Терапевтика и роль терапевта/лидера
Все профессиональные теории групп. изменений осн. на предпосылке, что группа — соц. микрокосм: она вызывает именно те чувства, мысли или поведение, к-рые и беспокоят пациента. Предполагает ли теоретик наличие психодинамического конфликта, видит ли он в качестве источника личных проблем отношения с окружающими или придерживается бихевиоральной позиции, в любом случае считается, что начальным шагом в изменении будет выявление беспокоящих, тягостных моментов. Демонстрация этих моментов в контексте, к-рый в к.-л. важном отношении отличается от обыденной жизни, представляет собой первый этап терапевтического процесса. Далее, поведение, мысли и чувства должны восприниматься и переживаться иначе, чем раньше; участники должны «научиться» тому, что пугающие последствия не обязательно произойдут.
При изучении разнообразных теорет. позиций выявляется большое число терминов или концепций, описывающих поведение терапевта или лидера: они интерпретируют, сопротивляются, конфронтируют, размышляют, оказывают поддержку, разыгрывают ролевые сцены, действуют в качестве наблюдающего Я, форсируют групп. кризис, воздерживаясь от ожидавшегося от них поведения, подкрепляют, моделируют, заключают контракты, устанавливают осн. правила, защищают, выражают принятие, сохраняют свою аутентичность, выражают личное расположение, анализируют перенос, сообщают чувства, интерпретируют групп, динамику, учат, действуют как целостная личность, раскрывают свои личные эмоции, оспаривают позиции др., действуют провоцирующим образом и т. д. Дескриптивные и концептуальные ярлыки, используемые для описания роли, весьма широки и многообразны.
М. Э. Либерман, И. Д. Ялом и М. Б. Майлз на основе анализа поведения лидера, предписываемого восемью теорет. позициями, описывают четыре осн. функции лидера группы: эмоциональную стимуляцию, поддержку, придание смысла и исполнительные функции. Все лидеры, вне зависимости от их теорет. ориентации, используют к.-л. варианты поведения в этих четырех аспектах, хотя разброс относительно придаваемого им значения и частоты применения достаточно широк.
Лидеры тренинга сензитивности видят свою роль в том, чтобы помочь участникам понять себя и др. через понимание групп. процесса. Они сосредоточиваются на группе в целом и на взаимодействии ее членов друг с другом. Эти лидеры пытаются объяснить, что делает группа в целом, фокусируются на таких вопросах, как сохранение группы и ее сплоченности, распределение полномочий и рабочих заданий, выделение подгрупп и «козла отпущения» в группе.
Гештальт-терапевты подчеркивают целостность индивидуума. Изменение рассматривается как субинтеллектуальный процесс, опосредуемый стимуляцией вхождения индивидуума в контакт с примитивной мудростью тела. Группа в целом или ее члены используются редко. Классический прием этого методического подхода — пустое кресло, «горячий стул» возле лидера, занимаемый каждым членом группы по очереди для непосредственной «работы» с лидером.
Лидеры групп транзактного анализа работают по очереди с каждым из членов группы. Термин «транзактный анализ» относится к взаимодействиям не между отдельными индивидуумами в группе, а между внутренними символами (Родителем, Ребенком и Взрослым). Типично установление контрактов обучения (постановка специфических задач) и формальное преподавание аналитической модели.
Лидеры групп основной встречи делают акцент на восприятии и углублении межличностных отношений и на освобождении от телесных ограничений. Они исходят из того, что, освобождаясь от соц. заторможенности и мышечных зажимов, люди смогут воспринимать свое тело и др. людей иначе и более полно. В фокусе — как внутреннее состояние индивидуума, так и межличностные отношения.
Лидеры групп клиент-центрированного подхода сосредоточивают внимание на межличностной или внутриличностной динамике. Их цель — быть моделью для личностного развития, устанавливая состояния искренности, безусловного позитивного отношения и эмпатии как осн. компонентов терапевтического отношения.
Терапия атакой делает акцент на выражении гнева. Каждого члена группы по очереди подвергают критическим расспросам со стороны др., полагая, что длительная атака слабых мест индивидуума сделает его более сильным. Этот метод в системе Синанон называется «игрой», поскольку по окончании сеанса атмосфера в группе сразу же приобретает характер взаимной поддержки. Используемая в Синаноне форма терапии атакой отличается от др. моделей тем, что здесь в группу включаются как опытные, так и неопытные члены, причем значительную часть работы делают «опытные игроки». В др. моделях терапии атакой конфронтацию почти целиком берет на себя лидер группы.
