Биологические половые различия
П. р. обнаруживаются в неск. биолог. областях, включ. гены, гормоны, орг-цию головного мозга и физ. характеристики. Пренатальное половое развитие ребенка обусловлено последовательностью генных, хромосомных и средовых действий. Эта последовательность начинается с соединения X- или Y-хромосомы отца с Х-хромосомой матери. Чтобы у ребенка сформировался биолог. мужской пол, совершенно необходимо, помимо соотв. хромосом, наличие в пренатальный период развития тестикулярных гормонов; без этих гормонов у ребенка сформируется биолог. женский пол. Генетические различия, зависящие от половых хромосом, — это один из возможных биолог. факторов, к-рый влияет на полоролевое развитие и на психол. П. р.
Для объяснения различий в психологии и половых ролях мужчин и женщин теоретики тж обращались к различиям в структуре и функциях головного мозга. В общем, правое полушарие мозга связывают с решением пространственных задач и симультанной (параллельной) обработкой информ. из неск. источников, а левое полушарие — с решением вербальных задач и сукцессивной (последовательной, пошаговой) обработкой информ. Возможно, какие-то незначительные различия в орг-ции мозга и существуют, но даже если это так, ими все равно не удается объяснить существующие психол. П. р.
В качестве еще одного возможного биолог. фактора П. р. неоднократно предполагались половые гормоны. Однако сейчас уже не пытаются объяснить различия в психологии мужчин и женщин влиянием половых гормонов.
Возможно, что месячные гормональные изменения связаны с какими-то П. р. в перцептивных и социально-эмоциональных характеристиках. Нек-рые женщины испытывают изменения уровня активности, сенсорных порогов и настроения, связанные с их месячными циклами. Однако, несмотря на огромное количество исслед., нет никаких доказательств в пользу того, что менструальный цикл женщин связан с их познавательной (когнитивной) деятельностью.
Существует ряд физ. П. р.; напр. в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки, в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое, вероятно, справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата, в среднем, на 1,5—2 года раньше мальчиков. Темп физ. созревания, по-видимому, связан со зрительно-пространственными навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие имеют более совершенные зрительно-пространственные навыки, чем рано созревающие. Между скоростью созревания и вербальными навыками никакой связи не обнаружено.
Выводы
Мн. психологи, изучающие взаимосвязи между биолог., жизненными и психол. П. р., приходят к выводу, что биолог. П. р. невозможно объяснить различия в психологии лиц мужского и женского полов. Биолог. факторы могут создавать потенциальные возможности для формирования психол. характеристик. Однако воздействия среды часто перекрывают биолог. различия и контролируют П. р., к-рые могут проявиться, а могут и не проявиться в психол. характеристиках.
См. также Статус профессии, Школьное обучение, Половые различия, Полоролевое развитие
К. Шау
Половые различия в склонностях к математике (sex differences in mathematics)
На протяжении ряда лет сообщалось о П. р. в склонности к математике, согласно к-рым лица мужского пола более способны к изучению этой дисциплины. Однако такие различия становятся заметными только в младшей средней школе (9—10 классы). В целом, в это время девочки превосходят мальчиков в решении задач на вычисления, тогда как мальчики явно сильнее девочек в решении задач, требующих способности к мат. рассуждению. Хотя П. р. в общей способности к мат. рассуждению довольно значительны, П. р. в успешности выполнения определенных видов мат. заданий еще больше. По сравнению с представителями мужского пола, лица женского пола реже завершают изучение курсов математики в средней школе и колледже в соответствии с установленными квалификационными требованиями, реже поступают на факультеты точных наук в колледжах (где требуют успешного освоения определенного количества мат. курсов в период обучения в средней школе) и имеют меньший показатель продолжительности работы в областях, требующих мат. знаний и навыков.
Для объяснения этих различий выдвигалось неск. гипотез. Гипотеза маскулинной идентификации гласит, что для того, чтобы иметь интерес и способность к овладению математикой, необходимо психологически идентифицироваться с мужским полом. Согласно гипотезе соц. подкрепления, связанные с полом различия в мат. достижениях обусловлены, по крайней мере частично, дифференциальным соц. подкреплением и различающимися ожиданиями в отношении мальчиков и девочек.
Феннема и Шерман высказали предположение, что П. р. в способности к мат. рассуждению — всего лишь результат того обстоятельства, что мальчики под воздействием факторов социализации выбирают для изучения больше курсов математики и изучают ее в большем объеме, чем девочки. Бенбоу и Стэнли представили данные, к-рые противоречат этой теории. Они считают, что скорее всего сочетание эндогенных и экзогенных переменных служит причиной относительно высокого уровня мат. мышления у большей доли мальчиков по сравнению с девочками. Однако пока не удается установить, какие именно взаимодействия таких факторов, как особенности окружающей среды, соотношение женских и мужских гомонов, физиологически обусловленные различия в уровнях активации и разная латерализация полушарий, могли бы стоять за П. р. в склонностях к математике.
