Сексизм и расизм в измерении
История всех этих инструментов отмечена периодами трудностей, возникших, когда их пользователи начали поднимать вопросы в отношении расизма и сексизма. Наиболее очевидными в ранних версиях были сексизм и представление о существовании исключительно мужских или женских профессий, а тж вытекающие отсюда вопросы, касающиеся норм для этих инструментов и языка, используемого при описании интересов. В инструментах Кьюдера и Стронга — Кэмпбелла сегодня существуют однополые и раздельнополые подходы к определению норм, а сексизм удален из языка описаний. При использовании SDS не возникает проблемы языкового сексизма, однако в нем используется единый набор норм, и при наличии определенных пунктов и их различной представленности в шкалах могут возникать систематические различия в вероятности, с к-рой женщины в сравнении с мужчинами будут относиться к др. типам, к-рые не обязательно будут связаны с предполагаемой профессиональной принадлежностью и удовлетворенностью.
Расизм не выражается прямо и труднее поддается обнаружению, так как сами формулировки пунктов опросников никогда не были расистскими. Однако нормативная база, стилистика языка и культурный опыт могут существенно различаться для отдельных этнических групп и тем самым оказывать трудноуловимое влияние на оцениваемые реакции респондентов и их итоговые показатели, следствием чего могут стать неадекватные выводы.
См. также Инвентари интересов, Обозрение профессиональных интересов Кьюдера, Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла
С. Г. Осипов
Профессиональные консультации (professional consultations)
Консультации по проблемам психич. здоровья как важная модальность услуг выросли из общественной охраны психич. здоровья. Для специалистов в сфере психич. здоровья это способ поделиться своими знаниями с др. работниками службы психич. здоровья или с работниками др. профессий (напр., в сфере права, бизнеса), к-рые сталкиваются с проблемами психич. здоровья. Консультации и просвещение — два осн. средства, к-рые дают центрам психич. здоровья возможность разделить ответственность за поддержание психич. здоровья об-ва с др. службами и с населением и тем самым уменьшить число людей, страдающих от острых и хронических нарушений и нуждающихся в службах психич. здоровья. Помимо того, консультации и образовательный процесс в значительной степени вносят вклад в оценку потребностей об-ва в психич. здоровье, развитие новых ресурсов, изменения в системе предоставления услуг и улучшение общения между службами.
Эти виды деятельности можно разделить на 2 категории — консультации но программам и консультации по вопросам челов. отношений в группе, или консультации по отдельным случаям. Консультации по программам имеют дело с проблемами, относящимися к планированию, разраб., выполнению и оценке услуг, прямо или косвенно влияющих на психич. здоровье определенной соц. общности. Обычно в подобных консультациях принимают участие администраторы и штат планирования. Инициатива по обращению за консультацией исходит от агентств, ассоц. и учреждений конкретного района, либо общественного центра психич. здоровья. В противоположность этому, консультации по вопросам челов. отношений в группе и консультации по отдельным случаям касаются ежедневного функционирования агентств или служб и их клиентов и рассматривают проблемы межличностных отношений внутри штата агентств и отношений между консультантами и их клиентами. В консультации по отдельному случаю консультант всегда придерживается совещательной позиции.
Консультация по вопросам психич. здоровья может проходить в самой разной среде, включая школы, больницы, органы правосудия, соц. службу и органы соц. обеспечения. Чтобы работать в такой неоднородной обстановке, консультанты должны поддерживать профессиональную гибкость и быть чувствительными к соц. экологии окружающей среды и к различным соц. силам, воздействующим на клиента. В отличие от дидактических отношений «учитель—ученик» или отношений «терапевт—клиент», консультационные взаимоотношения по большей части строятся на том, что консультант и клиент обладают равным статусом.
См. также Клиническая оценка, Бригады психического здоровья, Групповая работа
Р. Д. Фелнер
Профессиональный стресс (occupational stress)
П. с. — рез-т взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуется тем, что с людьми происходят определенные изменения, к-рые не позволяют им нормально функционировать.
Было выявлено множество индивидуальных последствий П. с. Вот только нек-рые из возможных физиолог. реакций: сердечнососудистые заболевания, желудочно-кишечные расстройства, болезни органов дыхания, рак, артрит, головные боли, телесные повреждения, кожные заболевания, физ. напряжение или утомление и смерть.
Психол. реакции на П. с. включают в себя: тревогу, депрессию, неудовлетворенность, скуку, жалобы на соматические недомогания, психол. усталость, чувства опустошенности и несостоятельности, низкую самооценку, избегание контактов с др., психозы, гнев, подавление собственных чувств и неспособность сосредоточиться.
