
Личные, энергетические границы. Формируются от зачатия до 3 лет. Развиваются в здоровой сепарации ребенка от энергетического поля родителей.
Территориальные границы. Формируются с 3 до 12 лет. Ребенок осваивает свою территорию, «мое».
Социальные (ролевые) границы. Формируются с 4 лет до …). Ребенок осваивает разные роли, свои отношения с группой.
Энергетические границы. 5 стадий формирования. Во взрослом возрасте должны присутствовать все 5 вариантов ощущений границ.
1.Слияние. Безграничный контакт. Ребенок (эмбрион) находится в границах
мамы. У ребенка ощущение слияния и безграничного контакта. Во взрослом
возрасте слияние проявляется – в близости, в сексе. Это один из этапов в отношениях. В 1.5 года заканчивается.
2. Контейнирующий контакт. Мама обеспечивает защищающий контакт от окружающей среды.
3. Контакт с перекрывающимися энергетическими полями.
В стр. автономии сложно передвижение из автономии к контакту.
4. Контакт с ясным ощущением границ.
Ребенок четко ощущает себя
Контакт с сепарацией.
К 3 годам.
Это мой домик, а это твой.
Структура существования
Упражнение «Хорошая матка».Ранние нарушения происходят в матке. Задача – помочь на физическом и символическом опыте пережить другой опыт переживания себя в матке. Душа ребенка приходит в мир матки и живет в этом мире 9 месяцев. Исходя из того, как этот мир к нему относится, формируется базовое чувство отношения к миру.
Задача –помочь взрослому человеку получить альтернативный опыт. В ресурсном состоянии травматическое переживание может завершиться.
1.Кл. говорит, какое должно быть место. 2. «Мама» строит место ребенку, куда он придет. «Реб-к» ложится в устроенное место в позе эмбриона или как хочет. Может закрыть глаза.
3. Терапевт создает ощущение матки. Садится сзади и прикасается в разных местах, давая клиенту возможность оценить комфортность или не комфортность прикосновения в разных местах: А) экспериментируем: - терапевт кладет ладонь чуть выше области лопаток по направлению вверх к голове. - терапевт добавляет прикосновение другой ладони к стопам. Вместо ладони можно подложить свою ногу, стопу.
- ладонь на пупок.
- ладонь на поясницу. Хорошо заземляющее прикосновение.
- прикосновение к макушке.
По 3-5 минут на каждой точке. Терапевту важно быть заземленным, присутствовать. Клиент говорит, приятно ему или нет. Если неприятно, убрать руку. Клиент регулирует:
- точность комфортного места,
- интенсивность прикосновения, прикосновение м.б. бесконтактным – 4-5 см от поверхности тела.
Б) Клиент выбирает место, где прикосновение для него лучше. Терапевт кладет ладонь на это место. Сидеть рядом в глубоком присутствии не меньше 10 минут. Важно сосредоточиться на том, что хорошо, и напитываться.
4. Медленно убрать руку. Подержать ладони какое – то время на лопатках.
5. Ребенок выходит из позы эмбриона, лежит на спине. Терапевт держит его за руку в районе запястья. Клиент (ребенок) может открывать, закрывать глаза, терапевт рядом в эмоциональном контакте.
6. Завершение. Можно поговорить с клиентом о том, как ему было в процессе, как сейчас. Это м.б. очень глубоким опытом. Просить замечать дыхание. Клиент медленно встает через бок.
Если клиент не хочет телесного контакта, то можно спросить, где он хочет, чтобы терапевт сидел.
Упражнение на заземление в парах(подготовка к следующему упражнению)
Так как у ребенка в матке мало заземления, то терапевту важно быть самому в хорошем контакте с заземлением.
Работа со стопами. Клиент лежит.
- терапевт прикладывает к стопам ладони и спрашивает, что у клиента в это время происходит,
- Терапевт сидит, кладет стопы клиента себе на живот и держит стопы. Это очень глубокий контакт. Клиент может в это время держаться за стопы терапевта. В стопах много энергии.
- Можно усилить дыхание клиента: терапевт немного тянет стопы клиента на себя синхронно с вдохом клиента. Это помогает снять блок в диафрагме.
- Можно держать ноги не на животе, а стопы клиент ставит на пол. Терапевт кладет ладони на стопы сверху. Способствует расширению влияния.
- Терапевт может положить ладони на колени клиента, тянуть за колени.
2. Терапевт сидит в изголовье клиента:
- руки на ключицы. Чуть – чуть оттягивать ладони на себя вместе с вдохом клиента. Это способствует расширению дыхания.
- ладони терапевта лежат на полу и держат шею клиента. Пальцы мягко обхватывают шею. Терапевт концентрируется на своих руках и голове клиента и ни о чем не думает. 2-3 минуты.
- на микро-движениях на вдохе тянуть руки на себя. На выдохе отпустить. Клиент воспринимает это микро-движение как большое. Это помогает отпустить хроническое напряжение, вызывающее головные боли, а также может способствовать глубокому расслаблению в других частях тела.
Рефлекс рождения
После третьего триместра беременности появляется новое. Ребенок уже дышит, глотает и может сжимать ручки. Появляется новое движение, которое начинается с пяток - упереться пятками, вытянуть ноги и разогнуть позвоночник. Ребенок начинает практиковать рефлекс рождения. Все тело следует за двумя местами: пятками и поясницей. Но сейчас ребенок уже больше, чем матка. Матка оказывает сопротивление подошвам и голове.
Во время упражнения почувствуйте, как от ног активация проходит по всему позвоночнику… Вы не должны выпрямиться одним движением, поиграйте с этим, пока не почувствуйте наполненность и живость мышц, которые постепенно подключаются к движению.
Такое движение медленного разгибания хорошо активизирует движение мышц, участвующих в рождении без ухода в глубокий регресс.
Такое медленное движение отражает то, что на накопление этой энергии уходит три месяца прежде, чем ребенок начинает эту энергию использовать. То есть, на рождение, на самом деле (с биологической и неврологической точки зрения), уходит 3 месяца.
Если не работать с рефлексом рождения медленно, то не получиться его завершить.