Слабая способность контактировать с окружающими
Данное явление – слабая коммуникабельность, или слабая способность контактировать с окружающими, – развивается на различной основе. Особенно часто я констатирую это у единственных детей в семье, которые растут без братьев и сестер и страдают в условиях уединенности и одиночества. Эти проявления еще более очевидны, если оба родителя заняты на работе и ребенок остается один. Он может играть сам с собой, но он должен ощущать приятное чувство защищенности и иметь возможность всегда видеть рядом с собой человека, проявляющего заботу о нем.
Каждый ребенок, посещающий детский сад, нуждается в наличии так называемого «переходного периода», в течение которого он проникается сознанием, что воспитательница является именно тем человеком, который проявляет о нем заботу. Дети должны ощущать чувство своей защищенности. Если же они этого чувства не имеют, у них появляется страх, развивающийся в слабую контактируемость с окружающими.
Ребенок громко кричит, как только его мать лишь на некоторое время отходит от него, крепко вцепляется в нее. Он просто не может освободиться от чувства страха. Для нормального развития ему требуется поддержка со стороны взрослых. Ребенок обращен в свой внутренний мир, как говорят психологи в таких случаях, интровертирован. Это отрицательная, или депрессивная, фаза. Он как бы отгораживает себя от окружающих, не контактирует с ними, как бы «закрыт в себе», у него слабая коммуникабельность.
Эта замкнутость от окружающего приводит к тому, что другие дети оставляют данного ребенка иногда без какого-либо основания. Он при этом себя никак не защищает. Его положение усугубляется. Он одинок и должен полагаться только на одного себя, а поэтому очень страдает. Но у него нет ни сил, ни способностей «перепрыгнуть через себя» и стать другим.
Такой ребенок, от которого другие дети отказываются, исключают его из своих, в большинстве случаев не имеет друзей. Его родители удивляются, что у их ребенка нет товарищей. Они и не подозревают, что за такой слабой контактируемостью с окружающими скрывается определенный конфликт, например неблагоприятная, напряженная семейная обстановка. Натянутые семейные отношения переносятся на него, и ребенок, который ежедневно переживает ссоры и выяснение отношений между членами семьи, сам становится неуверенным в себе. Иногда определенную роль могут играть и происшествия из раннего детства. Оба этих момента вызывают ощущение страха. Имеющийся, но пока неосознанный страх приводит к потере связей с окружающим миром.
Такие дети живут, как бы более повернувшись в свой внутренний мир, вместо того чтобы быть более обращенными к окружающей их жизни. Они отправляются в царство фантазии и мечтаний и таким образом пытаются преодолеть свои сложности каждодневной жизни.
Описание случая.
Вольфранг, 7-летний мальчик, один из моих маленьких пациентов. Дома, в семье он чахнет. Он создал для себя свой мир. По дороге в школу, ведущую через сад, он разговаривает с цветами. В своих мыслях он летает в облаках и любит ветер. Он выдумывает для себя всяческие вопросы. «Я мчусь с солнцем» – с такими словами встречает он бабушку и дедушку, которые заботятся о нем в период, когда его родители уезжают в командировки.
Так как он всегда живет в своем мире, то часто в школу и из школы домой приходит с опозданием. Ему нередко достается от более рослых одноклассников. Последние просто не могут его выносить, поскольку он значительно от них отличается. За первые два года обучения в школе у него нет друга, и он всегда полагается на себя.
Как только родители и учитель поймут его мир фантазии и поймут, что этим ребенком в большой семье пренебрегают и, более того, в ряду семейных дел он оказывается на дальнем конце, только тогда они смогут найти эффективную форму обращения к ребенку, организовать его деятельность и в последующем улучшить его состояние.
Здесь слабая коммуникабельность ребенка вызывается соответствующим складом его характера, способностей, его повышенной чувствительностью, ранимостью, а также тем чувством одиночества, которое он испытывает дома. И вот проходит целых три года, пока его слабая контактируемость с окружающими не преодолевается.
Причины и суть конфликта всегда должны быть разрешены. И за решение этой проблемы всегда ответственны все, участвующие в воспитании ребенка. Наилучшим способом достижения этой цели, как мне представляется на основании моего врачебного опыта, является вхождение в мир фантазии. Этим путем достигается урегулирование ситуации, выявление творческих способностей, которые имеет в себе ребенок, и привлечение к их осуществлению намечаемого перелома в состоянии ребенка.
