Групповая динамичная работа с детьми, родителями, в семье
Дети, которые встречались в моей врачебной практике, из-за ослабления концентрации внимания в учебном процессе имели и нарушения психосоматического порядка. Они получали направления в одну из групп, наиболее подходящих для них. Это осуществлялось после предварительного и вводного разговора с родителями и самим ребенком. Существенной является при этом вводная беседа, которая представляет, с точки зрения родителей, скорее всего с точки зрения матери, историю физического и психического развития и заболевания ребенка. Я не даю никаких опросных анкетных листков, а указываю, чтобы ко второй информационной и вводной беседе было бы подготовлено насколько можно полное письмо, в котором мать описывает себя – «все о себе от чистого сердца». Полученные сведения, я уточняю в ходе беседы.
К этому времени доверие бывает уже установлено, так что я узнаю кое-что о домашней ситуации ребенка, а также о супружеских и семейных отношениях. Как уже всем известно, конфликты родителей нагружают со всеми их собственными напряженными моментами и спорами детей значительно больше, чем дети могут осилить.
Семья и характер ее поведения являются показателем направленности развития для ребенка. Чтобы противостоять возможным нарушениям у детей с психологической точки зрения, уметь их устранять, иногда необходимым оказывается перевоспитание всей семьи. Поведение членов семьи имеет существенное значение для развития личности ребенка. Из семьи в многообразной форме на ребенка воздействуют импульсы, которые находят отражение в его личности, в манере его поведения, в отношениях к различным жизненным обстоятельствам.
Если взаимосвязи человеческих отношений будут изучены и осознаны, появляется возможность того, что семья найдет такую новую форму своего существования, при которой каждый отдельный ее член, исходя из положительной установки на свое окружение, видит и свои задачи по отношению к другим. Известно положительное влияние братьев и сестер друг на друга; оно оказывает значительную помощь в поисках каждым из них своего пути.
Сохранить гармонию семьи – это та задача, которая выпадает на долю всех ее членов, так как в этой гармонии лежат внутренние силы каждого, силы сопротивления, имея которые удается легче разрешить конфликты, избавиться от чувства страха. Поэтому план лечения детей относится не только к родителям, а распространяется на всех членов семьи, которые совместно проживают, в том числе бабушек, дедушек, тетей и дядей. Для этого весьма подходить групповая работа, которая содержит сбор информации, аутогенную тренировку и дополнительные беседы, расширяющие представление о сложившейся ситуации,
В процессе лечения детей педагоги и психологи совместно с врачами распознают причины возникновения проблем и могут достичь возможных (и необходимых) изменений в стереотипе жизненных обычаев и привычек семьи. Психотерапевт положительно использует взаимоотношения между отдельными членами семьи, создавая между ними новые контакты и, значит, новое взаимопонимание друг друга.
И будет тем лучше, чем правдивее делаются сообщения, чем больше мужества имеет каждый, чтобы снять возможные маски со своего лица. Муки от страха, обремененные какой-то конкретной боязнью, недоверием и отчаянием, иссякают. Желание помочь каждому, кто в этом нуждается, будет все усиливаться, желание держаться друг друга будет все более укрепляться. А в заключение каждый начинает отвечать за другого, когда по отношению к нему чистосердечно раскрыл себя. Предоставленная концепция работы с семьей многократно проверялась на так называемых семейных семинарах. Психотерапевт является советником, с которым до конца выговаривает себя каждый и снимает с себя внутреннее напряжение благодаря установлению личного «Я» в окружающем мире, определению его значимости. Он должен своей способностью проникновения в суть явлений в известной мере брать на себя «роль родителя». Он должен, как человек, представляющий в своем лице науку, восстанавливать утерянную гармонию. Это существенно для всех членов семьи. Подрастающий ребенок посредством происходящей стабилизации семейной обстановке и семейных отношений и создания у него положительной жизненной установки познает динамику правильных поступков, что является для него в психогигиеническом смысле источником силы, душевной энергии.
