Биологические методы диагностики

Биолог. методы диагностики Д., включая анализ нейрохимических метаболитов в моче, крови и спинномозговой жидкости, не подтвердили свою надежность и валидность, несмотря на большие усилия по их разработке в последние гг. Осн. внимание в этих методах уделялось использованию метаболитов нейромедиаторов ЦНС в качестве показателей уровней нейромедиаторов. Напр., 5-гидроксииндолацетиловая кислота (5-ГИАК) является промежуточным продуктом метаболизма серотонина в ЦНС. Определение уровня 5-ГИАК в спинномозговой жидкости или крови делает возможным получение показателя серотонинэргической активности и концентрации серотонина в мозге. Однако эти тесты оказались проблематичными и пока не получили широкого признания.

Распространенным методом биолог. диагностики Д. является тест подавления дексаметазона (ДМТ). Дексаметазон — это глюкокортикоид, к-рый подавляет секрецию кортизола, что важно для функционирования гипоталамически-гипофизарно-адренокортикальной оси (ГПАК). Было обнаружено, что уровень кортизола при Д. часто повышен. При назначении дексаметазона на ночь у нек-рых депрессивных больных снижения уровня кортизола не происходит. Считается, что это отражает повышенную активность оси ГПАК — проблему, связанную с Д. Это позволяет использовать ДМТ для диагностики Д. у нек-рых больных. Однако рез-ты этого теста противоречивы, поскольку исслед. показали, что на рез-ты ДМТ оказывают влияние тж др. разнообразные факторы: питание, утомление, лекарственные препараты, сон и аллергия. В силу проблем, связанных с надежностью и валидностью методов биолог. диагностики, наиболее распространенными средствами оценки Д. остаются стандартизованные самоотчеты и клинические оценочные шкалы.

См. также Антидепрессанты, Опросник депрессии Бека, Электросудорожная терапия, Культуроспецифичные расстройства, Эпидемиология психических расстройств, Гуморальная теория, Выученная беспомощность, Маниакально-депрессивная личность, Нейрохимия, Психоэндокринология, Психофармакология, Стресс

Э. Дж. Марселла

Депрограммирование (deprogramming)

Дж. Кларк установил, что для экстремистских религиозных культов характерно следующее: а) состоятельные живые лидеры, считающие себя мессиями или обладателями особой силы (дара и пр.); б) философия, осн. на системе догматических и абсолютистских убеждений; в) тоталитарная система управления; г) требование беспрекословного подчинения уставу культовой группы; д) сильный акцент на накапливании богатства для культа и е) почти полное отсутствие заботы об индивидуальном благополучии членов культа.

Вероятных новообращенных редко ставят в известность об этих особенностях культа, но, наоборот, предоставляют им сильно отличающуюся или даже прямо противоположную реальному положению дел информ. М. Сингер и Р. Дж. Лифтон утверждают, что как только новички вовлекаются в культ достаточно глубоко, чтобы на них можно было оказывать групповое давление, они подвергаются процедурам промывания мозгов.

Конечным продуктом процесса идеологической обработки является упрощенческое и стереотипное мышление. Как и в гипнотических состояниях, содержание мышления контролируется гл. обр. извне, а не изнутри, что приводит к слепому повиновению лидеру культа.

Экстремистские религиозные культы могут производить полное изменение личности новообращенного за период от неск. дней до неск. недель, хотя, по сообщению Дж. Кларка, такие изменения становятся необратимыми обычно после 4—7 лет жизни в культовой группе.

Д. состоит из фасилитации критического, гибкого, творческого и независимого мышления и коррекции ложных представлений относительно культовой жизни. Этот процесс завершается стимулированием члена культа исследовать культовую идеологию в свете логики и эмпирических фактов. Такое исслед. можно ускорить с помощью серии наводящих вопросов, посредством к-рых новичка нацеливают на систематический анализ противоречий на основе фактов из его личного жизненного опыта.

Полезно тж прямое, открытое заполнение информационных лакун. Напр., новички могут просто не знать, что группа, к к-рой они примкнули, весьма своеобразна; что «проекты творческой общины» не имеют никакого отношения к жизни той общины, членами к-рой они стали; что они должны посвятить свою жизнь этой группе или что их будущий супруг(а) и дата бракосочетания будут выбраны за них лидерами культа. Особую пользу дает описание и объяснения процесса идеологической обработки, к-рой они были подвергнуты.

