Упражнения на ощущение и улучшение состояния головы.

Если дети к данному времени уже изучили аутогенную тренировку, они могут сосредоточить свое внимание на упражнении, связанном с головой. У кого холодная голова, тот может работать лучше. Это дети наверняка знают. Голова должна быть всегда прохладной. Те, у кого красное, разгоряченное лицо, в большинстве случаев не могут так же хорошо заниматься обдумыванием разных вопросов, как те, которые стоят выше сложившейся ситуации, которые могут спокойно рассуждать.

«Мой лоб несколько прохладен, лоб несколько прохладен».

При этом они представляют себе, как прохладный ветер обдувает их лоб.

«Лоб несколько прохладен».

Они хладнокровны, спокойно рассуждают и в школе, и дома. Они могут сосредоточиваться на своих занятиях.

Упражнения для лба дети начинают примерно через полгода, когда они освоят основную программу. Эти упражнения составляют нижнюю ступень аутогенной тренировки.

Первое изучение и «вмешательство» в такие органы, как сердце, органы брюшной полости, голова, должно быть проведено врачом.

Эти упражнения всегда имели одну цель: победить страх, сделать ребенка внутренне свободным, жизнерадостным. Этому часто помогает представление о чем-то прекрасном, о том, что радует. Тогда удается сосредоточенно спокойно найти в себе силу и использовать ее. Кто спокоен и смел, тот не волнуется излишне, тому в голову все приходит своевременно.

Если дети только раз осознали реальную ценность упражнений, то эти упражнения будут для них само собой разумеющимся мероприятием. Это дается им легко. Тогда имеет смысл разрабатывать с ними наиболее соответствующие фразы для повтора, являющиеся важным составным моментом в терапии.

Вольфганг плохо говорит, заикается. После вводной беседы и более близкого прослушивания я распознаю вид имеющегося у него речевого нарушения, его причины. Построение речи у него в порядке. Удается придать Вольфгангу смелость и веру в себя. Для него действенны такие фразы: «Я смел».

«Я разговариваю ясно и отчетливо».

«Я жизнерадостен и свободен».

Они помогают ему поставить себя выше своего затруднения, главная часть которого основана на страхе.

Страх у всех детей является главной причиной того, что отказывается служить голос. Поэтому идее страха я противопоставляю смелость, мужество:

«Я смел и свободен».

«Я разрешаю мои проблемы».

«Я говорю открыто, что я думаю». Это, естественно, может помочь только тогда, когда также есть готовность работать, заниматься преодолением возникших сложностей. Многие дети, которые неохотно идут в школу, не могут сосредоточивать внимание на занятиях, но часто, однако, бывают ленивы, могут себе помочь с такой конденсированной установкой на:

«Я учусь охотно».

«Я занимаюсь хорошо».

Или:

«Я охотно иду в школу».

«Я работаю аккуратно и хорошо».

Те, кто понимают из общения с детьми, что такое положительная установка, что такое положительный момент в их представлении, добавляют сюда

«Я положительно настроен на …» Все фразы должны быть сформулированы в положительном виде. Они должны быть ясными и понятными для детей.

Так, при расстройствах сна существенное значение имеет подчеркивание спокойствия, тишины, а также установка на сосредоточеность в таком конденсированном виде:

«Я спокоен и всегда остаюсь спокойным».

«Я сплю хорошо».

При спокойствии исчезают (при использовании упражнений) также и головные боли. Таким образом, дети лучше сосредоточиваются в процессе учебы. Они лучше выполняют письменные работы, и тогда у них не остается трудностей, связанных с переводом в следующий класс. Страх перед школой исчезает. Это положительно влияет также и на семью. Устанавливается мирная, спокойная обстановка. Уходят со сцены заботы о школьной ситуации ребенка. Да и сам ребенок благодаря способности лучше сосредотачивать внимание получает больше времени для своих игр. Достигнутая в процессе аутогенной тренировки расслабленность и снятие напряжения приводят к тому, что все проблемы становятся легче преодолимыми, агрессивность уменьшается, улучшается способность ребенка завязывать контакты с окружающими.

Чем быстрее будут устранены неблагоприятные изменения со стороны нервной системы, вызванные школьным и семейным стрессом, тем менее напряженной будет атмосфера, тем более ощутимой будет радость от различных проявлений жизни, а все проблемы будут легко разрешимы.

У младших детей содействие аутогенной тренировке осуществляется (как уже упоминалось) через произвольно находимые волшебные истории. Дети в этом возрасте охотно идут в своей фантазии на луг, покрытый цветами, могут побывать на луне и звездах,

В школьном возрасте дети больше всего любят путешествия и открытия новых стран в своих фантазиях они опускаются на дно моря, проникают в недра земли, бродят по дремучему лесу или переживают приключения, например, с популярным телевизионным, кино – или литературным героем. Напряжение такой истории, которой живут дети в своей фантазии и которая цепко оседает в их со знании, так что они часто потом рисуют картинки на темы этой истории,– напряжение такой истории сперва захватывает их. Ничего нет прекраснее для таких детей, чем найти фантастическую историю, которая одновременно приводит в напряжение и снимает это напряжение, при этом являясь и прекрасной и умиротворяющей.

Одну такую историю я рассказываю Ундине, которая хочет отправиться в волшебное путешествие на небесную звезду.

«Ундина, куда бы ты хотела поехать?»

«На звезду»,– отвечает девочка.

«Представь себе, что перед нашим окном в воздухе парит самолет, волшебный самолет знаменитый самолетик «Ба-бе-би-бо-бу».

