Определить род латинского имени существительного
Tabuletta ae f.
Выбор родовой формы имени прилагательного
Obductus a um obducta.
4. Составить термины в именительном падеже единственного числа
Tabuletta obducta
Определение склонения имени существительного
Tabuletta ae I
Определение склонения имени прилагательного
Obducta I
Образование термина в искомой форме N.Pl
Tabulettae obductae.
Самостоятельная работа.
Задание №1.
1. Работа с лексическим минимумом.
Слова для запоминания.
· прилагательные первой группы.
fluidus, f, um | жидкий, ая, ое |
spissus, a, um | густой, ая, ое |
siccus, a, um | сухой, ая, ое |
oleosus, a, um | масляный, ая, ое |
spirituosus, a, um | спиртовой, ая, ое |
aquosus, a, um | водный, ае, ое |
aethylicus, a, um | этиловый, ае, ое |
dilutus, a, um | разбавленный, ае, ое |
felleus, a, um | желчный, ая, ое |
subtilissimus, a, um | мельчайший, ая, ое |
activatus, a, um | активированный, ая, ое |
purus, a, um | чистый, ая, ое |
· названия групп лекарственных веществ.
heroica | сильнодействующие (средства) |
diuretica | мочегонные (средства) |
hypotensiva | снижающие кровяное давление, гипотензивные (средства) |
narcotica | наркотические (средства) |
sedativa | успокаивающие (средства) |
· анатомическая терминология.
clavicula, ae, f | ключица |
costa, ae, f | ребро |
fibula, ae, f | малоберцовая кость |
lingua, ae, f | язык |
mandibula, ae, f | нижняя челюсть |
maxilla, ae, f | верхняя челюсть |
scapula, ae, f | лопатка |
tibia, ae, f | большеберцовая кость |
trachea, ae, f | дыхательное горло |
Задание №2.
2. Согласовать существительные с прилагательными и определить тип склонения существительных и прилагательных. Перевод рецептов.
· согласовать в роде и падеже
Русские термины | Латинские термины | |
В именительном падеже | В родительном падеже | |
Экстракт густой сухой жидкий |
·
·
· перевести рецепты.
|
|
Ø согласовать в роде и падеже.
Раствор масляный спиртовый | В именительном падеже | В родительном падеже |
Ø Перевести рецепты.
|
|
|
а) согласовать в роде падеже.
Вода дистиллированная |
б) перевести рецепт.
|
а) согласовать в роде и падеже.
Уголь активированный |
б) перевести рецепт.
|
Задание №3.
Выбрать правильный ответ.
Раствор йода спиртовой.
· solutio Iodi spirituosa
· solutio Iodi spirituosi
· solutio Iodi spirituosus
Тема: Имена прилагательные второй группы, несогласованное определение. Причастие.
Цель: студент должен знать:
· 2 гр. Прилагательных в латинском языке;
· характерные признаки первой и второй группы прилагательных;
· родовые окончания прилагательных второй группы.
Уметь:
· определить основу, склонение прилагательных 2-х групп;
· согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;
· переводить словосочетания с согласованным и несогласованным определением.
Учебная информация.
Прилагательные второй группы.
Прилагательные третьего склонения.
Делятся на 3 подгруппы.
а) 3-х окончаний
б) прилагательные 2-х окончаний, равносложные которые для мужского и женского рода имеют одно общее окончание (is), а для среднего рода – окончание (е).
В медицинской терминологии преобладают прилагательные 2-х окончаний.
|
medicinalis m f. – медицинский медицинская.
medicinale – медицинское.
в) Прилагательные одного окончания (неравносложные) которые имеют для всех родов одно общее окончание (s, x, или r).
Словарная форма
как у имени существительного третьего склонения; т.е. с указанием родительного падежа не ставится только в отличие от существительных обозначение рода.
nitens ntis - бриллиантовый, ая, ое.
simplex icis – простой, ая, ое.
Самостоятельная работа:
Работа с лексическим минимумом.
Задание №1.
A. Имена прилагательные второй группы.
letalis, e | смертельный, летальный |
naturalis, e | естественный, натуральный |
pectoralis, e | грудной |
talis, e | такой, ая, ое |
vaginalis, e | влагалищный |
rectalis, e | прямокишечный |
vulgaris, e | обыкновенный |
recipiens, ntis | берущий, реципиент |
simplex, icis | простой |
B. анатомическая терминология.
thalamus, i, m | таламус (зрительный бугор) |
metatarsus, i, m | плюсна |
tarsus, i, m | предплюсна |
sulcus, i, m | борозда |
pylorus, i, m | привратник |
lumbus, i, m | поясница |
digitus, i, m | палец |
metacarpus, i, m | пясть |
carpus, i, m | запястье |
periton(a)eum, i, n | брюшина |
pericardium, i, n | перикард, околосердечная сумка |
myocardium, i, n | миокард |
duodenum, i, n | 12-перстная кишка |
cranium, i, n | череп |
urethra, ae, f | мочеиспускательный канал |
Задание №2.
Определить группы (1-ая и 2-ая) и склонения по заданным образцам:
1. Spissum склонение 2 группа 1
2. Destillata
3. Vernalis
4. Purus
5. Pectorale
6. Simplex
Задание №3.
