Отношения сиблингов на протяжении жизни
Исслед., посвященных О. с. во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы.
См. также Порядок рождения и личность, Порядок рождения
Ф. Дойч
Отреагирование (abreaction)
В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов процесса вытеснения». Теперь признается, однако, что О. может происходить и в гипнозе — спонтанно, направленно или под воздействием препаратов.
Благотворные последствия восстановления глубинных воспоминаний, вероятно, обусловлены высвобождением удерживаемого за порогом сознания эмоционально заряженного содержания памяти, к-рое никогда ранее не было полностью выражено или признано, но тем не менее оказывало влияние на мышление и поведение субъекта. Высвобождение аффекта, вероятно, представляет собой эпифеномен, поскольку когнитивный компонент, безусловно, более важен для появления изменений в мышлении и поведении, чем эмоциональная реакция. Благодаря осознанию ранее вытесненных и неведомых конфликтов, проблема, как утверждает психоан. теория, «прорабатывается» (т. е. пациент, оживляя воспоминания, освобождается от «подавленной» эмоции).
О. обычно рассматривается как часть более общего феномена катарсиса. Нек-рые авторы приравнивают эти термины друг к другу, другие предпочитают использовать термин катарсис для обозначения процесса, а термин О. для обозначения его результата. Разные интерпретации места, к-рое О. занимает в психотер., породили разнообразные новаторские методы, направленные на достижение этого эффекта. Среди них можно упомянуть первичную терапию Артура Янова и психодраму Дж. Л. Морено.
См. также Катарсис, Эмоции, Интроспекция, Память, Бессознательное
X. Рейк
Отрочество—юность (adolescence)
О.—ю. — период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии.
Хотя начало научного изучения О.—ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках — юношах и девушках.
Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. — ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений.
Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. — ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами.
Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.—ю.
Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. — ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.—ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как «реципрокная социализация» и «синхрония—асинхрония». Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. — ю.
Исторические перемены
Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.—ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т. н. «бунтарские» времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости.
Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место. Конгер указывает на неск. таких перемен: а) что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе; б) значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом; в) по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе.
См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни
Дж. У. Сэнтрок
Отсутствие заботы о детях (child neglect)
О. з. д. — это неудовлетворение осн. физ. и психол. потребностей ребенка. Плохое обращение с ребенком принимает разные формы, включая грубость, сексуальное насилие и отсутствие должного ухода.
По иронии судьбы, О. з. д. — наиболее распространенной и, вероятно, самой деструктивной форме плохого обращения с детьми — уделялось меньше всего внимания.
О. з. д. может принимать множество форм, включая случаи, когда родители не обеспечивают ребенка подходящей одеждой, не создают ему приемлемых жилищных условий и не обращаются за мед. помощью. Однако 3 наиболее вредных по своим последствиям формы — это отсутствие надлежащего питания, безопасности и любви.
Неудовлетворительное питание— самая элементарная и в тоже время самая тяжелая по своим последствиям форма неадекватного физ. ухода за ребенком. В крайних вариантах, чаще всего встречающихся в раннем младенчестве, ребенка кормят настолько редко, что он умирает от голода. В Северной Америке больше младенцев умирает именно от этой формы отсутствия заботы, чем от грубого обращения.
Менее экстремальные формы неудовлетворительного питания приводят к «неспособности расти», когда младенец или ребенок прибавляет в росте и весе значительно медленнее, чем это должно быть согласно возрастным нормам. Такая ситуация может иметь место, когда ребенку предлагается слишком мало еды или когда кормление настолько истощает его эмоционально, что он просто не может съесть столько, чтобы удовлетворить свои пищевые потребности.
Неправильное питание— другая форма отсутствия должного ухода. Если ребенок не получает хорошо сбалансированное питание, он будет страдать от специфической нехватки витаминов или минеральных веществ и станет вялым, раздражительным и подверженным разного рода заболеваниям.