На протяжении процесса Д. любопытство, вопросы и рассуждения новообращенного создают импульс, сила к-рого нарастает до тех пор, пока не достигается точка перелома. В это время новичок может внезапно прекратить обсуждение, стать тихим и задумчивым или обнаружить признаки шока, после чего он обычно «ломается». Этот момент характеризуется такими ощущениями, как нервная дрожь и озноб. На аффективном уровне произошедший перелом может выражаться в рыданиях и панической растерянности, а на когнитивном уровне он сочетается с резким изменением мировоззрения и решением порвать с культом.

Работа не заканчивается с наступлением момента перелома, т. к. затем наступает «неустойчивая фаза» («floating phase»), когда случайная встреча, телефонный звонок или даже слово могут столь же быстро вернуть бывшего члена к мировоззрению культа. Для предотвращения обратного перехода таким людям, как правило, необходима постоянная поддержка и руководство до тех пор, пока их способность критически мыслить не окрепнет настолько, чтобы они могли обрести независимость.

См. также Групповое давление, Убедительные сообщения

Дж. К. Локвуд

Дерматит (dermatitis)

Д. — это воспаление кожи, проявляющееся зудом, покраснением и иногда изъязвлением, при к-ром кожа мокнет и покрывается пузырями. В группу Д. включены мн. кожные заболевания, два наиболее распростр. из них — контактный Д. и атопический Д.

Контактный Д. представляет собой воспаления, вызванные внешними факторами — химическими аллергенами и токсинами. Причина предполагаемого контактного Д. определяется обнаружением аллергена при помощи специальных кожных тестов. После идентификации сенсибилизатора Д. становится доступным лечению.

Атопический Д., известный тж как нейродермит, представляет собой воспаление кожи, вызванное постоянным расчесыванием. Существенным признаком атопического Д. является интенсивный зуд. Хотя истинная причина атопического Д. неизвестна, его возникновение связывают с наличием в роду таких аллергических заболеваний, как астма или сенная лихорадка, что указывает на наследственную предрасположенность. Появлению этого типа Д. способствуют психол. стрессы и изменения климата. В отличие от контактного, атопический Д. представляет собой хроническую, рецидивирующую проблему. Атопический Д. доступен как медикаментозному, так и психол. лечению.

См. также Психосоматические расстройства

Т.-И. Мун

Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок (eye movement desensitization and reprocessing)

Десенсибилизация и коррекция переработки информ. с помощью движений глазных яблок (EMDR) — это предложенный Фрэнсин Шапиро метод быстрого лечения последствий психотравмы: ночных кошмаров, «флэшбек» и фиксации на травматическом событии. Шапиро наблюдала быстрое снижение интенсивности дистресса у себя самой и участвовавших в исслед. добровольцев после мультисаккадических боковых движений глазных яблок. Она применила эту процедуру с использованием контрольных групп при лечении жертв сексуального насилия и ветеранов Вьетнамской войны и обнаружила существенный эффект, сохранившийся при катамнестическом исслед. через три месяца.

Процедура

Процедура начинается с установления достаточного терапевтического контакта (раппорта), делающего возможным для пациента адекватный самоотчет о внутренних переживаниях. Пациент получает полную информ. о том, чего следует ожидать во время и после процедуры, так что ощущаемые при этом сильные вспышки аффекта не производят ошеломляющего впечатления. Для заблаговременного выявления лиц с расстройством множественной личности (MPD)используется такой скрининговый инструмент, как Шкала диссоциативного опыта (Dissociative Experiences Scale). При наличии у пациента такого диагноза используется специальный EMDR-протокол. Проведение EMDR без специального протокола у больных с нераспознанным расстройством множественной личности сопряжено с риском спровоцировать активацию агрессивной чередующейся личности в ходе процедуры, что значительно ухудшает терапевтический контакт.

Перед использованием EMDR психотерапевт оценивает память больного о травматическом событии, являющемся мишенью психотерапии, учитывая ее визуальные, когнитивные и кинестетические компоненты. Уровень дистресса измеряется в субъективных единицах дистресса. Пациент тж излагает желаемые когниции о травматическом событии. Уверенность в этих когнициях перед лечением оценивается с помощью шкалы семантического дифференциала.

