Развитие в норме и дизонтогенезе
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рост организма (количественные изменения) связан с изменениями его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. Но возникновение каждой новой ступени никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей, которая представляет собой подготовительную ступень к последующей.
Разнообразные функциональные системы, составляющие в совокупности психику человека, не есть нечто стабильное, неизменное, данное ему в изначально законченном, завершенном виде. Онтогенез представляет собой процесс закладки, формирования, структурирования, расцвета функций каждой системы с последующим постепенным ее увяданием.
Детский и подростковый возраст — период наиболее интенсивной конструктивной динамики психического развития. Его закономерности закреплены в генетической Формуле человека, но имеются и индивидуальные признаки, определяющиеся воздействием среды — биологические и социально-психологические факторы.
Термин «психическое развитие» подразумевает не плав-ость или одновременность развития функциональных си-
4-3175
стем, а филогенетически сложившуюся своевременность созревания каждой системы в наиболее оптимальные возрастные сроки. Именно в связи с этим говорят о физиологической гетерохронии развития, т.е. гетерохронии развития мозговых структур и функций.
Значение закона гетерохронии для адаптивного характера развития обосновывается в разработанной П.К. Анохиным теории системогенеза. Исследования показали, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа принимающего участие в реализации данной функции', создают функциональную систему. Таким образом осуществляется минимальное, но достаточное для этого этапа развитие жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения»).
Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки пост-натальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития на каждом этапе онтогенеза и надежность функционирования биологических систем. При этом надежность обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных
звеньев системы.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Рассмотрим общие закономерности нормативного и отклоняющегося развития.
Процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе онтогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики.
Психическое развитие циклично и сложно организовано во времени. Индивидуальное развитие — процесс не линейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды *Ре' волюционных», переломных скачков развития, связан ные как с биологическими, так и социальными факторам ^ В отличие от сензитивных периодов, отличающихся п
ь11ценной чувствительностью отдельных функций, «революционные» периоды характеризуются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов.
Морфофункциональные перестройки основных физиологических систем на этих этапах обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, увеличение энергозатрат, высокую чувствительность к факторам внешней среды. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь серьезные негативные последствия.
Неравномерное развитие обусловлено, с одной стороны, активным созреванием структур мозга в определенные возрастные периоды, с другой — тем, что отдельные функции развиваются на базе функций, ранее сформированных. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей психических функций, а развитие каждой функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Периоды наиболее активного развития тех или иных компонентов психики определяются как сензитивные. Определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.
Процесс развития непрерывен и необратим. Как и ге-нез всех живых систем, развитие психики подчинено закону целостности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации (выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов) и интеграции (объединения этих компонентов с другими).
Важнейшим в развитии психики является принцип единства эволюционирования и функционирования. Нельзя представить себе ситуацию, при которой сначала нужно до-Ждаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.
Исключительное свойство развития человеческой пси-
з ^ ~~ невозможность заранее предвидеть конечный про-
УКт этого процесса, так как на определенном его этапе
р 0Век превращается в субъект своего развития, сам оп-
еляет направление собственной самореализации.
Развитие осуществляется в процессе предметной деятельности. На каждом этапе онтогенеза выделяется ее ведущий вид. В одних видах формируется преимущественно мотивационно-потребностная сфера психики, в других —
операциональная.
Нервная система чрезвычайно пластична, на этом ее свойстве проявляется способность к компенсации. Чем меньше ребенок, тем более уязвим он в отношении вредных воздействий, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности и, следовательно, компенсаторными возможностями.
Психическое развитие невозможно вне общения. Именно в процессе общения со взрослым ребенок осваивает культурно-исторический опыт человечества, что составляет сущность процесса формирования человеческого сознания. Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития психики, но это единство имеет две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии базовых, элементарных функций велика роль биологических факторов, в развитии высших психических функций — социокультурных.
Итак, общие тенденции развития нормального и аномального ребенка определяют важное условие коррекци-онного воздействия и механизмов компенсации: аномальный ребенок должен пройти все те же стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся сверстник. Однако средства развития и его темпы будут качественно иными, а результаты работы с аномальным ребенком не будут полностью совпадать с тем, чего достигают нормально развивающиеся дети. Тем не менее следует стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме.
В то же время аномальное развитие имеет свои общие закономерности и особенности, в условиях дизон-тогенеза они обнаруживаются как реакция процесса развития на разные неблагоприятные условия его протека ния.
ния.
Для аномальных детей характерно замедление ме}А возрастного развития, изменение сроков перехода отод ной фазы к другой. Замедление может иметь устои4
вый или переменный характер, затрагивать развитие психики в целом или ее отдельных сторон. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения, так как опосредуется си-лой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи.