Рисование красками, карандашом, музыкальные занятия, пение, техническое творчество, лепка из глины – все это виды практической деятельности, необходимой детям, чтобы быть счастливыми.
Когда ребенок видит результаты своей деятельности, у него появляется ощущение радости, легкости, свободы. Этим самым оказывается содействие устранению затруднений истрахов, преодолевается слабая контактируемость. Следует также и родителям помочь понять существующие взаимозависимости и пробудить в них готовность со своей стороны сделать все необходимое для нормального развития детей.
Описание случая.
Зузи исполнилось 10 лет. Девочка обращает на себя внимание в школе тем, что она ничего не говорит. Она хорошо усваивает учебный материал и может, как это видно по результатам классной работы, хорошо его перерабатывать. Таким образом, ее оценки успеваемости неоднозначны: письменно – хорошо, устно – неудовлетворительно. У родителей и учителя Зузи вызывает недоумение: почему молчалив этот способный ребенок? Если бы ей не давать классной работы, о ней ничего бы не было известно или известно слишком мало. Стоит вопрос о переводе ее в другую школу для продолжения учебы, Лишь благодаря ее письменным работам учительница имеет возможность не ставить ей плохую общую отметку. Однако она расцениавает девочку как обладающую слабой контактируемостью с окружающими и рекомендует оставить Зузи на второй год в четвертом классе.
Мать девочки с этим не согласна. Более того, она впадает в отчаяние. Повторение учебы в четвертом классе проблематично не только для Зузи, но и для ее родителей.
Однако затруднения с учебой и слабая коммуникабельность вовсе не являются единственными причинами, которые привели мать девочки к врачу. Ребенок держится от нее в стороне, чувствует робость перед отцом и не общается с ним.
Каждая попытка завязать с Зузи разговор разбивается с самого начала. Впечатление такое, что говорят не с ней, а со стеной. И только по ее глазам я вижу, что она все-таки прислушивается и думает о сказанном. Что бы она хотела делать – вот мой вопрос после двух часов нашей встречи, и здесь девочка отвечает, что охотнее всего она занялась бы игрой на пианино или скрипке. Я сама счастлива слышать ее ответ, советую начать с уроков музыки. Занятия игры на фортепиано проводятся в школе после обеда Дома у Зузи инструмента нет.
Преподавательница музыки и Зузи хорошо понимают друг друга, и начинается интенсивная учебная работа и упражнения. В интервалах между занятиями Зузи приходит ко мне и теперь разговаривает впервые свободно и открыто. Она воодушевлена и достигает на уроках игры фортепиано хороших успехов, Существенно и то, что ей при этом нравится и руководительница. Она охотно слушает классическую музыку, прежде всего Моцарта.
Поэтому мы отправляемся в музыкальное путешествие. Через три месяца она участвует в групповых играх, подвижных упражнениях, пантомиме, рисует. Зузи делается общительнее. Когда она мне проиграла первую сонатину, я поняла, что передо мной находится уже совсем другой ребенок. Она сияет. Она раскрылась сейчас окружающим и радостна. Само собой разумеется, что она и в школе принимает уже участие в учебной деятельности.
Причину слабой коммуникабельности, малой общительности Зузи я так и не распознала. Тем не менее раскованность и снятие напряжения последовали как результат творческой самодеятельности ребенка. Фактически девочка собственными силами привела себя к пониманию собственного места в мире, нашла это место, и созревание и развитие ее личности поддерживаются ее общением с музыкой.
Непонятным осталось для меня, почему у Зузи имелись те препятствия к ее развитию, комплексы, которые она великолепным образом преодолела. И при этом ей не пришлось оставаться на второй год. Она, видимо, сможет и позднее заниматься музыкой.
У Зузи, например, есть чувство защищенности, но она, тем не менее, сама ни в чем не проявляла инициативы. У нее не было никакой возможности утвердиться в собственных глазах.
Одной школы с ее учебными заданиями было недостаточно, чтобы выразить всю внутреннюю суть ребенка. Отец для нее является фактически своего рода табу ввиду его болезни, а от своей матери, которая для их семьи должна обеспечивать заработок, она не может дожидаться приглашений к общению, хотя и является единственным ребенком. Поэтому Зузи фактически живет уединенно, душевно она одинока, и это одиночество для нее является несчастьем.