Проведение EMDR начинается с того, что пациент получает инструкцию вызвать в памяти чувственные аспекты воспоминания, в то время как психотерапевт производит латеральные движения пальцем, вызывая у больного движения глазных яблок. После каждого сеанса чувственный опыт больного подвергается пересмотру, при этом продуцируются разнообразные отчеты об образах, мыслях или телесных ощущениях по мере того, как происходит коррекция переработки мнестической информ. Часто наблюдается катарсическое отреагирование, при к-ром пациент детально оживляет событие в сферах разных чувственных модальностей. За этой частью процедуры непосредственно следует период повышенной внушаемости, в к-ром спонтанно появляются или же м. б. относительно легко вызваны желательные когниции пациента. Этот спонтанный сдвиг или иная заключительная процедура делают возможным снижение субъективного дистресса до уровня, позволяющего благополучно завершить сеанс. Пациенту сообщается, что спонтанная коррекция переработки мнестической информ. продолжится и после EMDR. Дневниковые записи больных, отражающие этот материал, обсуждаются на катамнестических сеансах, на к-рых м. б. дополнительно использована EMDR применительно к возникшим вопросам или новым воспоминаниям.

Теория

В своей концепции Шапиро постулирует, что травма вызывает аффективную перегрузку, нарушающую баланс возбуждения/торможения при переработке информ. Это вызывает блокаду переработки мнестической информ. о травме, к-рая остается изолированной в нейронной сети с полным зарядом визуального, когнитивного и аффективного значения. Этот заряд прорывается через диссоциативный барьер, отделяющий воспоминания от нормального плана текущего сознания, и переживается в виде навязчивых мыслей, ночных кошмаров или феномена «флэшбек». Проникая через диссоциативный барьер, EMDR восстанавливает равновесие и сообщение между нейронными сетями. При правильном проведении EMDR достигается полная переработка травматического материала, что вызывает устранение симптоматики и переход к более адаптивному мышлению. После проведения EMDR пациенты описывают изменения в своем воображении, мышлении, аффективной сфере и поведении, свидетельствующие о том, что интеграция материала осуществляется на уровне базисных когнитивных схем. Эти изменения могут сопровождаться генерализацией эффекта относительно др. психотравматизирующих эпизодов, к-рые не были специфическими мишенями при проведении терапии ЕМDR.

Предостережение

Существенным для безопасного и эффективного проведения процедуры яв-ся уровень подготовки психотерапевта. Клиницистам, не прошедшим специальное обучение, не следует пытаться проводить EMDR в порядке эксперимента. Это сопряжено с риском повреждения глаз, ретравматизации и активизации суицидных тенденций у больного.

См. также Головной мозг, Канализация, Эффективность психотерапии, Идиодинамика, Умственные образы, Множественная личность, Последствия стресса, Зрительные представления

С. Паулсен

Детерминизм / индетерминизм (determinism / indeterminism)

В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Эта идея является центральной для науки, утверждающей, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление можно было бы точно предсказать; и наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются — и всегда будут определяться — законами природы, к-рые можно установить посредством научных методов.

Что касается челов. поведения, то здесь сложилась интересная система альтернативных утверждений, к-рая обладает несомненной значимостью за пределами психологии как науки или профессии и имеет отношение к повсеместному челов. поведению и общественным институтам, включ. законы об-ва и религиозные догмы. Прежде всего приходит на ум ряд занятных противоречий. Как уже отмечалось, ученые рассматривают жизнь как детерминированный процесс и обычно верят в неизбежность определенной линии поведения: если бы мы знали о конкретном чел. все, мы могли бы предсказать каждый его шаг. Однако, на протяжении всей истории об-ва т. зр. здравого смысла была представлена позицией индивидуальной ответственности.

Как принято считать, индетерминизм исходит из того, что индивидуум имеет свободу выбора, что люди способны предсказывать последствия своих поступков и решать, как именно им действовать, напр. добиваться ли им собственных эгоистических целей даже в ущерб окружающим. Чистейший пример индетерминизма — вера в свободу воли, согласно к-рой за все сознательное поведение ответственность ложится на людей. Законы большинства об-в и догматы мн. религий, в первую очередь иудаизма и христианства, базируются на идее индивидуальной ответственности. Последствия поступков в виде наказания — на этом свете или на том — трактуются с позиций моральных принципов и поведения индивидуума.

В этом старом как мир споре детерминистов и индетерминистов психологи занимали разные позиции. Последовательные бихевиористы склонны к безоговорочному детерминизму, а приверженцы экзистенциализма — к индетерминизму. Однако, хоть это, возможно, и противоречит логике, большинство психологов сочетают в своем творчестве элементы обоих подходов: они отдают должное детерминизму как необходимому элементу научного метода, что не мешает им, тем не менее, действовать с позиций индетерминизма.