Существенным при лечении психосоматических заболеваний является то, что нужно видеть ребенка, изучить его окружение и отдельных членов семьи приобщить к его лечению. Как и в какой форме это осуществится, определят конкретные обстоятельства данного случая. Каждый, кто представляет, что такое большая семья, знает о пользе воспитания ребенка в этом содружестве. Оно в таких случаях ведет к душевному благополучию ребенка. Только при совместной деятельности всех лиц, участвующих в воспитании детей, становится возможным предотвратить активной предусмотрительной заботой все те, заболевания, которые возникают вследствие неблагоприятного воздействия окружающей обстановки, ошибочного и неправильного поведения взрослых. Чтобы достичь у детей, таким образом, здоровья и жизнерадостного развития, работа должна проводиться именно на этой основе, сказываясь положительно с точки зрения заботы о здоровье детей.
Забота о здоровье детей
Забота о здоровье детей должна начинаться еще до их рождения. Это – совершенная истина. Помимо врожденных качеств здоровья, имеют важное значение также гармоничное состояние здоровья матери и образ ее жизни во время беременности. В данном случае имеется в виду: здорова ли она, пользуется ли медикаментами, хорошо ли питается и свободна ли от душевного и физического напряжения.
Особую роль имеет хорошо поставленная санитарная пропаганда среди населения, главным образом среди женщин. Необходимо раннее обращение женщин к врачу при первых признаках беременности. Своевременный смотр врача позволяет выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья женщин и приступить к их лечению. Обязательно строгое соблюдение беременной женщиной всех предписаний врача, касающихся режима дня, питания и пр.
Если женщина, становящаяся матерью, испытывает любовь к себе со стороны своей семьи, особенно со стороны мужа, она радостно вынашивает свое дитя, и тогда можно ожидать рождения «уравновешенного» ребенка, который при должном уходе и далее останется здоровым.
В первые годы дети живут целиком под опекой матери, которая самым разнообразным способом может получить совет и помощь в воспитании своего ребенка. Эта помощь особенно важна, когда речь идет о первом ребенке. И врач (в первую очередь детский врач), лечебно-санитарные учреждения, детские клиники, консультации – все они посвящают себя задаче дать правильный совет «матери и ребенку», разъяснить все проблемы и вопросы. Преисполненное любви самопожертвование по отношению к ребенку от природы свойственно матери. Оно не может быть прописано врачом или психотерапевтом, однако имеет огромное значение для психического здоровья ребенка. Это особенно стало известно сейчас по результатам изучения детей в Домах река, где фактически отсутствуют личные отношения и связи с питомцами. Примеры из практики показывают, что младенцы, которых в первые месяцы оставляют их матери, в душевном отношении страдают чрезвычайно сильно. Они при этом не кричат. Они плачут.
Младенцы в таких случаях переживают душевную травму (внутреннее повреждение), которая может стать опасной. Между тем доказано, что у детей грудного возраста имеются эмоциональные потребности, которые в учреждениях опеки над детьми удовлетворяются лишь частично. Можно заключить, что младенец, оставленный своей матерью, уже сам в себе несет возможность к психическому нарушению. В наше время каждому человеку известно, насколько важны невидимые связи комплекса «мать – дитя» для физического и психического развития ребенка. Наконец, известно и то, что дети и после рождения неотделимо принадлежат матери, и таким образом учитываются невыраженные чувства и эмоциональные потребности живого существа.
Из всего сказанного о необходимости заботы о здоровье детей следует: младенец нуждается в любви и должен ощущать ее. Он принадлежит своей матери, а когда ее нет, ему нужен какой-то постоянный человек, который бы заботился о нем. Ребенок, становящийся деятельным (малыш в возрасте до 3 лет) замечает свое окружение и знает своих любимых людей, в первую очередь мать. Он продолжает свое развитие, о ходе которого мы узнаем по характерным признакам поведения, которые, впрочем, имеют индивидуальные собственные формы выражения. Малыш должен иметь и осознавать такого человека, который осуществляет заботу о нем и его защиту, давая ему чувство безопасности, у малыша должен быть свой объект любви. Ему требуются соответствующие его возрасту игрушки, которые уже побуждают к активности. Это особенно важно, когда он лишен таких лиц, объекта любви – его матери или человека, осуществляющего заботу о нем и его защиту.