Специфической закономерностью является ретардация — незавершенность формирования психических функций в конкретном периоде, отсутствие инволюции ранних форм психических функций. Например, при общем недоразвитии речи ретардация выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня, характерного для второго-третьего года жизни и затем сменяющегося нормативной речью). При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.
У аномальных детей снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию поступающей информации. При этом подразумеваются не нарушенные, а сохранные сенсорные системы, например зрительная у глухих. Замедление скорости переработки информации в основном происходит на уровне ассоциативных зон и зон перекрытия. Вероятно, что при разных типах отклонений в развитии имеется снижение уровня интегративности в работе мозга как неспецифической его реакции на нарушение. К таким неспецифическим компенсаторным реакциям относят общее замедление темпа протекания психических процессов, скорости переработки информации и уменьшение ее притока.
Общее снижение психической активности аномальных детей, и прежде всего познавательной, становится причиной сужения запаса знаний и представлений об ок-РУЖающем мире и себе.
У них наблюдается диспропорциональность между на-Равленной и спонтанной сторонами развития. Последняя, ак правило, страдает больше вследствие снижения уровни Познавательной активности и затруднений самонауче-тан п^тем подражания. Исходные недостатки в сфере спон-Те Ного развития на ранних этапах онтогенеза тормозят
пы формирования направленного развития. Тем не ме-
нее оно остается более сохранным, что позволяет опираться на него в процессе коррекционной работы.
Недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности может носить тотальный характер или затрагивать лишь некоторые ее компоненты. Весьма частыми причинами здесь выступают незрелость мотивацион-ной сферы, процессов целеполагания, несовершенство отдельных операций или недостатки контроля. Распространена у детей с отклонениями в развитии слабость энергетической составляющей деятельности, что нередко обусловливается астеническими состояниями.
Соответственно, недоразвитие моторики приводит к замедлению темпов формирования двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Уже сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере часто проявляются в форме двигательных стереотипии.
Ребенок с отклонениями в развитии может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он на это затратит, значительно большие, чем в норме. Следствием этого является увеличение нагрузки на центральную нервную систему.
Именно поэтому у лиц с отклонениями в развитии часто наблюдается невротическая симптоматика, склонность к дезадаптации и снижение фрустрационной толерантности, а также иной характер протекания возрастных кризисов. Чаще всего они наступают позже и бывают более длительны по времени. В ряде случаев они более сглажены, чем в норме, но переживаются остро и драматично, особенно в подростковом возрасте.
Всем группам детей с отклонениями в развитии свойственны нарушения в речевой практике и трудности в словесном опосредовании, разрыв между словом и действием, словом и образом. Во многих исследованиях отмечается, что при разных вариантах дизонтогенеза возникает определенная несогласованность в образной и вербальной сферах психики. Слова и образы словно бы независимы, не соотнесены друг с другом, для слова может не быть соответствующего образа, а для образа — слова.
Следующая особенность — замедление процесса фор" мирования понятий, что напрямую связано с недораз-
витием второй сигнальной системы (речи) и замедленным установлением условных связей.
Неблагополучие ребенка часто провоцирует специфическое отношение к нему со стороны родителей и окружающих. Они излишне сковывают его активность, ограничивают сферы деятельности и общения. Это дополнительно осложняет развитие ребенка, прежде всего его эмоционально-волевой сферы, чревато психологическими травмами.
К числу общих проблем аномального развития относятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень протекания основных психических процессов, недостаточная сформированность мотивационно-потреб-ностной и эмоционально-волевой сферы, моторики, произвольность психических процессов, деятельности и поведения.
Помимо общих и специфических закономерностей развития имеются особенности, характерные только для конкретного нарушения —модально-специфические.Например, у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте структуру дефекта на примере на
рушений анализаторов.
2. Охарактеризуйте особенности аномального разви
тия в зависимости от времени повреждения на при
мере одного из дефектов.
3. Объясните влияние нарушений межфункциональ
ного взаимодействия на характер вторичных откло
нений при нарушениях развития.
4. Обоснуйте необходимость использования относи
тельной оценки дефекта в психолого-педагогиче
ской практике.
5. Докажите необходимость качественного анализа ча
стичного дефекта.
6. Объясните различия в последствиях нарушений пси
хофизического здоровья, наступивших в раннем и
зрелом возрасте.
1 ■ Раскройте понятие закона гетерохронии развития.
8. Проанализируйте цикличность психического раз
вития на примере одной-двух функций.
9. Объясните причины снижения способности к при
ему, переработке, хранению и использованию ин
формации у детей с отклонениями в развитии.
10. Назовите общие закономерности развития аномальных детей независимо от характера дефекта.
Литература
Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. М.,
2000.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у
детей. М., 1985.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков— патопсихология. М.; Воронеж, 1996.
Соловьев ИМ. О психическом развитии детей с пораженным органом чувств // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2002.