Примерами потенциальных поведенческих последствий П. с. являются: визиты к врачам, употребление лекарственных веществ и злоупотребление ими, слишком эмоциональные реакции или безучастное отношение, нервные жесты и походка, рискованное поведение, агрессивность, грубость, склонность к воровству, плохие отношения с людьми, суицидальные попытки или суицид. Однако важно отметить, что в целом данные, касающиеся той или иной конкретной реакции, весьма скудны. Поэтому правильнее всего сделать следующий вывод: П. с. может нанести ущерб благополучию человека, но как именно это негативное влияние может себя проявить, остается под вопросом. Кроме того, различные типы людей, подвергаясь одинаковым по силе воздействиям, по-разному реагируют на стрессоры, связанные с их профессиональной деятельностью.
Можно выделить 3 осн. категории источников П. с.: а) организационные характеристики и процессы; б) условия труда и межличностные отношения; в) диктуемые работой требования и ролевые характеристики. Среди организационных характеристик к стрессовым относят: высокий уровень централизации, бюрократизации и специализации, а тж большие размеры орг-ции и сложность продвижения по служебной лестнице. Вероятными источниками стресса тж считаются такая организационная политика и процессы, к-рые ведут к неравенству в оплате труда, частым перемещениям работников, скудным коммуникациям, неопределенным или противоречивым производственным заданиям, сменной работе и неадекватной обратной связи в отношении выполнения работы.
Производственными стрессорами могут признаваться следующие условия труда: теснота, невозможность уединиться, высокий уровень шума, повышенная или пониженная температура, недостаточное освещение, слепящий или мерцающий свет и наличие токсических химикатов или др. веществ, загрязняющих воздух. Считается, что возникновению стресса способствуют такие межличностные отношения на работе, к-рые характеризуются отсутствием уважения, доброжелательности и доверия, а тж конкуренцией и конфликтами.
К вероятным стрессорам, касающихся требований, предъявляемых работой, относятся: однообразная работа, необходимость выполнить работу в короткие сроки, низкие требования к квалификации, ответственность за людей и неполная или чрезмерная занятость работников. Наконец, исслед. ролей, к-рые люди исполняют на работе, позволяют признать в качестве потенциальных стрессоров ролевые конфликты и неопределенность, недостаточную ролевую нагрузку или ролевую перегрузку и несоответствие роли статусу.
См. также Стресс, Последствия стресса
А. П. Бриф
Профилактика суицида (suicide prevention)
Первичное предупреждение суицида требует радикального снижения экономической и соц. напряженности в стране и в мире, а тж коренных благотворных изменений в нек-рых правительственных и общественных структурах. Большинство людей, касаясь проблемы П. с., говорят либо о мед. просвещении, либо о мерах вмешательства (т. е., о реагировании на поведение или о лечении лиц, склонных к суициду).
В качестве рационального обоснования П. с. можно сослаться на то, что открытым суицидальным действиям почти всегда предшествуют определенные предсуицидальные признаки, и что суицидальные состояния, как только они распознаны, можно смягчить (и тем самым предотвратить суицидальные действия). Ретросп. изучение совершенных самоубийств свидетельствует о том, что приблизительно в 90% случаев содержались определенные признаки суицидальных намерений погибших. Эти «улики суицида» — предвестники, предупредительные сигналы, предварительные симптомы, или предостерегающие признаки — могут быть или вербальными (напр. «Вы больше меня не увидите»), или поведенческими (напр. раздача ценной собственности). Реакция на предсуицидальные улики яв-ся путем к предотвращению суицидальных смертей.
Центры профилактики суицида
Организованные усилия по предупреждению самоубийств яв-ся продуктом XX в. К началу 80-х гг. в США существовало ок. 200 центров П. с., имевшихся почти в каждом крупном городе.
Эти центры не зависят друг от друга. Хотя мн. центры сейчас тж занимаются реабилитацией наркоманов, предупреждением убийств, реагированием на супружеские драки, работой с жертвами изнасилования, обеспечением «горячих линий» для подростков и общим кризисным вмешательством, центры П. с. стали жизненно важной частью независимо действующих служб психич. здоровья во мн. странах мира.
См. также Кризисное вмешательство, Службы «горячих линий», Самоубийство
Э. Шнейдман
Процессы коммуникации (communication processes)
Коммуникация яв-ся по существу процессом, посредством к-рого состояние дел в одном месте передается в др. место при помощи символических средств. В изучении этого процесса принимают совместное участие множество различных дисциплин, от электротехники до философии и от биологии до политологии. Серьезный интерес к П. к. как специфической области исслед. вытекает из осознания того, что различные феномены в каждой области обладают определенными сходными чертами и что от использования единой модели коммуникаций выиграла бы каждая из этих областей.
