Экспресс-оценка физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко)
Показатель | пол | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий |
1.Весоростовой индекс Кетле | м | ≥501 (-2) | 451-500 (-1) | ≤450 (0) | - | - |
ж | ≥451 (-2) | 351-450 (-1) | ≤350 (0) | - | - | |
2. Жизненный индекс | м | ≤50 (-1) | 51-55 (0) | 56-60 (1) | 61-65 (2) | ≥66 (3) |
ж | ≤40 (-1) | 41-45 (0) | 46-50 (1) | 51-56 (2) | >80 (3) | |
3. Силовой индекс | м | ≤60 (-1) | 61-65 (0) | 66-70 (1) | 71-80 (2) | >80 (3) |
ж | ≤40 (-1) | 41-50 (0) | 51-55 (1) | 56-60 (2) | ≥61 (3) | |
4. ЧСС*АД сист. / 100 (высчитать) | м | ≥111 (-2) | 95-110 (-1) | 85-94 (0) | 70-84 (3) | ≤69(5) |
ж | ≥111 (-2) | 95-110 (-1) | 85-94 (0) | 70-84 (3) | ≤69 (5) | |
5. Время восстановления ЧСС (мин) после 20 приседаний | м | >3 (-2) | 2-3 (1) | 1.30-1.59 (3) | 1.00-1.29 (5) | ≤59 (7) |
ж | >3 (-2) | 2-3 (1) | 1.30-1.59 (3) | 1.00-1.29 (5) | ≤59 (7) | |
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов) | м | ≤3 | 4-6 | 7-11 | 12-15 | 16-18 |
ж | ≤3 | 4-6 | 7-11 | 12-15 | 16-18 |
*Подсчет общего балла. Сравните Ваши показатели с табличными (табл. 2.3), сложите полученные баллы (указаны в скобках), определите уровень Вашего физического здоровья, запишите __________________________
По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом числа заболеваний и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. Средний уровень здоровья может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявлению заболеваний.
2. Определите Ваш индивидуальный диапазон частоты сердечных сокращений при самостоятельном выполнении физических упражнений.
а) определите «пиковую» (максимальную) ЧСС – для юношей по формуле: 205 – ½ возраста (кол-во лет); для девушек: 220 – возраст (кол-во лет).
_______________________________________________
б) определите допустимый диапазон изменения ЧСС (для юношей и девушек) по формуле: «пиковая» ЧСС – ЧСС в покое (за мин);
_______________________________________________
в) определите нижнюю границу тренировочной зоны (для девушек и юношей) по формуле: ½ допустимого диапазона ЧСС + ЧСС в покое (за мин);
_______________________________________________
г) определите верхнюю границу тренировочной зоны (для девушек и юношей) по формуле: допустимый диапазон ЧСС/100*80+ЧСС в покое (за мин).
_______________________________________________
Выводы: _________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ТЕМА 3. методы самоконтроля физической
Работоспособности
Дата проведения:_____________
Цель работы: овладеть методами определения физической работоспособности.
Приборы и оборудование:секундомер, метроном, ступенька степ-теста.
Задание: Определите Ваш уровень физической работоспособности (табл. 3)
Основные понятия
Физическая работоспособность (ФРС) - это индивидуальная возможность человека совершать механическую работу достаточно долго и без утомления.
Таблица 3
Оцени свою физическую работоспособность
Показатели | Значение | Оценка или уровень |
PWС170 | ||
ОМПК (максимальное потребление кислорода на 1 кг массы тела) | ||
% ДМПК |
Ход выполнения работы(все показатели фиксируются в табл.3)
1. Выполните тест PWC170, которыйрасшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин.
а) для расчета мощности первой и второй нагрузки используйте следующую формулу:
N=M * H * T * 1, 33
где N– нагрузка (кг/мин), М – масса тела в кг, H – высота ступеньки в м,
T – число подъемов в 1 мин, 1,33 – поправочный коэффициент.
б) подсчитайте пульс после первой нагрузки за 10 сек, умножьте на 6 (f1);
в) подсчитайте пульс после второй нагрузки за 10 сек, умножьте на 6 (f2);
Таблица 3.1.
Масса тела (М), кг | Высота ступеньки (Н),м | Число подъёмов в мин (Т) | N | Пульс после нагрузки |
N1 = | f1 = | |||
N2 = | f2 = |
г) рассчитайте работоспособность (РWС170), используя формулу В.Л. Карпмана, оцените показатель (табл. 3.2).
РWС170 = | 170-f1 | х | ((N2-N1)+ N1 |
f2-f1 |
Примечание: При расчетах необходимо соблюдать следующий порядок арифметических действий: определите разность в числителе и знаменателе, разделите полученные величины. Определите разность нагрузок (N2-N1), полученный результат умножьте на частное от деления, прибавьте к N1.
Таблица 3.2.