Найти соответствие.
1. species а) anhydricum
2. lanolinum б) palustre
3. dosis в) stomachicae
4. elixir г) concentratus
5. ledum д) pecrorale
е) subtilis
ж) letalis
з) silvestris
Задание №4.
Согласовать существительные с прилагательными и определить тип склонения существительных и прилагательных.
Русское название | Латинское название | В родительном падеже | ||
В именит. падеже определить род существ. | Тип склонения | |||
Существ. | Прилагат. | |||
П. Сок желудочный натуральный | М Succus gastricus naturalis | II | II III | Succi gastrici naturalis |
Ландыш майский | ||||
Горицвет весенний | ||||
Эликсир грудной | ||||
Бриллиантовый зеленый |
Задание №5.
Перевести рецепты.
|
|
Viride nitens – бриллиантовая зелень.
Тема: Важнейшие латинские и греческие приставки.
Цель: студент должен:
Знать:
- способы словообразования
- определение клинической терминологии
- основные греческие корни и терминоэлементы
- важнейшие латинские и греческие приставки
Уметь:
- образовывать слова при помощи приставок и суффиксов
- использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов.
Учебная информация.
I Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание слова (смотри учебник)
Самостоятельные слова и совпадающие с ними по значению корневые элементы сложных слов принято называть греко – латинскими дублетами, дублетными обозначениями.
Дублетнымиявляются также приставки лат. и греч. происхождения.
Корневые и словообразовательныеэлементы (приставки, суффиксы), имеющие стабильное значение в терминологии, входящие в состав многих терминов, принято называть терминоэлементами.
Названия болезней и патологических состояний образуются путем сложения терминоэлементов. Необходимо различать начальные и конечные терминоэлементы.
Естественные функции организма и протекающие в нем процессы обозначаются представленными в таблице конечными терминоэлементами. Нарушения функций и процессов чаще всего обозначаются с помощью греческих приставок а- / an-, dys-, hyper-, hypo-. – начальные терминоэлементы.
Таблица №1
Начальные терминоэлементы | Конечные терминоэлементы |
a- / an- dys-- нарушение, расстройство hyper-- повышение, усиление hypo- -понижение, ослабление | -phagia, -pnoё, -aemia, -uria -aesthesia –чувствительность -ergia –реактивность организма -kinesia –движение, двигательная функция органа -tensio– давление -tonia– тонус, напряжение -plasia – формирование тканей и органов -thermia – изменение температуры тела -trophia– питание тканей -cholia – секреция желчи -chylia – секреция пищеварительного сока -galactia – секреция молока -oxia – насыщение тканей кислородом -sialia, -salivatio– секреция слюны -mnesia- память -opia / -opsia -зрение -phonia -голосообразование |
Самостоятельная работа.
Задание №1
Работа с лексическим минимумом (записать в словари)
1. Слова для запоминания
а) греческие приставки
a (an)- | Отрицание | |
Anti- | против | |
De- | Без, не, удаление | |
Des- | Избавление | |
Dys- | нарушение, расстройство | |
Endo- | В, внутри | |
Exo- | Вне, снаружи | |
Extra- | Вне, сверх, снаружи | |
Hyper- | Сверх, выше | |
Hypo- | Под, ниже | |
Peri- | Вокруг, со всех сторон, около | |
Re- | Повторное, ответное действие | |
Syn- | С, в связи с | |
Trans- | Через, пере- | |
Para- | около |
б) терминоэлементы
-aesthes- -aesthesia- | Чувство | |
-alg- -algia- | Боль | |
-graph- | Рентген | |
-graphia | Регистрация сигналов | |
-logia | Наука о | |
-metria | Измерение | |
-path- -pathia | 1)чувство 2)заболевание | |
-therm- -thermia | Тепло | |
-ton- | Напряжение | |
-tonia | Тонус | |
-philia | Склонность, предрасположенность | |
-phobia | Навязчивый страх, боязнь | |
-plasia | развитие |
Задание№2
Выделите:
а) общий конечный
б) общий начальный терминоэлемент
Устно укажите значение терминов:
a /-an-:-atonia, anergia, achylia, asialia, amnesia, aplasia, acholia;
dys-:dyspnoё, dysplasia, dystonia, myocardiodystrophia;
hyper-: hyperergia, hypertonia, hypermnesia, hyperkinesias,hypersalivatio;
hypo-: hypoplasia, hypaesthesia, hypoxia, hypotensio, hypotonia, hypothermia.
Задание№3
Образовать термины с заданным значением, путем сложения терминоэлементов.
1. измерение температуры тела
2. понижение температуры тела
3. повышение температуры тела
4. тепловой удар
5. прибор для измерения температуры
6. повышение тонуса
7. понижение тонуса
8. расстройство тонуса
9. отсутствие мочи
пример:измерение температуры тела
температура + измеряю
thermo +metria = thermometria.
Тема: Клиническая терминология
Цель: Студент должен знать определение клинической терминологии, основные греческие корни и терминоэлементы
Уметь: Использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов
Учебная информация
Клинические термины образуются путем сложения терминоэлементов необходимо складывать начальные и конечные терминоэлементы