Безопасность.В Северной Америке в рез-те несчастных случаев ежегодно погибает примерно 1 из 3000 детей — это больше, чем от следующих 6 причин детской смертности, вместе взятых. Недостаточный присмотр и пренебрежение мерами предосторожности — примеры О. з. д. — имеют место в 90% серьезных несчастных случаев, происходящих с детьми. Факторы, действующие за пределами сферы родительского контроля, такие как недостаточно безопасные игровые площадки или недостаточно строгие законы об ответственности пьяных водителей, равно как возраст и пол ребенка, тж влияют на вероятность серьезных несчастных случаев.
Любовь.Старшие дети в большей степени способны удовлетворить свои потребности в питании и безопасности. Однако дети всех возрастов нуждаются в любви и уважении, и родители могут пренебрегать удовлетворением этих осн. психол. потребностей, даже если физ. потребности ребенка удовлетворяются.
Последствия отсутствия психол. заботы о ребенке тж меняются с возрастом. В младенчестве наиболее серьезным последствием будет нарушение формирования нормальной привязанности родителя и ребенка. Так, ребенок второго года жизни, не получавший должной родительской заботы, обычно уклоняется или активно отказывается от контакта с матерью. Такие дети еще в меньшей степени демонстрируют доказательства надежной привязанности к матери, чем младенцы, подвергавшиеся жестокому обращению. Поскольку связь «ребенок—родители» создает основу для др. отношений (в к-рых ребенок будет использовать ее как базу для последующих познания и когнитивного развития), нарушение этой базовой связи (прежде всего, с матерью) повышает вероятность того, что лишенный должной заботы младенец не будет иметь друзей и будет медленно обучаться.
Отсутствие должной психол. заботы о ребенке в дошкольные годы иногда принимает форму попустительства, когда родители не устанавливают разумных ограничений для ребенка или не обеспечивают необходимого руководства его поведением. У чрезмерно либеральных родителей дети дошкольного возраста нередко отличаются незрелостью, чувствуют себя несчастными и демонстрируют слабый самоконтроль.
Дети среднего школьного возраста и подростки, чьи родители не проявляют любви и заботы об их благополучии, часто ищут внимания др., что может подтолкнуть их к сексуальным связям, наносящим вред их здоровью, или к деструктивным отношениям со сверстниками. Если даже дети хороших родителей бывают в этом возрасте прогульщиками, беглецами, преступниками или, хуже того, самоубийцами, то у детей, лишенных любви и заботы, подобное гораздо более вероятно.
Статистические данные
В США ежегодно регистрируется свыше 700 000 случаев О. з. д. Их реальное число, конечно, выше, так как мн. непрофессионалы и профессионалы не склонны сообщать о случаях О. з. д. до тех пор, пока ребенку не будет угрожать непосредственная серьезная опасность. В издании «Жестокое обращение с ребенком» (Child Abuse)Рут и Генри Кемп приводят оценку, согласно к-рой от 20 до 30% всех родителей испытывают трудности в обеспечении должного ухода за детьми.
Хотя О. з. д. может иметь место в любой семье, богатой или бедной, нерадивые родители — это скорее люди с низким уровнем образования или достатка, имеющие мало друзей и много детей. Эти же характеристики в равной мере присущи жестоким родителям, так как в действительности признаки О. з. д. обнаруживаются примерно в одной трети всех регистрируемых случаев жестокого обращения с ребенком. Однако в сравнении с нормальными и жестокими родителями, родители, не заботящиеся о своих детях, вероятно, чаще бывают апатичными и депрессивными.
Предупреждение и лечение
Несмотря на то что прямая ответственность за заботу о ребенке в нашем об-ве ложится на родителей, об-во в целом, хотя бы косвенно, тж несет эту ответственность. Соц. меры по снижению числа случаев нежелательной беременности, числа семей, живущих за чертой бедности, и числа родителей-одиночек, вероятно, сократят и число случаев О. з. д. Ранние признаки О. з. д., такие как отказ матери смотреть на новорожденного, разговаривать с ним и брать его на руки, или отсутствие прибавления в весе у младенца, должны стать сигналом для друзей, дедушек и бабушек, соц. работников и психологов к тому, чтобы оказать родителю помощь в уходе за младенцем или взять заботу о младенце на себя, пока родитель не станет более чутким. В настоящее время исследователям известно о серьезных последствиях и ранних признаках О. з. д., но необходимы дальнейшие исслед., чтобы точно знать, как и когда следует проводить вмешательство.
