Соответствующие им баллы — 7 6 5 4 3 2 1
Для показателя активности — по шаблону № 2:
цифры опросника - 3 2 1 0 1 2 3
Соответствующие им баллы — 1 2 3 4 5 6 7
После перевода зачёркнутых цифр в оценочные баллы по каждому показателю подсчитывается сумма баллов и делится на число полученных ответов (зачёркнутых цифр), что и представляет собой показатель самочувствия, активности или настроения.
Инструкция: перед Вами представлены два ряда слов, обозначающие те или иные особенности психического состояния. Каждый признак имеет два противоположных полюса. Вам необходимо критически оценить своё состояние в настоящий момент. Для этого сначала выберите полюс, к которому Вы относите своё состояние. Чем ближе к полюсу Вы зачеркнёте цифру, тем сильнее выражено у Вас данное качество в настоящий момент.
«3» - зачёркивайте в том случае, если оно выражено сильно;
«2» - если выражено умеренно;
«1» -если выражено в наименьшей степени;
«0» - неопределённое положение, когда Вы не можете решить, к какому полюсу отнести своё состояние. Долго не раздумывайте, отвечайте быстро. В каждом ряду должна быть зачёркнута только одна цифра!
Таблица 4.1.
Результаты методики САН
Шкала | Показатели | Уровень |
Самочувствие | ||
Активность | ||
Настроение |
Показатели самочувствия ниже 5,4 балла, активности — ниже 5,0, настроения — ниже 5,1 балла расцениваются как низкие (ниже нормы).
Выводы: _________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Опросник САН
1. Самочувствие хорошее | С 3 2 1 0 1 2 3 | плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | слабым |
3. Пассивный | А 3 2 1 0 1 2 3 | активный |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | подвижный |
5. Веселый | Н 3 2 1 0 1 2 3 | грустный |
6. Настроение хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | плохое |
7. Работоспособный | С 3 2 1 0 1 2 3 | разбитый |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | обессиленный |
9. Медлительный | А 3 2 1 0 1 2 3 | быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | деятельный |
11. Счастливый | Н 3 2 1 0 1 2 3 | несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | мрачный |
13. Напряженный | С 3 2 1 0 1 2 3 | расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | больной |
15. Безучастный | А 3 2 1 0 1 2 3 | увлеченный |
16. Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | взволнованный |
17. Восторженный | Н 3 2 1 0 1 2 3 | унылый |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | печальный |
19. Отдохнувший | С 3 2 1 0 1 2 3 | усталый |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | изнуренный |
21. Сонливый | А 3 2 1 0 1 2 3 | возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | работать |
23. Спокойный | Н 3 2 1 0 1 2 3 | озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | пессимистичный |
25. Выносливый | С 3 2 1 0 1 2 3 | утомленный |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | вялый |
27. Соображать трудно | А 3 2 1 0 1 2 3 | соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | внимательный |
29. Полный надежд | Н 3 2 1 0 1 2 3 | разочарованный |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | недовольный |
ТЕМА 5. ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Дата проведения:_____________
Цель работы:
1.Освоить доступные способы диагностики осанки и ознакомиться с основными типами нарушений осанки: лордозы, кифозы и сколиозы.
2. Ознакомиться с основными требованиями профилактики нарушений осанки и разучить упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
3. Усвоить правила коррекции нарушений осанки.
Приборы и оборудование:гимнастические коврики.
Задание:Определитеналичие (отсутствие) у Вас нарушений осанки. Сделайте заключение о возможности применения различных упражнений в связи с актуальным состоянием осанки.
Основные понятия
Под термином «осанка»принято понимать привычную позу человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 40○- 50○ носками стоп. Особенности осанки определяются измерениями и описанием тела человека во всей совокупности - с головы до ног: это положение головы и пояса верхних конечностей, изгибы позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах), форма грудной клетки и живота, наклон таза, положение нижних конечностей.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:
1. Положение головы: находится ли она на одной вертикали с туловищем, или подана вперед, или наклонена набок (вправо или влево).
2. Состояние плечевого пояса: рельеф шеи – линия от козелка уха до края плеча одинаково выгнута с обеих сторон или одна сторона длиннее другой; плечи – на одном уровне или одно плечо приподнято, а другое опущено; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно больше другого (такая асимметрия часто бывает у спортсменов - метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.: отметим также, что резко поданные вперед плечи бывают у людей с развитой мускулатурой, это создает впечатление ложной сутуловатости, тогда как истинная сутулость связана с искривлением позвоночника); лопатки – на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна больше.
