Нозология расстройств «истерического типа»

Осн. тины И. были подразделены на более дискретные и однородные группы, каждая из к-рых представляет отдельное расстройство.

При соматоформных расстройствах пациент жалуется на наличие соматических симптомов, однако патофизиологические механизмы, ответственные за возникновение данных симптомов, не обнаруживаются. Три отдельных расстройства, ранее обозначавшиеся как истерические по своей природе, теперь получили следующие названия: соматизированное расстройство, конверсионное расстройство (И. конверсионного типа) и психогенное болевое расстройство.

Соматизированное расстройство определяется как многочисленные, рекуррентные соматические нарушения без очевидной органической причины, часто начинающееся до наступления среднего возраста.

При конверсионном расстройстве симптоматическая картина более однообразна и обычно включает один доминирующий аспект нарушенного физ. функционирования (паралич, слепота, судороги и т. д.), неподвластный произвольному контролю со стороны пациента и не объяснимый патофизиологическими процессами. Обычно существует временная взаимосвязь между нек-рым внешним событием и внезапным возникновением конверсионного симптома, от к-рого пациент получает первичную либо вторичную выгоду. Первичная выгода заключается в том, что симптом позволяет больному временно избежать неприятного эмоционального конфликта; вторичная выгода от симптома заключается в том, что больной привлекает к себе внимание других, к-рые оказывают ему поддержку в связи с его нетрудоспособностью и/или позволяют т. о. избежать вызывающей у него неприятие деятельности. Конверсионное расстройство часто диагностировалось в начале XX в. и являлось краеугольным камнем фрейдовской теории психопатологии; теперь оно встречается относительно редко, в основном в мало знающих о совр. медицине популяциях.

Психол. факторы при психогенном болевом расстройстве схожи с таковыми при конверсионных расстройствах, однако психогенная боль лечится отдельно и требует др. терапевтических подходов в силу своей большей длительности. Как высокоэффективные при терапии психогенного болевого расстройства зарекомендовали себя поведенческие подходы.

Классиф. диссоциативного типа И. была пересмотрена и включает отдельные категории для психогенной амнезии, психогенной фуги, множественной личности и сомнамбулизма.

Нарушения памяти длятся обычно ограниченный период времени, характеризующийся полной или избирательной потерей памяти на события, случившиеся в этот период. Эти формы амнезии позволяют больному не допустить до сознания события, сопровождавшиеся сильными отрицательными эмоциями.

Осн. чертой психогенной фуги является уход «из дома и принятие новой идентичности вкупе с неспособностью вызвать в памяти свою прежнюю идентичность». В эпизодах фуги происходят изменения как двигательного поведения, так и идентичности. Такие состояния достаточно редко встречаются, за исключением периодов войн или стихийных бедствий; предрасполагающим фактором может быть злоупотребление алкоголем. Симптомы длятся обычно недолго и выздоровление наступает быстро.

Несмотря на то что расстройство в рамках множественной личности встречается редко, оно, вероятно, самое известное из диссоциативных расстройств. Оно заключается в наличии у человека двух и более отдельных личностей, каждая из к-рых имеет собственную сложную структуру и соц. отношения. Поведение больного определяется той личностью, к рая доминирует в данный момент. Клиническое течение расстройства более хроническое, чем при др. диссоциативных расстройствах; осн. предрасполагающими факторами являются психич. травмы и жестокое обращение в детстве.

Последней из рассматриваемых здесь форм диссоциативных расстройств является сомнамбулизм. Он типичен для детского возраста и включает повторяющиеся эпизоды неосознаваемого хождения во сне, при утреннем пробуждении воспоминания об этом отсутствуют. Эпизоды обычно кратковременны, длятся от неск. минут до получаса и приходятся на периоды сна без сновидений. Расстройство следует дифференцировать прежде всего от сложных парциальных судорог (психомоторной эпилепсии), при к-рых тж наблюдаются сложные движения во время сна, но к-рые сопровождаются патологическими изменениями электрофизиологической активности мозга.

См. также Конверсионное расстройство, Множественная личность

Г. Челун

Исход лечения (treatment outcome)

Наиболее важным вопросом в научном изучении лечения является оценка его эффективности. Трудности, возникающие при проведении таких оценочных исслед., крайне велики и адекватно не разрешены до сих нор. Первая трудность создается самим расстройством, представляя собой результат неточной диагностики, самоограничивающей природы болезни, хронического характера мн. состояний, периодичности возникающих обычно обострений и ремиссий и общей неопределенности симптомов.

Вторая проблема заключается в адекватном определении лечения. Определения лечения колеблются от самых широких (все события и опыт рассматриваются как лечение) до самых узких (лечение как нечто, что производит с индивидуумом некто, имеющий соотв. ученую степень или диплом). При планировании исследований И. л. существует тж большая трудность учета различий в опыте и навыков у врачей.