См. также Связь и привязанность, Жестокое обращение с ребенком, Развитие в раннем детстве, Маразм
К. С. Бергер
Отчимы и мачехи (stepparents)
Количество разводов и повторных браков неуклонно возрастает. Приблизительно 10—15% семей в США представлены семьями, в к-рых один из родителей яв-ся неродным. Обзор литературы по таким семьям дает разнородные результаты. Нек-рые исследователи не нашли различий между смешанными и интактными семьями, тогда как другие обнаруживают значимые различия, свидетельствующие о том, что смешанные семьи испытывают больше трудностей и проблем.
На фоне большого объема информ., полученной за последние годы в отношении разводов, попытки понять психол. климат смешанных семей выглядят довольно скромными. Одно из недавних исслед. представляет собой первую попытку наблюдения соц. взаимодействий в смешанных семьях. Большинство имеющихся данных показывают, что в сравнении с интактными семьями наиболее компетентной родительской парой являются биолог. мать и отчим, воспитывающие ребенка мужского пола. Более глубокий анализ семей в исследуемой выборке указал на наличие большего конфликта между супругами в интактных семьях с мальчиками, чем в упоминавшихся смешанных семьях. Эти результаты отчетливо свидетельствуют о том, что методы родительского воспитания в новых семьях необязательно уступают таковым в интактных семьях.
Практически отсутствуют сравнительные данные по семьям с отчимами и мачехами и семьям с разведенными матерями или отцами, в одиночку воспитывающими детей. По-видимому, матери-одиночки испытывают наибольшие трудности с воспитанием сыновей, а нек-рые данные позволяют предположить, что отцы-одиночки могут оказываться более компетентными в воспитании сыновей, чем дочерей.
См. также Развод, Отношения «родитель—ребенок»
Дж. Сэнтрок
Отчуждение (политическое) (alienation (political))
Политическое отчуждение (П. о.), или недовольство, по существу представляет собой чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы.
Чувства политической неудовлетворенности включают, по меньшей мере, пять компонентов: бессилие («Мнение подобных мне людей никак не влияет на то, что делает правительство»); недовольство («По большей части, это правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я»); недоверие («Большинство гос. и местных политиков — политические проститутки»); отстранение («Когда я думаю о правительстве в Вашингтоне, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством»); безнадежность) («Будущее этой страны мне видится мрачным»).
3 обобщения эмпирических данных представляются релевантными такой концептуализации политической неудовлетворенности. Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех др. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исслед. атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц («Граждане не располагают достоверной информ. в отношении политики и положения дел в об-ве, поскольку правительство постоянно им лжет»), чем умышленным поведением гос. чиновников («Политики не соответствуют занимаемым ими должностям»).
Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, П. о. в большей степени характерно для низших слоев об-ва и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а черное население испытывает большее П. о. по сравнению с белым населением.
Теории
Для объяснения чувств П. о. было предложено по меньшей мере семь теорий. Согласно теории сложной организации , политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах об-ва, крупных формальных орг-ций или своих общин. 2 осн. причины П. о. в об-ве — дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам П. о. Теория массового общества — осн. версия объяснения П. о. — исходит из предположения, что совр. об-во оказывается сложным и непонятным, не предлагает четко сформулированных достижимых целей, состоит из людей с различными ценностями, представляет мало возможностей для удовлетворения личных запросов и не предлагает чувства личного контроля. Эти характеристики об-ва и ведут к П. о.
Для сравнения: теория неблагоприятных соц. условий утверждает, что не фактическое соц. положение порождает политическую неудовлетворенность людей; скорее, неудовлетворенность является следствием восприятия людьми, занимающими определенные соц. позиции, своих отношений с др. людьми и др. соц. организмами. Эта теория поддерживается данными о существовании связи социоэкономического статуса (уровня образования, дохода и профессии) с политической неудовлетворенностью, причем такие чувства чаще встречаются у лиц с более низким уровнем формального образования, более низкими доходами и у квалифицированных работников физ. труда.
