Страх перед посещением школы
В поисках причин слабости концентрации внимания, повышенной нервозности, расстройств сна, речевых нарушений, агрессивности, слабой контактируемости с окружающими, бронхиальной астмы и ночного недержание мочи все чаще стало упоминаться (и стоит оно на одном из центральных мест) слово «школа». Предварительные разговоры и письма родителей, которым я пытаюсь разъяснить ситуацию, лежащую в основе возникшей проблемы, поднимают все чаще вопрос: «Не делает ли школа наших детей больными?»
Особенно часто возникает причинная взаимосвязь со школой при развитии у ребенка рвоты, болей в области живота, бронхиальной астмы.
Письменные работы в классе, устные ответы, необходимость продолжительное время сидеть за школьной партой означают для некоторых детей (это относится, впрочем, и к семье) некую цепь разочарований. Страдает самосознание ребенка, а вместе с этим часто способность успевать в учебе и в тех случаях, когда ребенок «согласно обследованию с помощью тестов и способностей к выполнению своей деятельности» мог бы быть успевающим учеником.
«Мой сын лучше бы занимался в школе, если бы мог концентрировать внимание». Такова стереотипная фраза, которую я слышу, по меньшей мере, раз в неделю. И все чаще я устанавливаю слабость побудительных стремлений, которая в большинстве случаев покоится на страхе перед школой, перед классной работой, перед учителем.
Определенные виды классной деятельности, надо признать, оказывают неблагоприятное давление на ребенка. Ребенок, всегда писавший плохие работы в классе, которые сравнивали при этом с лучшими работами других детей, на продолжительное время оказывается лишенным уверенности и обескуражен. Это не соответствует требованию известного педагога, одного из основателей педагогики Песталоцци: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другими; сравнивать следует каждого ребенка только с самим собой». Однако насилие нежеланной деятельностью, давление на ребенка и угнетение чрезмерной для него учебной нагрузкой создают страх перед будущим. И это я отмечала у 70% моих маленьких пациентов.
Еще раньше я себя спрашивала, нужно ли каждую неделю в определенный день устраивать письменную работу, не лучше ли проводить ее не как классную, а как обычное выполнение упражнений.
Письменная работа должна быть такой, что ни один учащийся не должен получать из-за нее сердцебиения, чувства давления на желудок. Наоборот, он должен радоваться, устанавливая, как он успешно справляется с нагрузкой.
Вот история из школьной жизни одного из моих сыновей, рассказанная им, которая дает мне право говорить об этом: «Я никогда не справлялся с контрольными работами по орфографии. Поэтому было не удивительно, что перед диктантами я испытывал порядочный страх. И можно себе еще представить мой ужас, когда учитель, сменивший нашу прежнюю учительницу, предупредил, что с сегодняшнего дня впредь мы будем ежедневно писать диктанты. Никакие протесты не помогли. Диктанты начались, к тому же достаточно в быстром темпе. Когда, наконец, произносилось слово «конец», на большинстве детей «лица не было».
Однако затем (это был уж нечто совсем новое) каждый учащийся должен был исправлять работу своего соседа. Это давало определенную надежду: для чего же, в конце концов, имеют друга? Таким образом, заключались некоторые соглашения – жестами и взглядами, шептались отрывки слов, а когда потом учитель выходил из класса, будто бы имея какое-то дело в учительской комнате, начинался буквально взрыв возбуждения, который сливался с лихорадочной работой над тетрадями. Затем лучшие ученики класса должны были с точки зрения своих познаний высказывать мнение о результатах проверки, и выводом всего этого был удивительно хороший средний показатель отметок. Учитель, ухмыляясь, хвалил нас, и эта игра повторялась ежедневно с некоторыми изменениями.
И мы сделали для себя открытие, что совсем не обязательно испытывать страх, когда ошибки не караются, а исправляются. Об этих диктантах, свободных от страха, об учении без давления я многократно вспоминал, когда позднее во время учения в ходу были такие сентенции, как: «Я ничего не хочу учить, я хочу заниматься своим делом». Если ученик способный и с увлечением занимается в школе (даже поглощен учебой), у него появляется уверенность в знаниях и исчезает озабоченность в отношении отметок. Педагоги, которые с любовью относятся к своей работе, придают важное значение готовности детей учиться, умеют заинтересовать детей учебой.
Каждый педагог отчетливо представляет себе, что для ребенка похвально или неприятно ему, При этом может иметь значение теплота человеческих отношений. Учащийся вовсе не нуждается в том, чтобы обращаться к учителю как к равному на «ты». Это, вероятно, все же означало бы определенную потерю уважения, Однако он должен рассматривать его как старшего друга, Совместная работа, совместные сопереживания являются для детей в любом возрасте существенной предпосылкой для их хорошей учебы, умения сосредоточиться на уроках.