Маленький ребенок (с 4 лет) в своем поведении оказывается уже способным приспособляться к обстоятельствам. Он замечает эмоциональное напряжение в своем окружении, чрезвычайно впечатлителен независимо от того, пребывает он в мире фантазии или занимается своими играми.
В возрасте от 3 до 6 лет он открывает у себя волевые качества, которые представляются окружающим картиной известного «возраста отрицания», упрямства. Это упрямство часто настолько сильно, что дети сами себя могут доводить до слез. Я вспоминаю одного маленького мальчика, который, видя, что его желание не выполняется, ложился на пол и бился об него головой.
Упрямство и страх обнаруживаются главным образом на 4-м году жизни. Если своевременно правильно воспитывать ребенка, то удастся предотвратить неправильное поведение и обеспечить его здоровое развитие. В возрасте между 3-м и 6-м годами жизни в различных формах выявляется большинство указанных выше психических нарушений: нервозность на фоне страхов, агрессивность, заикание, бронхиальная астма, ночное недержание мочи, нарушения сна, расстройства желудка и кишечника и т. п. Именно в этом возрасте можно достичь хороших результатов лечения, обратившись к фантазии, которая в виде непроизвольно выдуманных сказок (об этом уже говорилось выше) составляла вход в аутогенную тренировку. Фантастические истории, которые сами по себе оцениваются детьми на «хорошо» и обеспечивают их счастливый настрой, воображаемые картины разных видов, сказочные фантазии, которые посредством полного напряжения внимания ведут к глубокому расслаблению, создают первые прекрасные воспоминания, которые становятся помощниками в жизненных трудностях.
В этом возрасте удается выразить с помощью игры и разговора мир желаний и мыслей ребенка, в котором он может совершать положительные поступки и дела, которые имеют важное значение для дальнейшего развития. Счастливы те дети, родители которых обладают способностью вставать на ту ступень развития, на которой находится в данный момент малыш, например, играют с ними.
Когда мать и отец, обладая психологическими приемами, могут предотвратить появляющиеся в этом возрасте нарушения и быстро их устранить, это и есть истинная забота о здоровье детей.
Из всех основополагающих установок важной является также создание хорошего контакта с детским садом. Из поведения ребенка здесь могут вытекать многие последствия. Матери должны играть со своими детьми, семья тоже должна быть приобщена к этому, по меньшей мере, в конце недели должен участвовать в совместных играх и отец. Возможные для этого возрастного периода и уже вышеописанные заболевания, вегетативные нарушения среди детей часто возникают из-за нехватки времени у родителей. Совместные прогулки, прекрасные сопереживания, например срывание цветов на лугу, вырезывание дудочки из ветки ивы,– все это для детей больших городов случается довольно редко. Все сильнее становится желание пожить в крестьянском доме. Среди многих детей все более очевидно становится желание иметь собственных животных – кошку, собаку, которых можно любить и ласкать. Тогда удается достичь определенного порядка в отдельных стадиях развития ребенка. Созревание и становление личности ребенка зависит от привычных для младшего детского возраста знаний и представлений, которые при их правильном понимании способствуют формированию фундаментальных знаний.
Чтобы уловить и использовать это, я создаю совет родителей в рамках аутогенной тренировки для детей. С изучением аутогенной тренировки и относящейся к ней вводной деятельности врач-психотерапевт может оказать действенную помощь в укреплении здоровья детей.
Однако забота о здоровье детей вовсе не исчерпывается этой возрастной группой. Она должна всегда сопровождать подрастающих детей. Каждая мать, так же как и каждый ответственный за воспитание детей, должна получить, например, подготовку по вопросу о здоровом, т. е. соответствующем росту, питании, чтобы знать потребности физической активности. Однако взрослым следует (в зависимости от способности и желаний) проводить встречи и мероприятия, которые бы продолжительно и стойко воздействовали на детей, производили на них благоприятное впечатление.
Сама жизнь повелевает уметь собирать и напрягать внутренние силы, быть способным решать возникающие проблемы, получая оттого радость и положительные жизненные установки. В этом глубокий смысл истинной заботы о здоровье детей.