Теория личной несостоятельности постулирует 3 предпосылки П. о.: а) индивидуум должен занимать соц. положение, к-рое ограничивает его свободу действий; б) эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей; в) индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей. В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает П. о.; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом.
Теория соц. изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым соц. связям с любым соц. объектом, не обязательно с самим об-вом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, соц. изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования.
В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель соц. депривации постулирует, что личные чувства соц. депривации приводят к низкой самооценке, к рая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни П. о. 2 ключевых элемента в этой теории — связь между воспринимаемой соц. депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым П. о. — не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков.
Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исслед. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет к.-л. объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности.
Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно к-рой в возникновение П. о. вносят вклад 3 причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т. е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно тж возникнуть психол. реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза и/или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с др., кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы.
Все эти 3 предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и психол. реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням психол. реактивного сопротивления и генерируют П. о. Наконец, чувство психол. сопротивления тж вносит свой вклад в П. о.
Последствия
Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой. Из аттитюдных и поведенческих последствий политической неудовлетворенности, чаще всего упоминающихся в литературе (аттитюдный реакционизм и негативизм, поведенческая апатия и экстремизм), лишь поведенческая апатия нашла прочное подтверждение в исследовательской литературе по традиционной политической активности. Т. о., можно сделать вывод о том, что недовольные политикой в своих политических аттитюдах и поведении мало отличаются от политически лояльных граждан. Отсюда тж следует, что стабильность и жизнеспособность демократических политических систем не подвергается угрозе со стороны чуждающихся политики сегментов населения, к-рые могут оставаться более безразличными к политике по сравнению с др. сегментами.
См. также Консерватизм/либерализм, Теория справедливости, Национальный характер, Политические ценности
С. Лонг
Оценивание результатов обучения (grading in education)
Аттестация (grading)или выставление отметок (marking)— это суммарная оценка успеваемости или прогресса уч-ся по истечении определенного периода обучения. Отметки сообщают уч-ся и родителям о сравнительных достоинствах и недостатках в учебе; служат ориентирами для учителей и консультантов в разработке надлежащего обучения и руководства; обеспечивают администраторов средствами для принятия решений о поощрениях, присвоении дипломов, отличий, допуске в спортивные команды и др. запрашиваемых характеристиках; помогают будущим работодателям и колледжам оценивать кандидатов.
Во мн. начальных школах используется двухкатегорийная система отметок. Учитель просматривает перечень умений или знаний, приобретенных за отчетный период времени, и выбирает одну из двух альтернатив, говорящую уч-ся о его прогрессе. Такими категориями, как правило, являются зачет/незачет или удовлетворительно/неудовлетворительно. Хотя эта двухкатегорийная система применяется также и в более старших классах, в большинстве неполных и полных средних школ и колледжей используется больший набор альтернатив. Наиболее часто используется метод присвоения одной из букв (A, В, С, D, F)или цифр (5, 4, 3, 2, 1 либо 60, 70, 80, 90, 100), характеризующих успеваемость в каждой области. Для увеличения числа доступных альтернатив к ним иногда добавляются плюсы и минусы (В+, С-, А-).
Независимо от того, используются ли при оценивании цифры или буквы, необходимо четкое определение того, что означает каждая буква или цифра. Одним из подходов в определении значения отметки является отнесение к норме. Использование нормативно-ориентированной аттестации предполагает процедуру ранжирования всех уч-ся по степени их успешности и присвоения цифр или букв в соответствии с позицией, занимаемой каждым уч-ся внутри полной группы. При такой системе уч-ся сравниваются друг с другом, и учителя могут обозначить их верхние 15% как A, следующие 25% как В,40% как С, 15% как D и самые нижние 5% как F. Это дает в результате способ «аттестации по кривой распределения», поскольку оценка каждого конкретного ученика зависит от его позиции в данном распределении по отношению к другим. Этот тип аттестации не зависит от количества вопросов, на к-рые правильно ответил учащийся. Второй способ определения значения отметки состоит в использовании абсолютных стандартов, или критериально-ориентированного метода. На практике чаще всего используется определенное сочетание нормативно- и критериально-ориентированных методов. Нормативно-ориентированные подходы оказываются наиболее полезными при классиф. уч-ся и присвоении отличий, тогда как критериально-ориентированные подходы наилучшим образом отображают то, в какой степени были достигнуты цели обучения в школе или в классе.