На нем написано: «Курс – небесная звезда». Таким образом, мы знаем, что это само лет, на котором мы можем отправиться в полет»,

Свободно, расслабленно, со снятым внутренним напряжением лежим мы в самолете.

После начинается наше путешествие в самолете. Земля очень скоро исчезает вдали. Это длится совсем недолго, и вскоре Земля выглядит, как голубой шар с серебряным украшением в виде пластинок. Эти серебряные пластинки являются частями Земли.

Мы находимся далеко в околоземном пространстве и уже на такой высоте, что не можем больше видеть нашу Землю. Мы смотрим на небо и замечаем, что приближаемся к какой-то планете. Это Венера.

«Внимание, внимание»,– слышится голос невидимого нами капитана самолета. «Смотрите все вверх на Венеру, затем напрягите ваши мысли». И верно! Мы начинаем уже кое-что представлять о жизни на Венере.

Мысли в форме лучей, окрашенные в различные краски, встречают нас. Эти мысли в виде лучей в различных световых волнах имеют определенные звуковые тона. Голубой имеет глубокий продолжительный звук. Красный – двойной звук. Желтый колеблется где-то в вышине. Зеленый колеблется гармонично и успокаивает нас. Когда мы восприняли и прочувствовали все лучи, мы уже оказываемся совсем близко к Венере. Перед нами открываются большие овальные ворота. Мы смотрим в поток света – золотого солнечного света. Мы вообще видим только свет.

Этот солнечно-золотистый свет идет навстречу нам. Из него образуются фигуры Венеру, которые приветствуют Ундину.

«Добрый день, Ундина».

«Мы рады, что ты пришла».

«Здесь прекрасно».

«Здесь тепло».

«Здесь думается совсем легко».

«Тебе все вспоминается».

«Ты здорова и жизнерадостна».

Так напевают золотисто-солнечные фигуры света; это фигуры сказочной Венеры.

Наш самолет спускается прямо на Венеру. Нас окружает свет разнообразных цветов, и каждый цвет говорит что-то особенное.

«Наша специальность – наряжать звезды»,– говорят маленькие веселые попрыгунчики. Они обрызгивают нас из невидимой банки. Это пленка, наряд, при помощи которого мы проходим сквозь звезду, не обжигаясь при этом.

«Мы – это мысли»,– говорят гномы несколько больших размеров, образующиеся из лучей. Они поворачиваются и вращаются в разные стороны. «Теперь думай, что ты находишься на звезде». Луч с низко звучащим голосом – оранжево-красного цвета окружает нас и мы постоянно слышим: «Думай, что ты находишься на звезде».

И Ундина идет дальше по звезде, оглядывается по сторонам и видит светящиеся цвета, Кажется, что на этой звезде светится все, и этот свет передается нам.

Мы плаваем в светящемся море наших мыслей, как будто на светящейся лодке мы плывем под парусами, преодолевая большие и могучие волны. Все больше светящихся точек приходит навстречу нам, и, в конце концов, мы причаливаем к праздничному залу в центре недр звезды.

Перед нами, словно зеркало, лежит озеро. Это озеро мыслей.

На его берегу сидят миллиарды мыслей со всей Вселенной в различных красках разной величины – все в виде светящихся фигур.

Теперь навстречу нам появляется король – король Венеры – с королевой на больших санках мыслей, освещенных всеми красками.

«Добрый день, дорогое человеческое дитя»,– говорит Ундине Королева.

«Ты учишься теперь думать».

«Думать доставляет тебе радость».

«Думать доставляет удовольствие».

Спокойствие, расслабленность, внутреннее напряжение снимается. Так Ундина сидит в светящемся кресле и воспринимает мысли Королевы световых явлений. Вдруг наступает какое-то беспокойство, появляются раскаты грома, гроза. Что происходит?

Это открылось озеро мыслей, и оттуда входит «злая» мысль.

«Я тут и хочу всех вас послать в мировое пространство. Венера должна быть освобождена от скованности. Хорошие мысли должны уйти, и я пошлю в мир мои привидения». При этом мы видим, как поднимаются маленькие темные фигуры. Но Королева была этому подготовлена. Королева светящихся мыслей направляет волшебный скользящий луч на темные фигурки. «Я должна исчезнуть»,– восклицает главная мысль злых дум и спускается со всеми своими темными привидениями в глубину озера.

«Видишь, Ундина,– говорит Королева,– хорошая добрая мысль всегда побеждает».

«Хорошая добрая мысль – это я».

«Я дарю тебе теперь хорошие мысли».

И тогда она освещает Ундину несколько красками –

красной,

оранжевой,

желтой,

голубой,

зеленой и становится сильно уставшей.

Она провожает нас вновь в наш волшебный самолет.

Мы укладываемся в него.

Мы освобождены от чувства скованности, у нас снято внутреннее напряжение.

«Мы абсолютно спокойны» и погружаемся в глубокий сон и позднее достигаем Земли.

«Я смелая, уверена в себе, свободна и жизнерадостна!»

«У меня хорошие мысли».

«Я думаю хорошо, ничто не мешает мне думать».

И это волшебное путешествие мыслей придает смелость, радость, силу духа, готовность быть сосредоточенной.

«Я спокойна, освобождена от чувства скованности, у меня снято внутреннее эмоциональное напряжение».

«Чувствую тяжесть во всем теле, теплоту».

План лечения

Как и в какой форме проводить лечение детей, имеющих проблемы, связанные с чувством страха, слабостью концентрации внимания и сниженной продуктивностью в учебной деятельности, должен дать представление следующий план.

Наши рекомендации