И музыки, одного из учебных предметов в школе, недостаточно, чтобы отдалить Зузи от ее трудностей. Только ее собственная деятельность, вживание в музыку, преодоление трудностей при выполнении новых, ставших для нее привычными и нравящимися ей заданий, способствовали изменению самого существа Зузи.
Этот пример показывает, насколько необходимо рассматривать поведение Зузи в правильных параметрах времени ее развития: девочка находится в начале периода полового развития. Ее мать сделала правильные выводы и тем самым установила направление и оценила необходимые условия для дальнейшего гармоничного развития девочки.
Еще раз, отметим: на какой бы основе ни развивалась слабая общительность ребенка, лица, на которых лежит ответственность за детей, должны изыскивать способы оказывать им помощь. Пути в этом, разумеется, могут быть самые разные. Цель одна – иметь жизнерадостных, здоровых детей.
Описание случая.
Ульрике 9 лет. Она из так называемой гармоничной семьи. У нее есть два взрослых брата.
Она сообщила матери (да я то после колебаний, запинаясь), что перед и после занятий в школе ее колотят дети. Чувствительный ребенок оказался «козлом отпущения», на котором проверяют свою силу некоторые ее одноклассники. Ульрика, которая, в общем-то, ничем не отличается от других детей, но как бы отклонена большинством коллектива класса, идет в школу со страхом и озабоченностью. И более того, она ничего об этом не говорила никому, пока ее не увидели сидящей в классе с кровоточащей рваной раной, на что и обратила внимание учительница. Поскольку ребенок не обладает достаточной силой, чтобы самостоятельно или с помощью своих родителей разрешить свои конфликты, родители и привели ее ко мне на прием. Мать заявила при этом, что для ребенка каждый день в школе является сущим мучением.
Ульрика, с которой у меня сразу установился контакт, рассказывает мне мало-помалу, что происходит в ее жизни. «Я не знаю сама, почему все дети из моей школы не выносят моего присутствия»,– говорит она мне,
Беседа, лечение внушением – суггестивная терапия, занятия в группе с детьми вселяют в нее ощущение защищенности, безопасности. В группе детей, у которых проблемы в жизни примерно одинаковые, она может сосредоточивать внимание на требуемых вопросах, оказывается в состоянии учиться, преодолевать учебные трудности. Ее чувство собственного «Я» крепнет.
Она всегда счастлива, когда может прийти к нам, и скоро постигает ценность расслабляющей терапии, которая ей приносит успокоение, отдых и способность сосредоточивать внимание при умственной деятельности. Она признается мне в том, что аутогенная тренировка является для нее прекраснейшим часом отдыха.
Ульрика охотно рисует красками и карандашом. Она вкладывает в свои картинки, тематикой которых являются произвольно найденные фантастические истории и сказки, не только массу чисто технического старания, но и интенсивное самовыражение. Ее картины многим нравятся, и такое подтверждение ее успеха дает ей ощущение дальнейшего подъема.
На рисунках Ульрика преимущественно изображает зверей. Больше всего она любит лошадей. Ей очень хочется ездить на них верхом. Поэтому она рисует лошадей в paзном виде – на лугу, лошадь бегущая, прыгающая. И настолько все продуманно, полно динамики и ритма, что зритель с трудом может поверить, что эти рисунки сделаны 9-летней девочкой. Две из этих картинок особенно исключительны. На одной из них она выразила свое желание кататься верхом на лошади, к которой приставлена лестница.
И еще одно свое желание – играть на музыкальном инструменте – она выразила рисунком флейты и скрипки, расположенными в центре рисунка; сама она при этом нарисована совсем маленькой и находится с края картинки.
Судя по этим рисункам, в Ульрике непрерывно происходит заметное изменение. Впечатление таково, что как будто она сама «вошла в картину», направляется к ее середине. С упоительными представлениями в произвольно сложившихся сказках она расцветает. Совместные приятные сопереживания в группе, индивидуальная деятельность приводят ее, говоря образно, к встрече с собой, к осознанию своего места в жизни.
