Оп.02. анатомия и физиология человека
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Архангельск 2016
Рабочая программа дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 Сестринское дело.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «АМК».
Разработчик: | Петрова Татьяна Борисовна, преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ АО «АМК» |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин и основ сестринского дела ГАПОУ АО «АМК».
Заключение ЦМК общепрофессиональных дисциплин и основ сестринского дела протокол № _________от «____» _________2016.
Председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин и основ сестринского дела О.И. Ерофеева_______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая программа дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальностям среднего профессионального образования Сестринское дело, Акушерское дело, а также при подготовке по профессии «Младшая медицинская сестра»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека является частью профессионального учебного цикла и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:
- Формирование общих и профессиональных компетенций
- Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека.
- Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека.
- Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа.
- Формирование умений использовать теоретические знания при решении ситуационных, проблемных задач, при проведении сестринских манипуляций с пациентами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -
· Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях; | |
подготовка наглядно-дидактического материала; | |
подготовка сообщений, рефератов; | |
создание мультимедийных презентации; | |
изучение материалов учебной и дополнительной литературы; | |
составление словаря терминов. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о тканях. Понятие об органе и системах органов. | ||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом | Содержание учебного материала: | ||
1. Положение человека в природе. 2. Анатомия и физиология как науки. 3. Методы изучения организма человека. 4. Части тела человека. Оси и плоскости тела человека. 5. Анатомическая номенклатура. 6. Конституция человека, морфологические типы конституции. 7. Определение органа. Системы органов | |||
Самостоятельная работа
| |||
Тема 1.2. Основы цитологии и гистологии | Содержание учебного материала: | ||
1. Клетка: строение и функции клеток. Плазматическая мембрана, органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы, аппарат Гольджи, клеточный центр), специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные), ядро. 2. Химический состав клетки- неорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические и вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК. 3. Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. 4. Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции, строение. Классификация покровного эпителия – однослойный, многослойный, переходный. 5. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. 6. Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток). 7. Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме. 8. Костная ткань, расположение, строение, функции. 9. Мышечная ткань –сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. 10. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы 11. Определение органа. Системы органов | |||
Практическое занятие. Учение о тканях. Виды тканей
| |||
Самостоятельная работа: Составление таблицы «Сравнительная характеристика тканей» с рисунками и обозначениями. | |||
Раздел 2. | Кровь: состав и свойства | ||
Тема 2.1. Кровь: состав и функции | Содержание учебного материала: 1. Изучение с использованием препаратов, планшетов, таблиц состава крови. Кровь – жидкая ткань организма. Функции крови – транспортная (дыхательная, трофическая, выделительная, регуляторная), защитная (терморегуляционная, свертывающая, противосвертывающая, иммунная). 2. Состав крови: плазма и форменные элементы. Основные показатели: количество крови, гематокрит, вязкость, осмотическое давление, водородный показатель. 3. Органические и неорганические вещества плазмы, их значение. Понятие о буферных системах крови. 4. Изучение форменных элементов крови. Эритроциты: строение и функции. Норма эритроцитов для мужчин и женщин. Гемоглобин: строение, нормы. 5. Лейкоциты: норма содержания, функции. Разновидности лейкоцитов: гранулоциты и агранулоциты. Лейкоцитарная формула. 6. Тромбоциты: строение, функции, норма. | ||
Практическое занятие. Морфологические особенности крови.
| |||
Самостоятельная работа Сравнение данных клинических анализов с нормой.
| |||
Тема 2.2. Физиология крови. Свертывание крови. | Содержание учебного материала: Гемостаз – определение, механизмы (сосудисто-тромбоцитарный, гемокоагуляции). Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии.
| ||
Практическое занятие. Физиология крови.
| |||
Самостоятельная работа Подготовка сообщений на одну из предложенных тем: «История переливания крови», «Занимательно о группах крови», «Резус-конфликт при беременности» | |||
Раздел 3. | Опорно-двигательный аппарат. | ||
Тема 3.1. Кость как орган. Соединения костей | Содержание учебного материала
| ||
Практическое занятие. Скелет туловища. Изучение скелета туловища с использованием препаратов и муляжей костей.
| |||
Самостоятельная работа
| |||
Практическое занятие. Скелет конечностей.
| |||
Самостоятельная работа: 1. Изучение препаратов костей верхних конечностей, нижних конечностей | |||
Практическое занятие. Скелет головы - череп . Соединения костей.
| |||
Самостоятельная работа 1. Изучение препаратов костей черепа, черепа в целом 2. Заполнение словаря | |||
Тема 3.2 Скелетные мышцы. | Содержание учебного материала 1. Скелетные мышцы – расположение, значение, мышца как орган, классификация мышц. 2. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. 3. Мышцы головы: жевательные, мимические – особенности, функции жевательных и мимических мышц. 4. Мышцы шеи: поверхностные, средней группы, глубокие. Их функции и расположение. 5. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. 6. Изотонический и изометрический режимы сокращения. 7. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. 8. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. 9. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц. | ||
Практическое занятие. Скелетные мышцы.