См. также Тесты учебных достижений
Дж. Мак-Миллан
Оценка величины стимула (magnitude estimation)
Этот психофизический метод был изобретен С. С. Стивенсом для исслед. величины ощущения. В процедурном плане, метод оценки величины обязывает наблюдателя приписывать числа, пропорционально отображающие величину каждого стимула в последовательности предъявляемых стимулов. Наблюдателю можно предъявить стандартный стимул и попросить принять этот стандарт за 10 единиц. Число, присваиваемое этому стандарту, называется модулем. При последующих сравнениях стимулам приписываются числа относительно этого стандарта и пропорциональные его модулю. Модуль обычно присваивается стимулу, промежуточному по своей величине в отношении др. стимулов. В некоторых исслед. может не задаваться специфический модуль (и стандарт). О. в. с. широко использовался в исслед. того, как числовые оценки стимулов изменяются в соответствии с величинами стимула. Большинство этих исслед. подтверждают психофизический закон силы Стивенса
R = с In,
где R — численная оценка, I — интенсивность стимула, с — эмпирическая константа и п — степенная характеристика органа чувств. Табличные значения п существуют для десятков перцептивных континуумов.
Метод оценки величины также использовался для оценки стимулов, к-рые не поддаются физ. квантификации. В некоторых случаях (напр., серьезность кражи как функция от количества украденного) может быть определена степенная характеристика для закона силы; в др. случаях шкалы наподобие тех, что конструируются на основе парных сравнений, могут быстрее создаваться с помощью метода оценки величины.
См. также Психофизика
Дж. Робинсон
Оценка деятельности (performance appraisal)
Орг-ции занимаются тем или иным видом деятельности. При О. д. орг-ции и ее подразделений используются такие показатели, как прибыль, объем продаж, количество произведенных изделий, количество бракованных изделий, себестоимость продукции, время простоя, число и степень тяжести несчастных случаев, количество и продолжительность невыходов на работу и т. д. С помощью аналогичных показателей оценивают работу отдельных членов орг-ции.
О. д. используются при принятии административных решений, консультировании, обучении и переподготовке работников, планировании челов. ресурсов и валидизации процедур отбора. К ним прибегают при определении надбавок к зарплате, принятии решений о повышении в должности или об увольнении работника.
Системы О. д. вызывают много нареканий. Распространенной практикой здесь яв-ся частые изменения методов, используемых для получения оценок, и даже полный отказ от них (проведение оценки «на глазок»).
История.Неформальные О. д. применялись на протяжении всей истории человечества. Формальные системы оценки используются начиная по крайней мере с III в. н. э. Первое применение их в промышленности связывают с именем Р. Оуэна, к-рый ввел их в Шотландии в начале XIX в. Вооруженные силы США впервые прибегли к О. д. в 1813 г., а федеральное правительство использует их при аттестации своего гражданского персонала начиная с 1842 г.
В течение XX в. развитие систем О. д. происходило относительно быстрыми темпами. В разработке и применении этих систем активную роль играли психологи. В последние годы психологи уделяют первостепенное внимание применению таких систем на практике и участвуют в программах по совершенствованию их использования.
После принятия Закона о гражданских правах 1964 г. системы О. д. стали предметом судебных разбирательств. В ряде своих постановлений федеральные суды выносили решения, гласящие, что такие системы ущемляют права меньшинств и других групп, защищенных законом.
Методы.Для оценивания деятельности было разработано множество методов. Исходя из результатов опросов частных и государственных орг-ции, методы, применяемые в настоящее время, можно сгруппировать следующим образом: описания (essays)рейтинговые шкалы, комбинированные оценки на основе описаний и рейтинговых шкал, оценки, основанные на целях. Описания — это, по существу, повествовательные отчеты (в свободной форме) о работе конкретных сотрудников. В них описывается и оценивается выполнение работы. Рейтинговые шкалы предназначены для количественной оценки выполнения работы, — либо в целом, либо по отдельным параметрам, либо в виде комбинации того и другого. Оценки, основанные на целях, используют в сочетании с подходами целевого управления, или управления по целям (management-by-objectives, MBO), к-рые в последние годы взяты на вооружение многими орг-циями.
