Синдром «сгорания» и его профилактика

Синдром «сгорания» или феномен «выгорания» (bur­nout), проявляется как состояние физического и психи­ческого истощения, вызванного эмоциональным пере­напряжением при работе с людьми (Барабанова, 1995. С. 54—55).

Данный феномен не является строго специфичным для психологов-консультантов. Он достаточно часто наблюдается у многих представителей социономических (в частности, «помогающих») профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др.

Чем синдром «сгорания» (феномен «выгорания») со­держательно выделяется среди других разновидностей последствий хронического стресса?

Принадлежит ли он к группе неврозов, если мы рас­сматриваем его в рамках медицинской парадигмы?

Каковы его основные симптомы, методы их выяв­ления и профилактики?

К сожалению, в русскоязычной специальной литера­туре ответы на эти вопросы не даются, синдром «сго­рания» освещен крайне недостаточно.

В дипломной работе М.В.Барабановой (МГУ, 1994) изучался феномен «выгорания» у врачей. Ставилась задача — изучение степени выраженности феномена «выгорания» у субъекта труда в зависимости от его эмо­ционального отношения к предметному содержанию труда, а также от преобладания некоторых черт тем­перамента. Выраженность симптомов «выгорания» оценивалась самими обследуемыми по семибалльной шкале опрос­ника Пайнса (Pines); отношение врачей к больному че­ловеку и себе — с помощью метода семантического дифференциала; свойства темперамента — с помощью опросника В.М. Русалова.

М.В. Барабановой были сделаны следующие выводы:

1) Явление «выгорания» можно рассматривать как определенное изменение в структуре психических регу­ляторов трудовой деятельности — образе объекта и образе субъекта труда.

2) У врачей с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к больному человеку. Напротив, низкий уровень выраженности сим­птомов «выгорания» отмечается у врачей с позитивным отношением как к больному, так и к себе.

3) Высокий уровень «выгорания» свойствен врачам, обладающим низкими показателями уровня готовнос­ти к социальной деятельности и наоборот.

4) Общая эмоциональность оказалась неспецифич­ным свойством для изучаемого феномена (Барабанова, 1995. С. 54—55).

Однако по замечанию нашего коллеги Д.Г.Трунова, данные выводы не позволяют прийти к окончательно­му заключению о том, что же является первичным — негативное отношение к больному (и как следствие его — «выгорание») или же феномен «выгорания» (и воз­никшее затем негативное отношение к больному). По нашему мнению, как причины синдрома сгорания (фе­номена «выгорания»), так и его симптоматика являют­ся полимодальными.

Так, например, определенные черты личности, ко­нечно, сказываются на проявлении синдрома «сгора­ния». Однако скорее на формах его проявления, неже­ли на частоте и т.п. Синдром «сгорания» проявляется у консультантов (психотерапевтов) различного личностного склада, но проявления его скорее будут связа­ны с преморбидом. Например, психастеник впадет в уныние, гипертим же станет еще агрессивнее в обра­щении с клиентами и т.п.

Сами симптомы синдрома «сгорания» также вряд ли отличаются строгой специфичностью и могут варьиро­вать от легких поведенческих реакций (раздражитель­ность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.

Следовательно, и профилактика синдрома «сгора­ния», и меры борьбы с ним также неспецифичны. Они могут варьировать от предоставления отдыха, занятий гимнастикой и аутогенной тренировкой до госпитали­зации с назначением «малых» и «больших» транквили­заторов и т.д.

Этика консультанта

Завершая разговор о психологическом консультиро­вании как таковом, невозможно не обсудить вопрос об этических нормах и правилах работы психолога-кон­сультанта.

За рубежом об этических принципах психологичес­кого консультирования и психотерапии уже написаны целые тома, а несоблюдение профессиональных требо­ваний в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, пра­ва на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д. (Алешина, 1994. С. 9). Следование принци­пам поведения психолога-консультанта не только обес­печивает этичность профессиональной деятельности, но и является одним из залогов успешности психоло­гического воздействия.

Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту.