| |||
Самостоятельная работа:
| |||
Раздел 4 | Дыхательная система человека. | ||
Тема 4.1 Анатомия дыхательной системы. | Содержание учебного материала 1. Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. 2. Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение. 3. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. 4. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. 5. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. 6. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. 7. Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды. 8. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. 9. Строение, границы, отделы средостения | ||
Практическое занятие. Воздухоносные пути: строение и функции. 1. Изучение воздухоносных путей с использованием препаратов, планшетов и муляжей. 2. Носовая полость: строение и функции. 3. Гортань - проекция на позвоночник, строение и функции гортани. 4. Трахея - проекция на позвоночник, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. 5. Бронхи - виды бронхов, строение стенки, особенности правого главного бронха. Бронхиальное дерево. Особенности строения стенки конечных бронхиол. 6. Изучение лёгких с использованием препаратов, планшетов и муляжей. 7. Легкие - строение, границы. Структурно-функциональная единица лёгких - ацинус: строение, функции 8. Плевра - строение, листки, плевральная полость, плевральные синусы, давление в плевральной полости. Факторы, препятствующие спадению легких. | |||
Самостоятельная работа:
| |||
Тема 4.2. Физиология дыхательной системы | Содержание учебного материала | ||
1. Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания - определение, этапы. 2. Внешнее дыхание - характеристика, структуры, его осуществляющие. 3. Транспорт газов кровью - характеристика. 4. Тканевое дыхание - характеристика, структуры, его осуществляющие. 5. Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение. 6. Механизм вдоха и выдоха. 7. Регуляция дыхания. 8. Показатели внешнего дыхания - частота, ритм, глубина, легочные объемы. Критерии оценки деятельности дыхательной системы | |||
Практическое занятие. Физиология дыхания.
| |||
Самостоятельная работа
| |||
Контрольная работа | |||
Раздел 5. | Пищеварение. Обмен веществ и энергии. | ||
Тема 5.1 Понятие о пищеварении. Обзор пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок | Содержание учебного материала 1. Основные питательные вещества, значение их для человека. 2. Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный тракт, большие пищеварительные железы. 3. Принцип строения стенки полого пищеварительного органа. 4. Механическая и химическая обработка пищи. 5. Ферменты, определение, группы, условия действия. Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание. Критерии оценки деятельности пищеварительной системы. 6. Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала. 7. Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев-границы, небные дужки, мягкое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. 8. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. 9. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта. 10. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции. 11. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны. 12. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). 13. Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). 14. Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав. | ||
Практическое занятие. Полость рта, глотка, пищевод
| |||
Самостоятельная работа
| |||
Тема 5.2. Пищеварительная система: тонкий и толстый кишечник | Содержание учебного материала:
| ||
Практическое занятие. Тонкая и толстая кишка. Строение и пищеварение Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения и функций тонкой и толстой кишки.
| |||
Самостоятельная работа
| |||
Тема 5.3. Пищеварительные железы | Содержание учебного материала: 1. Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. 2. Слюна – состав (вода, микроэлементы, лизоцим, муцин, мальтаза, амилаза), свойства. 3. Поджелудочная железа – расположение, функции: экзокринная – выделение пищеварительного сока (состав сока, ферменты – трипсиноген, химотрипсин, фосфолипаза, липаза, амилаза, мальтаза), эндокринная: инсулин, глюкагон. Протоки поджелудочной железы 4. Печень – расположение, границы, функции (пищеварительная, пластическая, антитоксическая, депо гликогена, депо крови, кроветворная). Макро- и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды. 5. Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи. Функции желчи: пищеварительная, выделительная, стимуляция секреции и моторики кишечника, секреции поджелудочной железы, активация ферментов, бактериостатическая. Механизм образования желчи, виды желчи (пузырная, печеночная), отделение желчи. Общий желчный проток. | ||
Практическое занятие. Желудок, строение и пищеварение. Печень, поджелудочная железа, строение и функции Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желудка, печени, поджелудочной железы. 1. Расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, отделы, поверхности, края желудка. Строение стенки желудка. Функции желудка. 2. Желудочный сок - свойства, состав. 3. Поджелудочная железа - расположение, функции; экзокринная - выделение пищеварительного сока (состав сока ), эндокринная - выделение гормонов. Регуляция выделения поджелудочного сока. 4. Печень - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку (границы), функции Строение печени. Структурно-функциональная единица печени. Строение печеночной дольки. 5. Желчный пузырь - расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи Функции желчи. Виды желчи (пузырная, печеночная). Желчевыводящие пути | |||
Самостоятельная работа
| |||