Безусловно, недавние события, произошедшие в мире физики, заставляют усомниться в научной легитимности детерминизма. Говоря так, мы имеем в виду невозможность одновременного определения импульса и положения электрона. Судя по всему, всегда будут существовать зоны неопределенности. Исходя из таких наблюдений, физик-теоретик Вернер Гейзенберг, удостоенный Нобелевской премии в 1932 г., сформулировал принцип, известный под названием принципа неопределенности Гейзенберга, и показал, что классическая (ньютонова) физика просто не применима на уровне атомов. Если приравнять отдельного чел. к атому, можно сказать, что хотя принцип детерминированности (или определенности) справедлив в отношении чел. как вида, приводя к детерминистической номотетической позиции, принцип неопределенности столь же справедлив применительно к чел. как индивиду, чье поведение оказывается лишь частично объяснимым на основе предшествующих событий. Иными словами, полностью предсказать поведение конкретного чел. невозможно.

См. также Эмпиризм, Логический позитивизм, Объективная психология, Физика и науки о поведении

У. Саттон

Детская и подростковая делинквентность (juvenile delinquency)

Д. и п. д. обычно определяется как запрещенное законом поведение, совершаемое малолетними. Точный возраст, в отношении к-рого квалифицируется делинквентность, зависит от закона конкретного штата. Детей до 8 лет, как правило, не заключают под стражу в арестный дом или в дом предварительного заключения для малолетних правонарушителей, а обычно помещают в приют. В зависимости от серьезности делинквентного поведения, ребенок может рассматриваться либо как несовершеннолетний преступник, либо как JINS (малолетний, требующий надзора — juvenile in need of supervision). Поведение из разряда последней категории — такое как праздношатание, прогулы уроков, убегание из дома, нарушение границ чужих владений и неисправимость — не считалось бы преступным, если бы оно совершалось взрослым. Преступность несовершеннолетних включает такие уголовные преступления, как взлом и проникновение, противоправное проникновение в чужое помещение с умыслом совершить в нем фелонию или кражу, магазинные кражи, поджоги, изнасилования и убийства.

Специальный отчет 1981 г. констатировал, что одна треть всех серьезных преступлений совершается людьми в возрасте до 20 лет. Нет таких этнических, религиозных, расовых групп или социально-экономических уровней, к-рые бы оказались не затронутыми этим стремительным ростом проблем несовершеннолетних.

См. также Преступность, Девиантность

Д. Н. Ломбарди

Детская психология (child psychology)

Д. п. изучает личность и поведение детей, обычно с того момента, как родители дают жизнь ребенку, и до достижения им половой зрелости (пубертата). Хотя нек-рые теоретики и исследователи включают в определения Д. п. еще и юность, большинство совр. авторов рассматривают период юности как отдельную область изучения. В прошлом Д. п. имела отношение и к нормальному, и к аномальному поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и рез-ты исслед. в области развития, воспитания и обучения детей, а тж в сфере детской психотерапии и консультирования.

В сферу исследовательских интересов детских психологов входят соц. и эмоциональное развитие, физ. рост и совершенствование моторного поведения, научение и интеллектуальный рост, языковое развитие и развитие личности. Одни исследователи ограничивают свою работу рамками конкретного возрастного периода, такого как младенчество, пренатальный период, новорожденность или школьные гг. Др. сосредоточиваются на происходящих с возрастом изменениях в таких психол. конструктах, как познание, социализация, агрессия, зависимость, нравственное поведение, научение или достижение. Нек-рые темы — скажем, языковое развитие, — изучались как в аспекте возрастных особенностей конкретного поведения (напр., словарный запас, характерный для данного возраста, употребление определенных частей речи и т. д.), так и в аспекте психол. конструктов (напр., языковая социализация, язык и познание).

В дидактических целях период детства обычно делят на неск. подпериодов, или стадий. Пренатальный период можно разделить на стадию зиготы (от 0 до 2 недель), стадию эмбриона (от 2 недель до 2 месяцев) и стадию плода (от 2 месяцев до рождения). Аналогично, постнатальный период можно разделить на младенчество, дошкольный возраст (раннее детство), среднее детство и позднее детство.

История детской психологии

В связи с Д. п. можно рассматривать, по меньшей мере, 4 вида истории. Онтогенетическая история — история организма от зачатия до смерти — составляет основу данных о челов. развитии. Филогенетическая история относится к эволюционному развитию вида.