4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государствен­ные организации, частным лицам, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Установление тесных личных отношений меж­ду консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную по­зицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента (Алешина, 1994. С. 11—12).

Сходными являются и принципы телефонного кон­сультирования:

1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека.

2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание бесе­ды абсолютно конфиденциально.

3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипули­ровать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического.

4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Пси­хологической Помощи: Буклет, 1996).

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Александровский Ю.А. Пограничные психические рас­стройства. М., 1993.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консульти­рование. М., 1994.

Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

Барабанова М.В. Изучение психологического содержа­ния синдрома выгорания: Реф. дипломной рабо­ты. МГУ. Факультет психологии, 1994 // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. № 1.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное само­определение отечественного психолога-практика // Моск. психотерапевтический журн. 1993. № 1.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987.

Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб., 1993. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

Грановская P.M. Элементы практической психологии.

Л., 1984.

Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новоси­бирск, 1992.

Гринсон Р.Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

Гунами Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия // Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995.

Давыдовский И.В. Травма как биологическая проблема // Арх. пат. 1957. № 9. Т. 19.

Журавлев А. Фонетическое значение. Л, 1974.

Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических ме­ханизмов эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской психологии: Сб. науч. тру­дов Ин-та им. В.М.Бехтерева / Под ред. М.М.Ка­банова, И.М.Тонконогого. Л., 1974. Т. 72.

Кабанов М. М., Лычко А.Е., Смирнов В.М. Методы пси­хологической диагностики и коррекции в клини­ке. Л., 1983.

Каган В. Янусово мышление психотерапии // Психотерапевтич. тетради. Вып. 1. СПб., 1993.

Кареасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.

Кареасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.

Кареасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. М., 1991.

Лазар С, Зонненберг С., Урсано Р. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. М., 1992.

Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тре­нинге. СПб., 1993.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., I960.

Нарицын Н.Н. Московский рынок психотерапевтичес­ких услуг, или базар по-русски /7 Психол. журн. 1994. № 2.

Ожегов С.И, Шзедова Н.Ю. Толковый словарь русско­го языка. М,, 1995.

Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.

Огинская М.М., Разин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопр. психологии. 1991. т 4.

Психология: Словарь. М., 1990.

Пуселик Ф., Люис Б, Магия нейролингвкстического про­граммирования. СПб., 1995.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Пси­хологической Помощи: Буклет. СПб., 1996.

Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1993.

Сталин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической кон­сультации. М., 1989.

Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как фор­ма работы практического психолога // Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дуб­ровиной. М., 1991.

Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

Ушаков Г.К.. Пограничные нервно-психические рас­стройства. М., 1978.

Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.

Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Материалы к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993.

Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевти­ческого опыта // Моск. психотерапевтический журнал. 1992. № 2.

Черепанова Н.Ю. Фоносемантический аспект суггестии // Фоносемантика и прагматика: Тезисы докладов Всероссийской конференции. М., 1993.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотера­пия. Л., 1989.

Kokotovie A.M., Tracey T.J. Woking Alliance in the Early Phase of Counseling // Journal of Counseling Psychology. 1990. Vol. 37, № 1. January.

Kretschmer E. Medizinische Psychologic. Stuttgart, 1971.

McCarthy P. Clinical Supervision Practices of Licensed Psychologist // Professional Psychology: Research and Practice. 1994. Vol. 25. № 2.

Daws R..V. The Individual Differences Tradition in Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 1992. Vol. 39. № 1.

Rogers C. A Way of Being. Boston, 1980.

Учебно-научное издание

В.Ю.Меновщиков Введение в психологическое консультирование

Серия: «Теория и практика психологической помощи»

Редактор О.В. Квасова Корректор Т.П. Толстова

Компьютерная верстка М.Н. Малкова, Д.В. Чекалин Художник Ф.С. Сафуанов

Подписано в печать 21.08.2000. Формат 84х 108/32. Бумага типографская.

Гарнитура Times New P.oman. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88.

Тираж 7500 экз. Заказ № 1604.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций.

Синдром «сгорания» и его профилактика - student2.ru

Наши рекомендации