Тема 5.4. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала 1. Обмен веществ и энергии организма с внешней средой. Ассимиляция и диссимиляция. 2. Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Азотистый баланс – понятие, виды (азотистое равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс). Конечные продукты белкового обмена (вода, углекислый газ, аммиак). Обезвреживание аммиака. 3. Углеводы: биологическая ценность (энергетическая, пластическая), депо углеводов, энергетическая ценность, образование энергии при расщеплении гликогена в аэробных и анаэробных условиях (сравнительная энергетическая ценность этих процессов). Суточная потребность человека в углеводах. 4. Жиры: биологическая ценность (энергетическая, пластическая, источники эндогенной воды, механическая и тепловая защита жировых депо), энергетическая ценность. Потребность человека в жирах. Суточная потребность человека в жирах. Ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая) – незаменимые питательные вещества. Конечные продукты расщепления жира в организме: глицерин и жирные кислоты (участие жирных кислот в синтезе кетоновых тел – источников энергии). 5. Энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека, расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. 6. Энерготраты человека: основной обмен и рабочая прибавка. 7. Основной обмен, определение, факторы на него влияющие. Регуляция основного обмена. 8. Рабочая прибавка: энергозатраты на мышечную и умственную деятельность, специфически динамическое действие пищи. 9. Теплопродукция в организме человека. Пути теплоотдачи. Регуляция теплообмена. Температура человека. | ||
Практическое занятие. Обмен веществ и энергии 1. Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. Три этапа освобождения энергии в организме человека. 2. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение, основы действия. 3. Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Индивидуальная специфичность белков человека. Продукты, содержащие белки и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма, обезвреживание аммиака. 4. Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Пути выведения из организма. Суточная потребность человека в углеводах. Продукты, содержащие углеводы. 5. Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность человека в жирах. Ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая). Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров в организме: глицерин и жирные кислоты. Пути выведения из организма 6. Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода. 7. Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые). Витамины. Регуляция обмена веществ и энергии | |||
Самостоятельная работа
| |||
Раздел 6 | Мочеполовой аппарат человека | ||
Тема 6.1. Анатомия и физиология мочевыделительной системы. | Содержание учебного материала 1. Понятие о процессе выделения. Вещества, подлежащие выделению (экскреты). Этапы процесса выделения – образование экскретов и поступление их из тканей в кровь, транспорт экскретов кровью к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выделение экскретов из организма. Структуры организма, участвующие в выделении. 2. Обзор мочевыделительной системы – органы, ее образующие, функции. 3. Критерии оценки деятельности мочевыделительной системы. | ||
Практическое занятие. Почки, строение и функции. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения почек. Почки: проекция на позвоночник, отношение к брюшине, поверхности, края, ворота, синус, оболочки. Фиксирующий аппарат, корковое и мозговое вещество, структурно-функциональная единица почки – нефрон . Кровоснабжение почки: «чудесная» сеть почки. . Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция , секреция. Регуляция мочеобразования (ФУС мочеобразования). Состав и физико-химические свойства мочи. | |||
Самостоятельная работа
| |||
Практическое занятие. Мочевыводящие пути. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.
| |||
Самостоятельная работа
| |||
Тема 6.2. Мужская и женская половая система | Содержание учебного материала: 1. Процесс репродукции, его значение для сохранения вида, структуры организма человека его осуществляющие. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции. 2. Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку. 3. Женские половые органы – внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). 4. Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища. 5. Клитор, строение, функции. Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки. 6. Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка). Сперма – образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. 7. Выведение спермы. Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность. 8. Половые реакции человека. Мужской и женский половой цикл. | ||
Практическое занятие. Половая система. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов женских и мужских половых органов. 1. Женские половые органы – внутрениие (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). 2. Яичник – расположение, функции, строение Маточная труба – расположение, функции, строение. Матка- расположение, функции, отделы, слои стенки. Влагалище – расположение, функции, своды, девственная плева, строение стенки (соединительно-тканный слой, мышечный слой, слизистая с поперечными складками). 3. Наружные половые органы. 4. Молочная железа – функция, расположение, строение 5. Промежность. 6. Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы) и наружные (половой член, мошонка). Строение и функции. | |||
Самостоятельная работа
| |||
Раздел 7. | Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека. | ||
Тема 7.1. Эндокринная система человека | Содержание учебного материала 1. Железы внешней, внутренней, смешанной секреции, представители. 2. Секреты, их виды. 3. Механизм действия гормонов. 4. Что такое органы-мишени. Механизм регуляции синтеза гормонов. 5. Принцип обратной связи. 6. Гипоталамо-гипофизарная система. 7. Гипофиз – расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза – происхождение, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормоны передней доли гипофиза: соматропный (СТГ), пролактин, тиреотропный г |