3. Позвоночник: имеет ли он нормальные физиологические изгибы или наблюдаются шейный и поясничный лордоз (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Естественные изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, уменьшают сотрясение тела при ходьбе, беге и прыжках. Нормальная линия спины – волнистой формы, но глубина изгибов не должна превышать 3 - 4 см.
Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. Грудная клетка спереди и сзади не имеет западаний или выпячиваний и симметрична по отношению к средней линии; живот симметричен, и пупок расположен по его центру; соски на одной линии; лопатки находятся на одном уровне по отношению к позвоночнику, и их углы расположены на одной горизонтальной линии; уровень надплечий и гребешков подвздошных костей на одной горизонтальной линии; линии талии с двух сторон одинаковые; передняя брюшная стенка умеренно выпуклая, живот подтянут, ноги выпрямлены в тазобедренных суставах.
При правильной осанке все звенья тела располагаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования систем организма в привычных положениях: лёжа, сидя, стоя и при ходьбе.
Нарушения осанки бывают в двух плоскостях: сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид прямо). Первая группа нарушений связана с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника (увеличение или уменьшение). К распространенным дефектам осанки относятся выраженные изгибы позвоночника: вперед – шейные и поясничные лордозы, назад – грудной и крестцовый кифозы. Сложные нарушения изгибов позвоночника встречаются реже.
Вторая группа искривлений позвоночника связана с нарушением симметрии между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а треугольники талии (пространство, находящееся между локтевым суставом свисающей руки и талией) становятся разными в связи с тем, что одно плечо и лопатка опущены.
Рис. 1. Виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости
Рис. 2. Нарушения осанки во фронтальной плоскости (виды сколиоза)
Ход выполнения работы
1.Оцените свою осанку по указанным выше признакам.
Диагностику вертикального расположения звеньев тела можно провести следующим образом. Встать спиной к стене, прикасаясь к ней пятками, (плинтуса не должно быть) икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Это положение вертикальное. Закрыв глаза и сконцентрировав внимание на мышечных ощущениях, сделать медленно пол шага вперёд, сохраняя вертикальное положение. Не открывая глаз, ориентируясь на мышечные ощущения, определить – является ли положение тела у стены естественным и привычным.
Боковые изгибы позвоночника можно определить следующим образом. Сесть в удобное положение (на стул, на пол скрестив ноги, на пятки) лицом к зеркалу. Закрыть глаза и ориентируясь на внутренние ощущения придать туловищу вертикальное положение. Медленно открыв глаза, не меняя положения тела, сопоставить положение плеч, ориентируясь на отражение в зеркале. Если плечи на одном уровне – все в порядке. Если одно плечо ниже или выше, то имеет место сколиоз.
2. Разучите комплекс упражнений для профилактики осанки, соблюдая следующие основные правила:
‒ при выполнении упражнений необходимо сконцентрировать внимание на внутренних ощущениях;
‒ упражнения лучше всего выполнять в положении лёжа на коврике или жёстком мате, одежда должна быть свободной и не ограничивать движения. Это позволит более точно выполнять движения и точнее их воспринимать;
‒ движения необходимо выполнять медленно, давая возможность головному мозгу отмечать все ощущения, происходящие в теле, упражнения необходимо освоить, т.е. выполнять легко и осознавать то, что делаешь;
‒ упражнения необходимо выполнять с малыми усилиями при доступной амплитуде, если упражнение выполнять с большим напряжением, то восприятие внутренних ощущений затрудняется и возможно искажается и как следствие, управление движением затрудняется;
‒ для лучшей концентрации внимания на мышечных ощущениях и формирования «чувства мышечных напряжений» упражнения целесообразно выполнять с закрытыми глазами и с фиксацией активной позы;
‒ комплекс упражнений желательно начинать с потягивания;
‒ для коррекции круглой спины следует растянуть мышцы передней поверхности и укрепить мышцы задней поверхности туловища. Проработка мышц верхней и грудной нижней части позвоночника осуществляется посредством корригирующих упражнений в комфортном положении для позвоночника: в положении лежа, висе, сидя;
‒ коррекция плоской и плоско вогнутой спины предусматривает умеренное растяжение мышц спины в грудной части и укрепление мышц передней поверхности бедра;
‒ с целью коррекции правостороннего сколиоза следует растянуть мышцы левой стороны и укрепить мышцы правой стороны туловища и обратные действия при левостороннем сколиозе.
Выводы: _________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________