Психодраматические подходы построены на разыгрывании ролей или психодраматических упражнений т. о., чтобы участники могли отреагировать заблокированное прежде поведение или вызывающие страх эмоциональные отношения в «более безопасной» обстановке. Метод осн. на предпосылке, что человек может приобрести полезный опыт как непосредственно исполняя роль, так и будучи зрителем психодрамы.
Психоаналитически ориентированные группы сосредоточиваются на внутренней динамике, в особенности на первой истории, рассказанной в группе. Такие группы имеют менее эмоционально насыщенную атмосферу, отличаются большей рефлексивностью, концентрируясь на интеллектуальном совладании с действующими в группе интер- и интраперсональными силами. Терапевт действует как наблюдающее Я, интерпретируя сопротивление и анализируя механизмы психол. защиты по мере их проявления в соц. микрокосме группы.
Механизмы изменения
Целостный процесс психол. изменения с помощью групп. методов м. б. представлен в терминах двух центральных и взаимозависимых аспектов групп. восприятия. Характеристики группы предписывают условия, определяющие контекст, в к-ром должны произойти ожидаемые изменения. Др. важным аспектом системы терапевтического потенциала является «пакет» событий и ощущений — механизмы динамики. Нек-рые из них хорошо известны читателям, знакомым с проведением индивидуальной терапии, др. же могут иметь место лишь в ситуации, где действует неск. лиц. Эффективность всех этих механизмов у всех людей или при всех состояниях не была подтверждена. Они представляют собой квинтэссенцию того, что обычно считается важным.
Экспрессивность.Эмоциональная экспрессия — центральная в большинстве теорий. Нек-рые теорет. концепции подчеркивают выражение положительных эмоций, тогда как в др. критическим признается выражение отрицательных эмоций.
Самораскрытие— это прямое сообщение информ., к-рая, по мнению говорящего, вряд ли будет получена окружающими, если ее не выскажут, и к-рая считается им настолько личной, что рассказ об этом обычно ведется с большой осторожностью.
Обратная связь.Обратная связь представляет собой получение информ. о том, как чел. воспринимается др. членами группы, что присуще лишь групп. ситуации.
Переживание сильных эмоций. Всякая терапия затрагивает эмоциональную жизнь чел. Переживание сильного аффекта не обязательно предполагает прямое выражение чувств. Целительные группы предлагают огромное количество стимулов для вызова интенсивных эмоций у их участников.
Ощущение общности.Способность передать участнику чувство единения с др. — феномен, к-рый может возникнуть лишь в групп. ситуации.
Альтруизм.Исключительно в группе может возникнуть ощущение собственной нужности др. людям.
Эффект наблюдения.Часто можно наблюдать, что нек-рые участники группы остаются спокойными и пассивными в течение всей истории группы, однако это не означает, что они не извлекли для себя никакой пользы. В рез-те наблюдения часто происходят психол. изменения, хотя иногда они остаются не вполне осознанными.
Обнаружение сходства.Облегчение, испытываемое участниками, когда они обнаруживают, что их проблема не уникальна, является одним из наиболее положительных эмоциональных эффектов, предлагаемых группой.
Экспериментирование. Груп. ситуация представляет собой обстановку, которая позволяет участникам экспериментировать с новыми формами поведения при сниженном риске неблагоприятных последствий.
Внушение надежды.В группах часто происходят события, вызывающие надежду — чувство, что человек может измениться и что группа может этому способствовать.
Когнитивные факторы.Традиционные психотерапевтические системы, вышедшие из динамической психиатрии, акцентируют роль когнитивных факторов, обычно определяемых как инсайт.
В целом рез-ты хорошо спланированных исслед. обнадеживают. Они подтверждают терапевтическую эффективность различных целительных групп, описанных в этой статье.
См. также Групповая психотерапия, Человеческий потенциал, Марафон-терапия, Механизмы групповой психотерапии
М. А. Либерман
Группы самопомощи (self-help groups)
Г. с. представляют собой более или менее формальные орг-ции непрофессионалов, преследующих общую цель ради достижения блага для каждого члена группы. Речь идет о группах, главная цель к-рых — изменения в психологии или поведении участников. Они исходят из двух принципов, а именно: люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой, — лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта; такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе.