Личностный и социально-ситуативный подходы
Исслед. Д. Э. Супера, Дж. Л. Холланда и А. Роу подтвердили, что черты личности выступают как фактор, допускающий, что места работы и В. к. представляют собой среды, отражающие различия между личностями и интересами людей. С др. стороны, их исслед. способствовали дальнейшему развитию концепции жизненного цикла. Модель соответствия между личностью и средой постулирует, что выбор профессии и различия в карьере объясняются индивидуальной мотивацией. Были введены понятия начального, испытательного и стабильного периодов трудовой жизни. Начальный период относился к рабочим местам и должностям, занимаемым во время получения формального образования; под испытательным периодом подразумевались официально установленные или навязанные работодателем перемены работы в рамках 3-летнего (или меньшего) срока; стабильными назывались периоды работы длительностью более трех лет. Данные наблюдений показали, что у людей, выросших в благоприятных условиях, а тж у служащих, руководящих работников и представителей профессий, требующих высокой квалификации, стабильный период оказывается более длительным, тогда как у рабочих, занятых на пр-ве ручным, неквалифицированным трудом и выросших в неблагоприятных условиях, испытательный период затягивается. Д. Э. Супер предложил более подробную схему профессионального цикла: от 14 до 18 лет — стадия кристаллизации (или оформления); от 18 до 21 года — стадия спецификации (или конкретизации); от 25 до 35 лет — стадия стабилизации; и от 35 лет и старше — стадия консолидации (или упрочения). Дэниел Дж. Левинсон и др. ученые утверждали, что стадии трудовой жизни являются частью процессов биолог. и соц. созревания, поэтому они заранее запрограммированы, хотя и подвержены влиянию общественных сил.
В исслед., ставшим классическим, было показано, что определенные личностные факторы и ситуации давления влияют на то, станет ли человек менять свою профессию или будет упорно держаться за ту, к-рую приобрел в начале трудового пути. Были выявлены 4 варианта профессиональной карьеры: обычная, гибкая, прерывистая и методичная.
Насколько чел. нравится его работа, а значит и то, насколько успешной будет его карьера, по-видимому, зависит от определенных факторов. Среди них: а) знакомство с профессией; б) соответствие между характеристиками чел. и среды; в) хорошие профессиональные ролевые модели; г) стимулирующие, но не угрожающие требования работы и связанные с ней ожидания; д) пониженная забота о престиже; е) соответствие личных и профессиональных ценностей; ж) контекст рабочей среды, в к-рой происходит социализация чел. Помимо этих переменных, исследователи идентифицировали 2 осн. типа направленности — на заработок и на удовлетворенность работой, — выраженных у работников и, как правило, влияющих на выбор карьеры. Первая группа практически равнодушна к самому процессу работы — как в плане достижений, так и в плане самореализации, — однако получает удовлетворение и принимает карьерные решения соответственно прямым выгодам статуса, связанным с жалованьем. Вторая группа имеет сильную ориентацию на работу. Процесс работы приносит удовлетворение, и выбор работы или карьеры зависит от возможных достижений на данном поприще.
Работники как с тем, так и с др. типом направленности встречаются во всех сферах трудовой деятельности, хотя среди служащих доля ориентированных на работу выше. Производственные рабочие, как правило, испытывают большую неудовлетворенность своей работой, чем служащие, но у них часто меньше возможностей выбирать интересные и разнообразные задания.
Т. о., люди работают по разным причинам: деньги, статус, престиж, общение, удовлетворенность и т. д., и при выборе карьеры они часто принимают в расчет если не все, то хотя бы нек-рые из этих причин. Восприятие человеком к.-л. работы и причин, по к-рым ему следует заняться этой деятельностью, во многом определяется предыдущим опытом и преобладающими соц. установками.
Перспектива жизненного пути
Так как жизнь в индустриальных об-вах описывается значимыми соц. переходами, перспектива жизненного пути чел. дает возможность рассматривать многообразные роли как совокупность сложных взаимосвязей, к-рые должны изучаться в соотв. им контекстах; этот подход предполагает, что существует нормативное время наступления жизненных событий, причем совпадения и несовпадения фактических моментов наступления событий с нормативными влекут за собой последствия, влияющие на последующие события. Люди рассматриваются как действующие в своих средах лица: они ведут переговоры, принимают решения и адаптируются. Кроме того, индивидуальные потребности, интересы, ожидания и даже возможности со временем изменяются. Соображения, следующие из концепции жизненного пути, в применении к исслед. профессиональной деятельности еще более усложняют общую картину.
Отмечается резкое возрастание вложенных сил в течение трудового пути, не зависящее от социоэкономического статуса или пола. Профессиональные пути мужчин складываются из должностей более высокого статуса и требуют больших усилий, чем профессиональные пути женщин или пути, связанные с непрестижными профессиями. Профессиональные пути более дифференцированы в ранней взрослости (примерно от 25 до 35 лет), а затем, в среднем возрасте, становятся менее дифференцированными, отражая паттерн упрочения положения. Данные о начале и завершении карьеры для различных профессиональных групп и для мужчин и женщин заметно отличаются.
Обнаружено, что в течение последнего десятилетия трудового пути число начинающих карьеру закономерно уменьшается, а число завершающих карьеру растет. Это объясняется заметным сокращением базы набора пожилых людей на работу, а тж широким распространением положительного отношения к раннему уходу на пенсию. Для профессий низкого статуса характерна U-образная форма: на начало и конец трудового пути приходится больше начал и завершений, чем на любое др. время.
В целом исслед. выбора карьеры в рамках концепции жизненного пути говорят о том, что выбор может и не играть столь важной роли, к-рую ему обычно приписывают, в принятии решения о начале трудовой жизни. Однако решение о смене места работы или полном завершении карьеры может оказаться решением, влекущим за собой гораздо более статистически значимые соц. и психол. последствия в свете тенденций, поддерживающих желание получать удовлетворение от своей работы. В литературе указывается на огромные различия в скорости профессионального роста, паттернах начала и завершения карьеры, возможностях развития и отдаче, получаемой от личного роста, к-рые зависят от пола, возраста, социоэкономического уровня, уровня квалификации и сферы труда. Сейчас понятие выбора считают более многогранным и динамичным, чем прежде, и исследователи карьеры, как пишет Роберт Дж. Хэвигхёрст в своем обзоре «Мир труда» (The world of work),проявляют постоянный интерес к теории и методологии, временным характеристикам, последовательности и закономерностям формирования карьеры, а тж к рез-там взаимодействия множества индивидуальных, семейных и соц. факторов.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Практика найма рабочих и служащих, Статус профессии, Профессиональная адаптация, Работоспособность
Ф. Дойч
Выбор супруга / супруги (spouse selection)
Живя в условиях об-ва, в к-ром придается большое значение индивидуализму, мы склонны считать, что выбираем наших супругов в результате свободного, основанного на любви выбора. Как правило, до выбора брачного партнера средний взрослый человек располагает опытом неск, любовных связей, и при совершении выбора любовь может играть второстепенную роль по сравнению с другими соображениями. Такие факторы, как профессиональная подготовка и одобрение значимых других, оказывают огромное влияние на наше решение вступить в брак. Рассмотрение данных по гетерогамии в сравнении с гомогамией во многом проливает свет на сам процесс и результаты выбора супруга/ супруги.
Гетерогамия
Р. Ф. Уинч был, пожалуй, самым активным защитником той идеи, что люди обычно ищут партнеров, чьи потребности не являются точным отражением их собственных, а дополняют их. Несмотря на привлекательность такой гипотезы комплементарности, исслед., как правило, ее не подтверждают. Было не только показано, что партнеры обычно не сознают уравновешивающих достоинств друг друга; не получило подтверждения и мнение о том, что комплементарности, пригодные для одного пола, являются столь же пригодными для др. пола, и не было разработано формул для определения значений, к-рые ищущие свою пару могли бы приписать уравновешивающим достоинствам и недостаткам в любом определяющем комплементарность уравнении.
Гомогамия
Несмотря на то, что практически каждая культура запрещает инцест и требует семейной экзогамии, во мн. субкультурных группах предписывается эндогамия как средство сохранения целостности их соц. организаций. Этим могут объясняться многочисленные свидетельства того, что чаще всего выбираются партнеры той же расы, этнической подгруппы, того же социально-экономического статуса и с одинаковым уровнем образования. Когда член из группы с более высоким статусом выбирает партнера с более низким социальным статусом, уступки обычно делаются возрасту и красивой внешности, тогда как внутри страты мужчины и женщины чаще всего выбирают себе партнеров с возрастными и внешними данными, к-рые совпадают с их собственными. Это согласуется с тем, что Мерштейн назвал «теорией обмена» (exchange theory)выбора супруга, согласно к-рой каждый будущий партнер стремится упрочить свое соц. и психол. положение выбором как можно более подходящей по своим соц. характеристикам пары.
То, что образование и др. соц. характеристики действительно предсказывают В. с., может объясняться тем обстоятельством, что эти факторы влияют на круг потенциальных партнеров, с к-рыми каждый ищущий свою пару будет встречаться. Этот «фактор близости» в В. с. отражает факт, что сегрегация по месту проживания и профессиональной принадлежности в значительной степени обусловливает наличие подходящих партнеров, к-рые будут встречаться в силу времени, расстояния, затрат и возможностей. То, что религиозная интеграция существует фактически на каждом уровне американского об-ва, может объяснять факт, что браки между людьми разного вероисповедания быстро становятся нормой.
Не столь заметное сходство в ценностях, аттитюдах и поведении, к-рое мы склонны искать в друзьях, тж оказывается чрезвычайно ценным критерием при выборе партнера. Стремление выбирать себе в качестве близких друзей тех, кто разделяет нашу систему взглядов, вне всякого сомнения является следствием легкости в достижении согласия по тем бесчисленным решениям, к-рые должны приниматься нами каждый день, равно как и подтверждения собственных убеждений и поступков. Поэтому не вызывает удивления, что во многих исслед. зафиксировано, что пары проявляют все большее единодушие по мере того, как они продвигаются от случайного знакомства к браку.
Заблуждения в предполагаемом сходстве объясняются неск. причинами. Во-первых, ухаживание рассматривается как период макс. взаимного обмана, т. к. каждая сторона стремится приобрести расположение другой, пытаясь произвести на нее как можно более благоприятное впечатление, зачастую ценой честности. Помимо влияния этих ложных данных, процессы, к-рые ухаживающие партнеры используют для организации своих впечатлений о других, скорее психологические, нежели научно-логические, и часто приводят к ложным выводам.
В. с. имеет огромное значение для стабильности об-в и входящих в них подгрупп, равно как для длительного счастья конкретных людей. Соц. ограничения на возможность встретить будущих супругов и барьеры на пути к определенным союзам, расцениваемым как предосудительные, являются инструментами, при помощи к-рых макросоциальные орг-ции осуществляют свой контроль за тем, кому и с кем вступать в брак. В рамках круга приемлемых кандидатов каждый человек должен определиться в отношении тех критериев, к-рые он будет применять при В. с., должен собрать данные, необходимые для использования каждого критерия, и должен взвесить каждый имеющийся факт в общей матрице принятия решения «годен—не годен».
См. также Теория обмена, Человеческие паттерны ухаживания, Табу
Р. Б. Стьюарт
Выборочное исследование (sampling)
Методики В. и. — это способы отбора малого числа единиц из генеральной совокупности, позволяющие исследователям делать выводы о природе этой совокупности по рез-там изучения выборки. В. и. применяется при опросах общественного мнения и опросах потребителей, чтобы по ответам выборки сделать выводы о том, как будет голосовать население в день выборов или как потребители воспримут новый товар или новую телевизионную программу. Понятие В. и. применяется не только в сфере эксперим. исслед., но распространяется и на повседневную жизнь, как в тех случаях, когда мы судим о новом супермаркете по первому посещению или решаем, что все жаркое не дожарено, попробовав кусок из своей тарелки.