Заключение
В моей практике попадается все больше детей, которые хотя еще и не больны, но и не совсем здоровы. Они обращают на себя внимание окружающих своей эксцентричностью разных видов, однако в системном смысле не имеют нарушения поведения, находясь вместе с тем с психосоматической точки зрения часто на пути к болезни.
От родителей я все чаще слышу одинаковые слова: «Мой ребенок мог бы быть лучшим учеником в школе, если бы мог сосредоточиваться на учебе!» Причины слабости учебной деятельности и неумения сосредоточивать внимание многослойны. Они лежат в ранней истории развития ребенка, в его окружении, которое отражается на нем (жизнь в семье, в школе). Эти трудности создают подчас родители, которые, так же как и ребенок, нуждаются в помощи, чтобы выработать позицию для правильного поведения в жизни. Мы знаем, что вяло текущие, преходящие инфекционные заболевания, так же как и возрастные кризы при перестройке и установлении нового уровня функционирования гормональной системы в период полового созревания у подростков, могут производить нарушения нервно-психического и физического равновесия, которые отражаются на здоровье ребенка. И если посредством сбора сведений о предыдущей жизни ребенка его органическое здоровье не вызывает сомнений в данном отношении, я пытаюсь искать причину душевного нарушения.
На это, правда, требуется определенная затрата времени. Но просто посылать детей на изучение аутогенной тренировки недостаточно. Чтобы установить действенную аутогенную тренировку, провести так называемую вводную деятельность, иметь коллективные сопереживания при проводимых мероприятиях и в результате получить помощь в воспитании в широком смысле слова, для этого в групповой работе требуется время не менее одного года.
В это время родители должны быть готовы к совместной работе благодаря приобретенным познаниям и своей осознанной ответственности, целиком и полностью отдать себя ребенку, так как непосредственно в области создания здоровья должны быть приняты во внимание различные трудные (узловые) моменты (с медицинской, психологической и педагогической точек зрения).
Из рассмотрения аспектов и возможных видов деятельности вытекают последствия и в отношении школы. Требование проводить воспитание совместно с охраной здоровья ребенка соответственно возрасту и ситуации, с введением в аутогенную тренировку (вначале только в виде знакомства с основными положениями и упражнениями на снятие внутреннего напряжения) могло бы оказать действенную помощь против стресса у детей, в том числе школьного стресса. Аутогенной тренировке при этом придается особенное значение, так как она имеет ключевое значение в деятельности по охране здоровья детей. Перенос какого-то школьного дня на открытый воздух на школьный двор, туристские походы, прогулки, спортивные игры и другие виды деятельности, в том числе беседы (в них следует принимать участие и родителям),– все это было бы возможной помощью, своеобразным толчком к развитию произвольной, стихийно возникающей фантазии. Игры с заранее распределенными ролями и пантомима, рисование красками, лепка – такие дополнения обогащают групповые приятные сопереживания. Некоторые из них, те, что нравятся родителям и доставляют радость детям, можно осуществить в домашних условиях.
Вот пример многократно повторяемого задания для матери в рождественские дни: Мамочка, расскажи, как все это было, когда я была маленькой». Дети и родители сидели при огне свечей в часы сумерек и слушали с напряженным вниманием пережитые истории из детских лет своей матери. Дополненные всеобщим пением, это было радостным переживанием, которое положительно сказывалось на детях и на родителях. Консультация родителей лучше всего проходит на основе таких совместных приятных переживаний. Родители узнают, что агрессивность, слабая контактность, функциональные нарушения нервной системы с расстройствами сна лучше всего выявляются и устраняются методом аутогенной тренировки. Они узнают, что аутогенная тренировка как метод концентрированного саморасслабления, сопровождаемый доставляющими радость детям приятными сопереживаниями, является действенной помощью в развитии ребенка. Пример, приведенный в начале книги о сильно запуганном мальчике Рольфе показывает, что для работы с родителями важное значение имеет научно обоснованная, но реально понимаемая информация. В связи с аутогенной тренировкой для детей, я создала группу под названием «Родители», в работе которой могут принимать участие и отцы. Матери при этом имеют возможность до конца выговориться о своих проблемах, ставить вопросы, завязывать контакты, тем самым все лучше понимая своих детей. В добавление, к аутогенной тренировке для детей им самим предоставляется возможность обучиться аутогенной тренировке, в которой они так нуждаются с точки зрения воспитания детей.