Третий фактор, бросающий тень на все оценочные исслед., это общественные предрассудки, касающиеся популярной психологии, экономики и политики. Ни одна область научных исслед. не отягощена этими проблемами в такой степени, как оценочные исслед.

Наконец, последняя трудность проведения подобных исслед. связана с тем, как были определены его цели. Вторжение обычаев, ценностей, общественных и субкультурных норм существенно запутывает научные проекты. Помимо этих общих трудностей, методологические проблемы оперирования большим числом переменных и необходимые ограничения исследований на челов. материале, включ. жизнь людей в течение длительных промежутков времени, делают ясным, что совершенный план исслед., к рое должно дать окончательные ответы, совершенно несовместим с положением дел в оценочных исслед. на 80-е гг.

Расстройство

Для оценки эффективности любого лечебного вмешательства необходимо понять и распознать естественную историю расстройства. Существует множество различных лечебных вмешательств, к-рые считаются полезными в руках различных практиков и эффективность к-рых необходимо оценить относительно относительно нулевой гипотезы и относительно эффективности др. вмешательств. Если расстройства являются самоограничивающими, как депрессия, этот факт следует учитывать в оценочных исслед. Множество противоречивых фактов и выводов, встречающихся в литературе, — результат того, что это не было сделано.

Картина оказывается еще более сложной, когда изучают такую периодическую болезнь, длящуюся на протяжении всей жизни, как шизофрения. Естественная история болезни свидетельствует о том, что пациент испытывает периоды обострения и ремиссии в течение большей части жизни вне зависимости от характера получаемого лечения. Если состояние больного временно улучшилось, легко прийти к обманчивому выводу, что все совершавшееся с клиентом в то время помогло и является лечением. Поскольку мн. эмоциональные и психич. расстройства пока не имеют доказанной этиологии и ясной биолог. картины, трудно быть точным в диагностике.

Терапия

Проблема определения лечения и идентификации специфических переменных, оказывающих значимое воздействие на его исход, крайне сложна. Практически невозможно изменять переменные по отдельности или хотя бы определить все переменные, вводимые в лечебных вмешательствах. Тщательно спланированные исслед. плацебо показали, насколько трудно разделить психол. и фармакологические факторы реакций на лекарственное лечение. Есть много подтверждений тому, что эффективность определенного препарата в руках одного врача статистически достоверно отличается от его эффективности в руках другого врача. Различия определяются личностью врача и его способностью устанавливать терапевтический альянс с пациентом при определении ожидаемого результата терапии.

В психотер. количество переменных становится еще большим. Неспецифические компоненты психотер. — личность терапевта, личностное соответствие пациента и психотерапевта, включенных в терапевтический альянс, надежда, ожидания и прошлый опыт — являются частью психотерапевтической алхимии. Кроме того, нек-рые психотерапевты могут эффективно работать в рамках различных теорет. концепций лечения и применять различные терапевтические техники.

Политические и экономические вопросы

Когда предложение мед. услуг становится одной из крупнейших отраслей индустрии в стране, проблемы становятся скорее экономическими и политическими, чем научными. Профсоюзы, лицензионные и сертификационные комиссии, профессиональные ассоц. участвуют в дележе финансового пирога. И. л. в такой ситуации становится предметом не науки, а, скорее, политических и экономических дебатов.

Экономические вопросы представляют собой важный аспект оценочных исслед. Ясно, что об-во не может позволить себе неограниченные расходы на здравоохранение. Если ресурсы ограничены, то как их распределить? Если эти решения не следует принимать, исходя из политической практики или экономического давления отдельных групп, то они должны быть основаны на рентабельности лечения. Т. о. рентабельность становится теперь адекватным вопросом при проведении оценочных исслед.

Цели

Ясная постановка и точное определение целей очень важны. Достигнутый в последнее время прогресс в определении целей и измерении их достижения способствовал улучшению планирования оценочных исслед, к-рые ранее сильно страдали от неопределенности целей. Лишь сейчас мы начинаем рассматривать специфические поведенческие цели как возможные контрольные точки отсчета при изучении эффективности психотер. Эти цели могут быть ясно определены и стать понятными как для психотерапевта, так и для больного. Мы обладаем адекватными методиками для их оценки и даже для их количественного измерения.

До нек-рой степени цели определяются культурными нормами. Должны они стать частью лечебного взаимодействия? Должна ли терапия помочь индивидууму адаптироваться и приспособиться, или наша задача помочь ему чувствовать себя комфортно, оставаясь неадаптированным? В нек-рых терапевтических системах для ответа на этот вопрос проводится различение между неправильной адапт. и отсутствием адапт. Как нам учесть это в оценочных исслед.?

Наши рекомендации