Было разработано несколько категорий рейтинговых шкал. Наиболее распространены так называемые «графические» рейтинговые шкалы, требующие от оценщика квалифицировать работу оцениваемого относительно некоторой характеристики, напр., «честности».
Другой, более сложный, метод рейтинга называется «принудительным выбором». При использовании этого метода от оценщика требуется выбрать из двух или более слов или фраз то или ту, к-рые точнее всего характеризуют оцениваемого чел. Слова или фразы, предлагаемые на выбор, определяются статистическим путем, так же и численные значения, приписываемые каждому слову или фразе.
Третий метод рейтинга, разработанный еще в период Второй мировой войны, называют методом «критических требований» или, чаще, методом «критических случаев». Этот метод основан на описаниях поведения, к-рое характеризует либо эффективное, либо неэффективное выполнение работы. Когда описания этих критических случаев собраны и отредактированы с учетом конкретной профессии, они составляют основу контрольного перечня вариантов поведения — критических требований, к-рые могут быть использованы при оценивании деятельности.
Рейтинговые шкалы с поведенческой привязкой (behaviorally anchored rating scales, BARS) — относительно новая разновидность рейтинговых шкал. Этот метод предполагает участие оценщиков в разработке шкал, процедуру, называемую «ретрансляцией», мат. шкалирование, тщательное наблюдение за деятельностью и регистрацию результатов наблюдений оценщиками.
Шкалы наблюдаемого поведения (behavioral observation scales, BOS) — последнее новшество в области рейтинговых шкал. Сначала, с помощью метода критических случаев, выявляются образцы поведения, играющие значимую роль в эффективном выполнении к.-л. профессиональной деятельности. Затем эти образцы поведения группируются в определенные категории либо знакомыми с данной работой людьми, либо посредством статистического метода, называемого факторным анализом. Пункты шкалы, описывающие образцы поведения, формулируются таким образом, чтобы можно было оценить частоту, с какой эти образцы встречаются в деятельности оцениваемого работника. Метод получения количественных показателей предусматривает получение суммарной оценки по каждой категории выполнения работы и итоговой суммарной оценки по всем категориям. Оценщики, использующие этот метод, вынуждены во время своих наблюдений сосредоточиваться на конкретных образцах поведения, имеющих решающее значение для эффективной деятельности, и фиксировать результаты наблюдений.
Все методы О.д., осн. на использовании рейтинговых шкал, находятся в зависимости от чел. или людей, выносящих суждения о деятельности. Следовательно, они по своей сути субъективны. В отличие от них, методы оценки, основанной на целях, ориентированы на сбор сведений, которые дают объективную информ. о деятельности, напр., объем продаж, количество и качество произведенных товаров или процент невыходов на работу.
Исследования.Общепризнанно, что оценщики склонны допускать множество ошибок. К числу распространенных ошибок относится гало-эффект, или тенденция оценивать чел. одинаково по всем заданным характеристикам, несмотря на то что оцениваемый может по-разному выполнять различные аспекты работы. Др. распространенной ошибкой является «ошибка снисходительности» — тенденция оценивать всех аттестуемых более высоко, чем это позволяют сделать их индивидуальные трудовые показатели.
Распространенной практикой в орг-циях яв-ся аттестация начальниками своих подчиненных. Возможны и альтернативные источники оценки, напр., сослуживцы, подчиненные, посторонние лица и сам аттестуемый.
Для надлежащей разработки и валидизации системы оценки требуется значительный объем исслед. Все процедуры здесь отличаются технической сложностью и требуют участия профессионалов. К сожалению, многие системы оценки разрабатываются людьми, не обладающими необходимыми знаниями и навыками, в результате чего валидность таких систем становится объектом серьезной критики.
После внедрения системы оценки орг-ция может посчитать необходимым определить, насколько данная система соответствует своему назначению. Такая оценка требует проведения иссле