У нее вырабатывается новый характер поведения по отношению к классу. Она активно участвует в учебном процессе, И одноклассники начинают воспринимать уже эту «новую», другую Ульрику и перестают ее бить. Через пять месяцев это уже новый человек, которого едва можно узнать, как единодушно констатируют и учителя и родители. С этого времени девочка начинает нормально развиваться, созревание ее личности проходит без осложнений.
***
Из представленного здесь описания наблюдавшихся мной случаев можно сделать вывод о том, какое действие оказывает психотерапия, расширенная посредством так называемой вводной деятельности. В истории предшествовавшего периода жизни Ульрики можно узнать, что у нее было достаточно много не переработанных ее мозгом переживаний, которые провоцировались взрослыми. Вопросы, оставшиеся неразрешенными, непреодоленные конфликты в детстве лежат, будучи скрытыми за самыми различными симптомами. Ульрика определенно кое-что пережила, однако это пережитое при исследовании ее предшествовавшего периода жизни выяснить не удается. Рассматривая всю совокупность касающихся ее обстоятельств, можно заключить, что слабость в образовании контактов, малая общительность девочки являются, в сущности, внешними симптомами ее состояния и значительным препятствием для ее развития. И, заведя ребенка в тупик в вопросах взаимоотношений с окружающими, эта слабая его контактируемость является путем развития невроза.
Если дети обнаруживают признаки нарушения образования контактов с окружающими, все ответственные за их здоровье и воспитание должны пытаться помочь им в той или иной форме.
Пример с Ульрикой показывает чрезвычайную важность совместных действий родителей и педагогов, находящих с помощью врача и психотерапевта индивидуальное решение возникшей проблемы.
В этом примере причинным моментом было чувство страха, приведшее к развитию слабой контактируемости ребенка, его малообщительности. Этот страх может быть также предположительной причиной развития различных речевых нарушений, сниженной внимательности на уроке, ухудшения работоспособности в учебе.
Речевые расстройства
Заикание в раннем детском возрасте. То, что ребенок заикается, замечают только тогда, когда он уже начал разговаривать. При этом у него наблюдается изменение в образовании слов. В раннем детстве, постигая разговорную речь, ребенок должен преодолевать трудные проблемы: слышать слово, говорить, понять его смысл и пустить в оборот яри объяснении. Заикание в раннем детском возрасте в большинстве случаев не относится ни к каким заболеваниям в области речевых центров или речевых органов. Более всего именно это нарушение развития речи и касается техники речи. Это безобидное явление, которое может быть рассмотрено как обусловленное процессом научения, связанное с развитием ребенка и психологическими обстоятельствами.
Известно, что маленькие дети многократно повторяют слова. Ребенок, который хотел бы о многом рассказать, но еще не знает многих слов и выражений, может подчеркнуть ритмичность своего языка, делая беглые повторы.
Можно было бы говорить в таком случае о некоем естественном заикании. Такое заикание встречается почти у 70% всех детей и исчезает в большинстве случаев в последующие годы.
Конечно, при этом ребенка не следует ни порицать, ни тем более грубо и бесцеремонно исправлять или осмеивать, ибо в таком случае он чувствует себя опозоренным, и у него появляются затруднения. Неправильное отношение буквально «ощущается» ребенком. При этой форме нарушения помогают дыхательные и речевые упражнения, а также упражнения на снятие напряжения. Пассивное дыхательное упражнение – оставление себя в покое – это лучшее предварительное упражнение к аутогенной тренировке, позволяющей достичь полного выздоровления. Вначале я предоставляю ребенку возможность как бы пережить в своих чувствах, прочувствовать акт дыхания и петь в фазе выдыхания гласные звуки, слоги и слова с поддержкой приспособленных для этого движений. Чем больше времени он сможет продлить фазу выдоха, тем лучше и глубже снимается состояние напряжения. При выдохе дети ощущают расправляющий, свободный звук «а», как по рельсам скользящий «е», как бы качающийся, колеблющийся «о» и со вздохом звучащий «у»; все это, подчеркнутое соответствующими движениями, является основополагающим упражнением для спокойной формы речи.
Помогают также упражнения на пение гласных звуков; следующими поются как бы нанизанные в ряд гласные и согласные звуки и отдельно гласные:
б, а, ба; б, е, бе; б, и, би;
б, бо; бабебибо;
б, у, бу; бабебибобу.