См. также Успеваемость и учебные потоки, Результаты научения (I, II), Школьное обучение
К. П. Бенбоу
Половые различия (sex differences)
Истоки изучения П. р. лежат в области дифференциальной психологии, начало к-рой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физ. и психич. черты мужчин и женщин.
Новый импульс исслед. в области П. р. придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в к-рой они проанализировали психол. литературу, охватывающую свыше 1000 исслед. в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель — определить, какие из П. р. действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые П. р. можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню мат. способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства П. р. были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств П. р. в др. традиционных областях исслед.
Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по П. р. в способности оказывать влияние (influenceability)и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исслед. П. р. в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая П. р. изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных П. р. — имеется в виду зрительно-пространственная способность — фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных.
Область П. р. — одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают П. р. продуктом взаимодействия биолог. и соц. факторов, исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в П. р. либо биолог., либо соц. переменных. Кроме того, в данной области возможны различные виды взаимодействий, к-рые могут вызывать совершенно разные типы исслед. и политических решений.
Критика биологизаторских теорий П. р. оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области «психологии женщин». Осн. направление этой критики касалось влияния пола экспериментатора или, более широко, исследователя на проявление П. р. испытуемых в результатах выполнения тестов и др. заданий. Др. направление отмечает существование обусловленной полом исследователя предвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений П. р. и в подборе методов, используемых для оценки «той же самой» характеристики у лиц мужского и женского полов.
Критика исслед. П. р. может быть и концептуальной, а не только методологической. Напр. можно указать на отсутствие общей теорет. базы для определения того, когда следует изучать проявление данного П. р., или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о П. р. обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области П. р. нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания П. р. как объяснения, потому что они связываются либо с биолог. процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.
См. также Половые различия: возрастной аспект, Половые различия в склонностях к математике, Сексизм
Р. К. Унгер
Половые роли (sex roles)
Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин «половые роли», обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне П. р. можно определить как «совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)». К характеристикам, к-рые обычно считают охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.
Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как соц. группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не качества др. людей.
В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности— фемининности для оценки расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов половой типизации. Полоролевая идентификация — термин, имеющий самое непосредственное отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола.
Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие (практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без обязательной идентификации с др. аспектами данной роли).
Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с позиций этого многомерного подхода — BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья, полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой трансценденцией.
Полоролевая социализация
Различие между теориями заключается в том, как они объясняют механизм приобретения людьми П. р. и разное значение П. р. для лиц мужского и женского полов. Самая ранняя трактовка полоролевой социализации была предложена Фрейдом, теория к-рого основывалась на признании бессознательных, инстинктуальных и связанных с созреванием процессов, обусловленных разным анатомическим строением мужского и женского организмов.
Др. важная система взглядов основана на теории соц. научения. Эта теория придает особое значение физ. и соц. качествам родителей и характеру процессов подкрепления в процессе приобретения детьми П. р. Родители и др. значимые фигуры из окружения ребенка подкрепляют моделируемое поведение, когда оно считается соответствующим полу ребенка, и игнорируют или наказывают за неадекватное его полу поведение.
Когнитивные теории развития подчеркивают роль собственного поведения ребенка в подкреплении соотв. П. р. Эта теория отводит гораздо более важную роль категоризации ребенком себя как «мальчика» или «девочки», чем пассивному приобретению поведенческого репертуара через процессы подкрепления, обеспечиваемые другими.
По всей вероятности, приобретение соответствующих биолог. полу П. р. связано как с действием механизмов соц. научения, так и с влиянием определенных аспектов когнитивного развития. Напр., данные многочисленных кросс-культурных исслед. свидетельствуют о том, что в разных культурах существуют сходные и устойчивые различия в том, как матери и отцы обращаются с сыновьями и дочерями, чтобы увеличить самостоятельность и независимость первых и улучшить эмоциональные отношения последних. Тем не менее, поведение родителей может оказаться несообразным в отдельных случаях. Воздействие практик родительской социализации может модифицироваться такими переменными, как физ. особенности ребенка, его позиция рождения и пол сиблингов. Кроме того, в поведении родителей обнаруживаются различия в зависимости от их расовой и этнической принадлежности, социоэкономического статуса, а тж задач исслед. и условий, в к-рых оно проводится.
Эмпирические исслед. показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и, наконец, таким объектом становится другой противоположного пола.
Важный вопрос, к-рый не удается разрешить ни теории соц. научения, ни когнитивной теории развития, касается различного воздействия полоролевой социализации на девочек и мальчиков в нашем об-ве. Хотя девочки и мальчики могут приобретать представление о своей половой идентичности примерно в одном (раннем) возрасте, на протяжении всего детства гораздо больше девочек, чем мальчиков, обнаруживают предпочтение к тем или иным аспектам роли противоположного пола. Существует несколько возможных объяснений этой половой асимметрии. Одно из них заключается в том, что маскулинные характеристики считаются более полезными и желательными для об-ва в целом.
Девочек, по-видимому, не наказывают столь строго, как мальчиков, за отклонение от их традиционной П. р. Эти соображения наводят на мысль о том, что изменения в интрапсихических П. р. в направлении большей андрогинии нельзя оценивать без учета общественных норм.