Третий вид истории касается изменений понятия «детство», происходящих со временем. Данное понятие связано с социокультурной историей семьи. Филип Мюллер выделил 4 периода в культурной истории семьи, соотнеся их с меняющимися взглядами на ребенка.

Первый период: до 1750 г. Рождение и смерть ребенка были «естественными». Не существовало ни системы родовспоможения, ни достаточно эффективной медицины для поддержания жизни новорожденных. Поскольку процент младенческой смертности был весьма высок, к детям относились как к чему-то временному и легко заменимому, а потому не придавали им особого значения. Предполагалось, что в такой суровой обстановке дети быстро вырастают, и потому с ними обращались в значительной мере как с маленькими взрослыми.

Второй период: с 1750 по 1880 гг. На детство стали смотреть как на период невинности: детей начали оберегать от суровых реалий взрослой жизни и считать их, как предлагал Руссо в своем «Эмиле», особыми существами, со своими собственными потребностями, специфичными для каждой стадии возрастного развития.

Третий период: с 1880 по 1930 гг. К концу XIX в. начал резко падать уровень рождаемости. С появлением нуклеарной семьи как осн. воспроизводящей, общественной и культурной единицы родители стали больше заниматься воспитанием и обучением своих детей. Поощрения и наказания определялись желанием внушить детям строгие моральные принципы.

Четвертый период: с 1930 г. по настоящее время. Согласно Мюллеру, семья наконец-то достигла в своем развитии стадии, на к-рой ребенку позволили занять привилегированное положение. На ребенка больше не смотрят как на легко заменимый, временный предмет потребления, и его больше не эксплуатируют как дешевую рабочую силу. Если продолжать сравнение, то теперь ребенок приобрел влиятельное положение «маленького принца», вокруг к-рого крутятся представители разных профессий, значительная часть рынка услуг и, естественно, большое количество законов. Т. о., характеристики семьи и наши представления о том, что значит быть ребенком, изменялись вместе с изменением демографической структуры населения нашей планеты.

Четвертый вид истории, имеющий отношение к Д. п., — это ее собственная история развития. Большинство исслед. процессов развития касалось переменных или логических конструктов, интеллектуальный интерес к к-рым зародился еще в античной философии. Зачатки психологии сложились в философии и физиологии, и Д. п. не составляет исключения. Древнегреческие авторы описывали стадии развития и процесс социализации, а тж рассматривали такие практ. вопросы, как правильное воспитание (и обучение) детей. Однако начало Д. п. как науки можно связать с появлением «детских биографий», представлявших собой записи точных наблюдений (к-рые часто велись родителями) за развитием конкретного ребенка.

Совр. влияния на Д. п. связаны с прогрессом в тестировании, а тж с развитием клинических центров помощи детям и родителям и крупных университетских центров исслед. детского поведения.

Теории в детской психологии

Поначалу теории Д. п. были преимущественно имплицитными. Поскольку на детей смотрели как на маленьких взрослых, то не было необходимости и в особых логических конструктах для объяснения их поведения. Вплоть до конца XIX в. и приобретения психологией статуса официальной дисциплины никаких широко известных теорий поведения ребенка не существовало. Одним из первых детских психологов был Гренвилл Стэнли Холл, предложивший биогенетическую теорию, согласно к-рой поведение, в основном, определяется биолог. развитием и генетической предрасположенностью.

Создатель психоан. Зигмунд Фрейд придавал важное значение средовым и особенно соц. факторам в развитии поведения и личности ребенка. Фрейд одним из первых подчеркнул влияние раннего опыта на последующее поведение и роль бессознательного в объяснении поведения. Он постулировал, что люди в своем развитии проходят ряд психосексуальных стадий, к-рые определяются специфическим способом выражения либидо, или психич. сексуальной энергии.

Жан Пиаже создал, вероятно, главную теорию, претендующую на объяснение когнитивного развития. Подход Пиаже к когнитивному развитию можно назвать стадиальным, поскольку каждая последующая ступень развития соотносится со все более сложным способом регистрации и обработки информ. индивидуумом, а тж ассимиляцией ее в ранее развитые ментальные структуры.

Представители теории научения склонялись к тому, чтобы рассматривать поведение детей как базирующееся на средовых факторах, а не на факторах организма, и, подобно Фрейду, отводили организму скорее пассивную, чем активную роль в собственном развитии. Появление теории социального научения было в известном отношении рез-том стремления объединить психоаналитические понятия с понятиями классической теории научения.

Наши рекомендации