Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми
Белл провел обзор ряда исслед., посвященных влияниям воспитателя на детей, и высказал соображение, что эти влияния могли вызываться поведением ребенка в не меньшей мере, чем поведением воспитателя. Одним из замечательных открытий прошлого десятилетия стал тот факт, что родители существенно различаются по степени проявляемой чуткости к потребностям своих детей. Нек-рые родители быстро улавливают настроения ребенка и периоды неблагополучия и стараются успокоить малыша. Это наз. синхронией. Другие не замечают, что необходимо предпринять к.-л. действия, либо реагируют медленно. Это наз. асинхронией. С позиций психоан. подхода, синхрония будет формировать у младенца чувство доверия, тогда как асинхрония будет порождать недоверие. Теория научения делает акцент на наличии или отсутствии ясных условий вознаграждения (reward contingencies). Ясные условия облегчают научение.
Недавно группа исследователей продемонстрировала, что синхрония матерей с потребностями их младенцев возбуждает физиолог. реакции и что эти биолог. показатели позволяют предсказывать, как матери будут оценивать темперамент своих младенцев. 32-м матерям, принадлежавшим к среднему классу, каждая из к-рых имела трехмесячного младенца, показывались короткие отрывки видеозаписи неизвестного младенца (тоже трехмесячного возраста), плачущего или улыбающегося. Матери, к-рые описывали своих младенцев как «трудных», менее чутко реагировали на младенца на этих видеозаписях.
Из этого следует, что либо сама мать может научиться очень быстро (в данном случае в течение трех месяцев) реагировать на «трудного» младенца иначе, чем на «легкого», либо характер самого ребенка может отчасти формироваться под влиянием обращения с ним матери. По-видимому, эти результаты не представляют достаточно данных в отношении обоих эффектов. При объяснении соц. поведения ребенка следует учитывать не только взаимный характер О. «р. —р.»; в добавление к этому, при оценке развития ребенка должна приниматься в расчет полная система всех взаимодействий членов семьи.
Семья как система
Будучи соц. системой, семья может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколения, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи яв-ся участником неск. подсистем, иногда диадических, иногда полиадических.
Поскольку отцы начинают осознавать себя как играющих важную роль в социализации ребенка, становится очевидным, что нам следует обратиться к изучению более широких, чем двусторонние, соц. взаимодействий. Дети взаимодействуют с более чем одним родителем или или взрослым большую часть своей жизни, однако мы крайне мало знаем о том, насколько родители служат источниками поддержки друг другу, равно как и источниками неудовлетворенности.
Одна из попыток понять связь между супружескими взаимоотношениями и О. «р.—р.» была предпринята в исслед. Ф. Педерсона и его коллег.
Они обнаружили лишь незначительную связь между мерами положительного взаимодействия супругов и их положительным взаимодействием с младенцем. Однако, когда между мужем и женой наблюдалось отрицательное соц. взаимодействие (напр. критика, упреки), оно оказывалось сильно связанным с отрицательным аффектом, проявляемым отцом по отношению к младенцу. Эти результаты показывают, что семья представляет собой сеть взаимодействующих индивидуумов, функционирующих как система.
Бельски разработал организационную схему системы семьи, иллюстрирущую возможные взаимовлияния, к-рые могут оказывать друг на друга отношения между супругами, исполнение родительской роли и поведение/развитие младенца.
См. также Родительская пермиссивность
Дж. Сэнтрок
Отношения сиблингов (sibling relationships)
Группа сиблингов состоит из братьев и сестер одной нуклеарной семьи. Положение, к-рое индивидуум занимает в последовательности сиблингов, обычно наз. порядком рождения или статусом сиблинга, всегда играло важную роль в решении вопроса о распределении семейной собственности.
Соперничество сиблингов
Соперничество среди братьев и сестер проявляется у менее чем половины всех первенцев. Судя по сообщениям, сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преим. среди детей, родители к-рых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствует снижению соперничества между сиблингами. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов.
Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на динамику О. с., особенно на предотвращение соперничества, оказывают влияние соц. факторы. Первенцы, к-рые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во мн. случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей.
По всей видимости, при оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, яв-ся более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные тж показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В нек-рых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.
Согласно Р. Б. Зайонцу, самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в орг-ции семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 3 года.
В добавление к этому, на динамику О. с. влияет размер семьи. Несмотря на то что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева. В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.
Описания статусов сиблингов
Еще Ф. Гальтон обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых были первенцами. Поначалу документально фиксировались только различия между первенцами и всеми остальными детьми, однако позднее исследователи подчеркнули важность более тонкой дифференциации, а именно деления на единственных, первых, средних и последних детей в семье. Единственные дети — самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение. Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со сверстниками и яв-ся менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу. Родители тж склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в соц. контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает др. позиции в порядке рождения. Первенцы склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в определении своих ролей. Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по сравнению с теми, кто родился раньше или позже их. Кроме того, они более охотно берутся за новые задачи, осваивают новые виды деятельности и контактируют с новыми людьми, напр. легко вступают в разговор с незнакомцами. Они тж склонны поддерживать необычные идеи: одно исслед. показало, что более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми. Последних детей («последыши») роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют до нек-рой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается почувствовать себя независимыми, а нек-рые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, к-рые связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них редко появляется возможность взять ответственность на себя.
Т. к. каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения, может существенно меняться под воздействием мн. факторов — размера семьи, разницы в возрасте сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., — мы должны рассматривать их лишь как составные фотографии. Кроме того, они составлены преим. по данным исслед. семей среднего класса, проводившихся методом поперечных срезов с использованием методики ретросп. самоотчетов.