Когда речеобразовательные способности при раннем детском заикании, физиологическом затруднении речи в порядке, удается центрально действующим успокоением приобрести влияние на спокойное дыхание и вместе с тем спокойную речь.
Затем я назначаю аутогенную тренировку с суггестивным подходом у маленьких детей, что вместе с сопереживанием при просмотре картин, фантастической истории или сказки способствует достижению глубокого успокоения и снятию напряжения. С применением многопланового лечения с использованием двигательных, расслабляющих упражнений препятствия речевой функции устраняются. И страх нарушения речи, обусловленный заиканием, легко поддается воздействию, т. е. становится устранимым.
Эта программа оказывает исключительную помощь детям в том, чтобы они научились правильно говорить. И их разговорная речь в известной мере развивается нормально.
Описание случая.
Мать привела ко мне 5-летнюю Катрин, которая заикается. Это очень живой ребенок и обнаруживает свой открытый нрав уже в то время, как она, входя, здоровается. Она хочет мне что-то рассказать, но это удается ей только после больших усилий. Слова ее прерываются, и мне требуется много времени, чтобы понять ребенка. Мать очень беспокоится за Катрин и надеется на исцеление с помощью аутогенной тренировки.
Волнение дома, трудности семейной жизни из-за недоразумений между родителями, затем продолжительные попытки улучшения ее речи, а при случае и насмешки вредили свободному развитию ребенка. Несмотря на это, у Катрин, к счастью, нет серьезных затруднений, нет также и страха.
У нас с ней получился хороший контакт, так как я полностью восприняла ее как личность. Это дети чувствуют, и тогда возникает та база доверия, на которой такой ребенок должен получать индивидуальное лечение.
Мать сообщила, что Катрин в возрасте четырех лет пережила шоковое для нее событие, а именно: на ее глазах горел дом. С этого времени для нее всегда все должно «хорошо кончаться». Катрин, которую, естественно, очень любят, довольно часто совершает прогулки со своим дедушкой. Она знает луговые цветы, очень любит лес. Дедушка, который сам по себе является для Катрин образом, обладающим лечебным действием, оказывает ей в этом существенную помощь. С ним Катрин может разговаривать и через него еще прочнее устанавливается связь между мной и Катрин. Дедушка также непрерывно придумывает для Катрин разные истории, которые могут ее радовать.
Так я достигаю успеха в случае с Катрин путем лечения методом внушения и придумываю во время лечения все новые фантастические историй.
Для некоторых маленьких детей дыхательные упражнения и упражнения по снятию напряжения представляются игрой, которая придает им силы в их разговорной речи. Они приобретают больше смелости, когда при выдыхании рисуют на животе краской букву «о» и вкладывают в нее буквы и слоги. Тогда им удается легче говорить связанные с этим слова.
Заикающемуся ребенку можно помочь также посредством речевых и дыхательных упражнений, которые получают определенную форму согласно данному представлению. Ребенка побуждают петь гласные звуки а-е-и-о-у, подражая голосам зверей. При этом показывают на зверей и спрашивают ребенка, как они «говорят»: мяу, вау, мэ, вэ, му, йа, Это то немногое, что они должны потом сказать, дает им возможность самовыразиться. Курица кудахчет, петух кукарекает, утка крякает. Все примеры с долго тянущимися звуками, гласными, повторяемые связанными слогами, являются упражнениями, которые в игровой форме требуют применять определенную технику речи.
Игра, спортивная деятельность, дыхательные упражнения, а также упражнения на снятие напряжения, доставляющие радость, совместные сопереживания являются необходимыми для заикающихся детей, чтобы они освободились от того стесненного положения, от своего страха и могли перенести эту свободу на свои речевые способности.
Свое значение имеет также и образование слогов к волшебной повозке, везущей фантастические стишки: папе, ракете, папепи – пароход, папепибо – авто, бабебо – самолет.
И вот наступает такой момент, когда ребенок однажды может высказаться: «Я говорю хорошо», «Я теперь могу свободно говорить». После того как он в течение года принимал участие в деятельности детской группы, он станет способным и в школе воспроизводить свои мысли, делать маленькие сообщения, которые удивят его учителей и одноклассников.