Расстройства мышления по содержанию
Среди расстройств мышления по содержанию выделяют три группы нарушений:
1) навязчивые идеи;
2) сверхценные идеи;
3) бредовые идеи.
1. Навязчивые идеи представляют собой мысли, возникающие на фоне стрессовых, значимых для личности ситуаций и длительно существующие помимо воли больного. Сам пациент отдаёт себе отчёт в неуместности этих мыслей. В одних случаях содержание навязчивой мысли совершенно безразлично для больного, и он переживает только факт непроизвольности возникновения. Иногда содержание мыслей является тягостным для больного (образные, чувствительные навязчивости). Он стремится от них избавиться. К навязчивостям относится навязчивый счёт, при котором больной пересчитывает количество светящихся окон, встречных прохожих, букв в словах, складывает в уме цифры.
Образные навязчивости включают в себя сомнения в своих действиях и, несмотря на критичное отношение к этим сомнениям, больной вынужден многократно проверять сделанное (например, возвращается на квартиру, чтобы проверить, выключен ли утюг). Однако сомнения сохраняются.
Часто встречаются навязчивые мысли, сопровождаемые страхами (фобиями). При этом у больного возникает страх определённых явлений, ситуаций. Распространены боязнь открытого пространства (агорафобия), закрытых (клаустрофобия) или пустых (ксенофобия) помещений, высоты (акрофобия), пламени (пирофобия), острых предметов (оксифобия) и т.д. Социальные фобии проявляются страхом контакта в обществе, публичных выступлений. Проявлениями фобий могут быть различные действия. Пациенты со страхом загрязнения (мизофобия) непрерывно моют руки, а при страхе высоты отказываются выходить на балкон. Другой разновидностью защитных действий являются ритуалы – поступки, которые профилактируют угрозу для личности. Они порой нелепы и не связаны с содержанием страха. Пациент должен совершить сложную цепь поступков, чтобы избежать каких-либо событий, связанных с его страхом. Попытки сдержать себя приводят к нарастанию тревоги и напряжению. Навязчивые идеи поддаются психотерапевтической коррекции, хотя сам больной с ними справиться не может. Навязчивости могут входить в структуру невротических и реже психотических расстройств.
2. Сверхценные идеи – не соответствующие действительности убеждения, связанные с реальными событиями. Они являются актуальными для больного, вытесняют все другие мысли и интересы. Данные идеи не кажутся странными и нелепыми окружающим. Важной особенностью этих идей является возможность психотерапевтической коррекции, хотя разубеждать пациентов сложно. Содержанием сверхценных идей может быть несоразмерно высокая оценка собственных возможностей в какой-либо области (чаще уверенность в своей правоте или способности к изобретательности). Охваченный сверхценной идеей больной может добиваться поставленной цели с необыкновенной энергией, пренебрегая порой интересами близких и родных людей. Сверхценные идеи возникают обычно на фоне актуальных для пациента событий либо глубинного внутриличностного конфликта, сформированного в детстве (в качестве примера можно привести личность Сталина – идея всемирного господства). Сверхценные идеи могут встречаться как на фоне невротических, так и психотических расстройств, а также являются типичным проявлением при расстройстве личности параноидного типа. Сверхценные идеи могут быть разной тематической направленности: рационализаторство, изобретательство, кверулянство, отношения и т.д.
3. Бредовые идеи
Бред – ложное умозаключение, не соответствующее реальной действительности, возникающее на болезненной основе и не поддающееся психотерапевтической коррекции.
Если навязчивые и сверхценные идеи могут быть проявлением невротических расстройств, то бред – это проявление психотического расстройства.
Бредовые идеи подразделяются на первичные, когда ложное умозаключение возникает как первый симптом, а затем идёт развитие идеи и усложнение её психическими автоматизмами и расстройствами восприятия. Вторичный бред (интерпретативный) возникает на этапе расстройств восприятия.
Первичный бред проходит в своем развитии ряд этапов:
1) бредовое настроение – подъём настроения, тревожность, страх;
2) бредовое восприятие – необычное восприятие окружающей реальной действительности;
3) бредовое суждение – паралогичное суждение, не соответствующее реальной действительности, понятное только больному;
4) бредовое умозаключение – ложное осознавание того, что происходит вокруг и с ним в частности, и почему эти события на него направлены;
5) кристаллизация бреда – когда ложное умозаключение обрастает доказательствами, которые также носят паралогическую основу. На этом этапе формируется паранояльный синдром.
Паранойяльный синдром характеризуется возникновением систематического бреда и отсутствием расстройств восприятия. Для этого синдрома характерны бред отношения, преследования, ревности, изобретательства, реформаторства, сутяжно-кверулянтский и ипохондрический бред. Бред имеет систему доказательств, и больной сам может убедить в своей правоте других.
Параноидный синдром проявляется бредовыми идеями и сопровождается галлюцинаторными расстройствами восприятия, идеи менее систематизированы, чем паранойяльные. Вариантом параноидного синдрома является синдром Кандинского – Клерамбо.
Парафренный синдром представлен бредовыми идеями фантастического содержания или бредом величия. Больные могут ощущать влияние высших, сверхъестественных, космических сил, общаются с богом и дьяволом, обладают несметными богатствами и могуществом, являются выдающимися историческими деятелями, живут на земле сотни тысяч лет, совершают путешествия на другие планеты или сами являются пришельцами из космоса.
Фабулы бреда
Бред бывает различный по содержанию, или фабуле.
Выделяют три фабулы бреда.
1. Персекуторная фабула бреда, которая заключается в возникновении убеждённости в том, что со стороны окружающих больному может быть причинён какой-либо ущерб. Сюда относится бред преследования, отношения, воздействия, отравления, порчи, колдовства, ущерба, ревности. Больной считает, что определённые люди следят за ним, стремятся его ограбить, опорочить, уволить с работы, убить, использовать в экспериментах.
Часто встречается бред воздействия, при котором больной уверен, что кто-то имеет возможность контролировать его физические и психические функции, управлять ими. Пациент чувствует, что часть его «Я» подчинена чужой воле. Эти идеи сопровождаются непосредственным переживанием постороннего воздействия (психические автоматизмы). Больной ощущает управление мыслями, вкладывание ему их в голову, понимает, что его мысли передаются окружающим и становятся всем известны (идеаторные автоматизмы). Посторонней воле подчинены движения больного (моторные автоматизмы), его чувства и ощущения (сенсорные автоматизмы). Он догадывается, что управление им осуществляется с помощью приборов.
2. Ипохондрическая фабула бреда: больные убеждены в наличии у них тяжелого неизлечимого заболевания.
3. На фоне депрессии могут развиваться идеи самоуничижения, греховности, виновности. Пациенты убеждены в своей никчёмности, в наличии ужасной вины, за которую должен пострадать сам больной, его родственники либо другие люди. В рамках этой же фабулы необходимо рассматривать нигилистический бред (отрицание), который может входить в структуру синдрома Котара.
В структуру данной фабулы можно включить и бред ревности, когда у больного возникает уверенность в неверности супруга (супруги). Фабула бреда величия, к которому относятся идеи величия, богатства, знатного происхождения, могущества, бессмертия, мессианский бред. Больные утверждают, что обладают огромной властью, их возможности влиять на любые события практически беспредельны, они знамениты и избраны для осуществления великой миссии (возрождение человечества, спасение его от тяжелых заболеваний).
Сексуальная тематика может быть отражена в фабуле эротического (любовного) бреда, который наблюдается обычно у женщин. Больная убеждена, что некто, как правило, занимающий высокое положение, влюблён в неё.