Однако, что является решающим в понимании детей, другими словами, для установления гармонических отношений детей с родителями? Это – общие сопереживания, доставляющие радость. К этому относятся прогулки, игры в послеобеденное время, детские праздники. Эти праздники часто имеют определенное содержание, соотносятся с данным временем года и требуют от детей и родителей деятельности, которая нуждается в творческом подходе.
Когда я сейчас перелистываю отдельные главы этой книги, я четко вижу, что можно было сказать много больше по данным вопросам, чем уже сделано. С другой стороны (и это надо подчеркнуть), я сознательно повторяла узловые аспекты, возвращаясь к ним с различных точек зрения. Книга должна призвать читателей – всех тех, кто имеет дело с детьми, – подумать, как наилучшим образом можно помочь детям, чтобы избежать нарушений здоровья или развития болезни. Корни развития этих патологических состояний лежат во влиянии окружающего мира в первую очередь в школе и в родительском доме.
К тому же страх является «корневым синдромом» и причиной описанных здесь психосоматических нарушений, которые во многих формах символически находят его внешнее выражение. При этом ответственным можно считать не только один родительский дом или школу, как это представляется. Следует полнее и многостороннее рассмотреть основы нашей сложной общей окружающей обстановки, обратить внимание на технику, на прошлое, на современный стресс. Все это существенно для того, чтобы способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
[1] Адаптация (от лат. – «приспосабливать») – приспособление органа или организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению внешних условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социальна психологической адаптации. (Прим. пер.)
[2] Советские ученые считают, что продолжительность суточного сна в различном возрасте должна быть такой: до 7 лет – более 12 часов; в 8–9 лет–10,5–11; в 10 лет–10–10,5; в 11–12 лет–10; в 13–15 лет-9,5; в 16–18 лет – 8–8,5 часа. (Прим. пер.)
[3] В этом разделе автор правильно, но недостаточно последовательно показывает, что агрессивность детей – это не прирожденное свойство, как считают некоторые буржуазные психологи и психиатры, а приобретенное, чаще в результате подражания. (Прим. пеp.)
[4] Психосоматические явления и, в частности, заболевания (от греческого «сома» – «тело») – изменение физиологических функций организма вплоть до тяжелых заболеваний, вызванные психическими воздействиями, в частности психическими травмами. (Прим. пер.)
[5] Конфликт – это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, но в различной степени осознанные противоречия в целях общающихся личностей, с попытками их разрешения на фоне эмоциональных состояний. (Прим, пер.)
[6] Анорексия (от греч. – «отрицание аппетита, потеря аппетита, иногда приводящая к частичном или даже полному отказу от приема пищи. (При пер.)
[7] Па (в переводе с франц. означает «шаг») элемент танцевального рисунка. (Прим. пер.)
[8] Реальное училище – общеобразовательное учебное заведение, но в отличие от школы более направенное к практической деятельности. (Прим. пер.)
[9] Возраст полового созревания у девочек ориентировочно от 8 до 16 лет, у мальчиков примерно на 2 года позже. Он определяется возрастными изменениями желез внутренней секреции; проявляется в появлении так называемых вторичных половых признаков (волос на лобке, подмышками, а у мальчиков – на лице, увеличение грудных желез у девочек, изменение голоса); зависит от многих условий (например, наследственность, заболеваемость, питание, климат и др.). (Прим. пер.)
[10] Фрустрация – психическое состояние эмоционального нарушения, приводящее к нарушению деятельности, вызванное помехами, исключающими достижение цели. При этом развивается глубокое неудовольствие и даже агрессивные проявления (гнев, раздражительность, озлобление). Пример обратного состояния фрустрационной устойчивости Лиса из басни «Лисп и виноград». (Прим. пер.)