Принятая общая форма анализа этого процесса обусловлена потребностью инженеров-связистов измерять передачу информ. и состоит из пяти шагов: а) источник (исходное состояние дел); б) передатчик; в) канал; г) источник шума и д) получатель (приемник), осуществляющий реконструкцию состояния дел. Каждый канал имеет свою пропускную способность, к-рая определяет подходящий для него тип и объем данных; тем самым перевод данных в подходящую для данного канала форму (кодирование) и обратный перевод для их использования приемником (декодирование) становятся центральными проблемами анализа и разработки систем связи. Шум определяется как источник ошибок в передаче сигнала: сигнал, получаемый приемником, яв-ся функцией от исходного сигнала и шума.
Изучение коммуникации подразделяется на области межличностной и массовой коммуникации. Осн. отличие состоит в том, что при межличностной коммуникации получатель может реагировать на нее немедленно, создавая сеть из неск. звеньев коммуникации. Массовая коммуникация не рассчитана на столь быструю реакцию, и каждое передаточное звено отделено по времени от другого; однако, нек-рые технические нововведения сглаживают это различие, делая массовую коммуникацию способной к более быстрому реагированию.
Изучение межличностной коммуникации оказывается наиболее сложной из этих двух областей, поскольку единицы коммуникации с трудом поддаются дифференциации. Теорет. подходы и цели исслед. в этой области во многом зависят от используемых методов: наблюдения, экспериментов, или полевых исслед.
Исслед. в области массовой коммуникации руководствуются, в основном, интересом к ее содержанию. СМИ — книги, газеты, радио- и телепередачи, театральные постановки, кинофильмы и т. д. — передают сообщение в виде крупных единиц; такого рода продукция слабо поддается эксперим. контролю или детальному анализу структуры коммуникации. Отсюда условия и последствия такого рода коммуникации охватывают гл. обр. макросоциальный уровень; естественным предметом изучения становятся крупные единицы содержания. Осн. методом исслед. коммуникации в СМИ служит контент-анализ, однако в применении к интерактивному анализу не было разработано столь универсально эффективных систем.
Хотя нек-рые работы в области контент-анализа и обращались непосредственно к микроединицам коммуникации, в частности в исслед., применяющих мат. теорию информ. для измерения стиля, большинство процедур контент-анализа оперирует получаемыми или непосредственно, или на основе логического вывода крупными единицами анализа, такими как выражаемые ценности или обнаруживаемые конфликты. При таком анализе могут рассматриваться демографические черты персонажей, тип сюжета в романе или пьесе, длина колонки или тираж печатных сообщений, или же тип героев в журнальных биографических публикациях. Анализ массовых коммуникаций имеет свой главной целью значения, или то, что содержится в самом канале, где переменной обычно служит запись. Соответственно, в нем уделяется гораздо меньше внимания условиям, при к-рых происходит П. к. и определить к-рые оказывается знач. сложнее. Это направление исслед. поэтому противоположно направлению исслед. межличностной коммуникации, в к-рых данные контент-анализа зачастую привлекаются с целью проверки воздействия на аудиторию.
См. также Экспрессивная мимика, Перцептивный транзакционализм
К. У. Бек
Процессы поиска и извлечения информации из памяти (memory retrieval processes)
Воспроизведение яв-ся повторным восстановлением информ., сохраненной в памяти. Обычно оно состоит из реконструкции подобной информ. в сознании, хотя нек-рые аспекты хранящегося в памяти материала могут быть воспроизведены и использованы без осознания, феномен, известный как скрытая (имплицитная) память. В данной статье обсуждается осознанное воспроизведение информ.
Узнавание и вспоминание
Говоря о поиске и извлечении информ. из памяти, рассмотрим факторы, влияющие на степень доступности закодированной и сохраненной информ. Одной из перспектив яв-ся способ поиска и извлечения информ. Напр., когда поиск информ. в памяти происходит в форме узнавания, индивидууму необходимо всего лишь распознать материал, к-рый до этого был выучен или с к-рым он ранее встречался. Узнающая память используется для того, чтобы дать ответ на вопрос теста с множественным выбором, чтобы заметить знакомое лицо в толпе, или для того, чтобы узнать в музее картину, виденную в учебнике.
Др. формой поиска яв-ся вспоминание. Оно, напр., используется при ответах на вопросы теста, требующих заполнения пропусков, при повторении по памяти выученного ранее стихотворения и при рассказе о проведенном отпуске.