Лечение питанием и голоданием
В рекомендациях тибетской медицины по лечебному питанию при лечении заболеваний, а также в профилактических целях предлагается использовать пищевые продукты с соответствующими свойствами, горячими и холодными, для лечения и предупреждения противоположных по характеру заболеваний. И в лечебных, и в профилактических целях пищевые продукты должны применяться с учетом состояния регулирующих систем, врожденной конституции человека, его возраста, места проживания, а также уровня тепла и холода в организме, органной локализации патологии, стадии болезни, степени проявления симптомов болезни.
Кроме подобных рекомендаций по оздоровительному, поддерживающему здоровье, питанию, а также по лечебному питанию, в тибетской системе использовали укрепляющее питание и голодание при профилактике и лечении болезней, самостоятельно или параллельно с использованием лекарственных и физических методов лечения и соответствующего образа жизни.
Укрепляющее питание обычно используют при болезнях увеличения ветра, истощении сил тела вследствие аскетизма и тяжелых трудов, упадке сил у молодых женщин, при беременности, в послеродовом периоде, при кровотечениях, при заболеваниях легких, при лечении старых людей, при бессоннице, печали, усталости и в периоды роста организма:
В качестве укрепляющей пищи используют, баранину, патоку, сахар, масло, молоко, молочно-кислые продукты, алкоголь. Укрепляющий образ жизни, который рекомендуется в этих случаях, складывается из продолжительного сна, покоя, радостного душевного состояния. Лекарства при этом рекомендуется назначать в пилюлях. Все эти меры «как подкрепление, терпящему поражение». Однако при избытке этого образа жизни, питания появляются «чирьи», зоб, заторможенность, мочеизнурение, кашель с мокротой, увеличивается слизь. В этих случаях можно использовать лекарства, уменьшающие слизь и жир. К ним относятся: кханда из смолы ватики, мумие и барбариса, смешанных с медом, это средство — универсальное лекарство от последствии переедания, и другие составы — «три плода», смешанные с медом; или имбирь, селитру, прутняк, эмблику и ячменную муку с медом — также применяют для лечения перечисленных, выше последствий переедания.
Вообще же тибетская медицина считает, что «лучше быть сухощавым, чем толстым».
В арсенале тибетской медицины есть также лечебное голодание. Показаниями к голоданию являются: несварение пищи, постоянное питание маслом, тугоподвижность в суставах, римс, гчин-снийан, болезни селезенки, гортани, головного мозга, сердца, понос и рвота от жара, тяжесть в теле, расстройство аппетита, задержка кала и мочи, ожирение, болезни чху-сэр, увеличение слизи и желчи. Возраст и силы тела должны приниматься во внимание при лечении голоданием. Молодые и сильные люди должны голодать зимой. Одновременно с голоданием при лечении вышеперечисленных заболеваний можно использовать лекарственное лечение, принимать успокаивающие (собственно лечащие) и очищающие лекарства. При голодании можно также использовать физические лечебные процедуры. Прием лекарства и проведение физических лечебных процедур необходимо соотносить с силой и выносливостью больного. Мера голодания также должна быть определена в соответствии с силами больного. В период голодания рекомендуется соблюдать соответствующий режим и придерживаться определенного образа жизни.
В случаях, когда есть необходимость лечить голоданием тех, у кого мало сил, слабых больных, лечат их, ограничивая питание и питье и разрешая им принимать в период голодания небольшими порциями легкоусваиваемую пищу. Тем, у кого «силы средние» при голодании лекарственные средства назначают в отварах и порошках, причем, предпочтительнее пользоваться средствами, которые способствуют созреванию болезни и вызывают образование тепла. При лечении голоданием и лекарственными средствами людей физически сильных их заставляют работать днем и ночью, трудиться до пота, таких больных одновременно с проведением режима голодания можно также лечить физическими способами: прижиганием, компрессами, ваннами, кровопусканием.
Другой вид лекарственных средств, применяющихся параллельно с голоданием,— очищающие составы. Лечение заболеваний очищающими лекарственными средствами преследует цель «возбудить и изгнать болезни». В качестве очищающих составов используются рвотные, слабительные и составы для клизм жам-рци. Рвотные рекомендуется применять для «удаления болезни из зоны непереваривания», а для удаления болезни из «зоны переваривания» используются клизмы жам-рци; «если болезнь вообще во всем теле — назначь слабительное, а если в сосудах — сделай очищение сосудов».
Следующие эффекты голодания с параллельным использованием успокаивающих и очищающих лекарственных средств приводятся в «Чжуд-ши»: «дает ясность органам чувств, телу легкость, хороший аппетит и работоспособность. Голод и жажда приходят вовремя, кал и газы выходят легко». Однако «при чрезмерном голодании истощаются силы тела, мясо высыхает, кружится голова, сон пропадает, портится цвет, слабеют голос и органы чувств, сохнет во рту, исчезает аппетит, болят икры, бедра, копчик, ребра, сердце и головной мозг, появляются римс, рвота и болезни ветра». В этих случаях рекомендуется использовать все, что «упитывает»: мясо хищных (зверей) и клизмы жам-рци, есть досыта и спать вволю». «Равного мясу нет средств, дающих телу дородность». «Упитывающий» режим жизни и питания должен иметь меру, в противном случае «тело станет тучным, как у свиньи».
Таким образом, при применении лечебного голодания и лечебного упитывания с параллельным использованием лекарственных средств и физических способов лечения или без них нужно соблюдать определенные правила: «тех, кого надо упитывать, не ослабь, если им надо сделать очищение, дай помягче, а тех, кого надо ослабить, не укрепи». «При накоплении ветра и истощении слизи и желчи лечи укреплением, а при истощении ветра и накоплении слизи и желчи лечи голоданием. Опору (поражаемые болезнью ткани и органы) и опирающиеся (три порока) лечат одним средством».
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
(сырье)
В качестве лекарственных средств в тибетской медицине использовали растения, металлы, минералы, ткани и секреты различных животных и птиц.
В «Чжуд-ши» перечисляются названия 211 видов растений, по другим трактатам количество используемых лекарственных растений достигает 500 с лишним.
С лечебной целью использовали различные части растений, такие как корневища, древесину, кору, стебель, ветки, листья, цветы, плоды, смолу и сок.
К растениям, используемым в качестве лекарственных средств, предъявляются следующие требования:
1. Они должны быть собраны в чистом месте.
2. Определенные части растений и деревьев должны быть собраны в соответствующее время.
3. Собранные части растений и деревьев необходимо обезвреживать, очищать с целью удаления ядовитых тканей.
4. Очищенные растительные ткани нужно правильно засушить.
5. Засушенные части растений должны правильно и положенное время храниться.
6. Растительные компоненты в сложных составах должны действовать «мягко», т. е. не оказывать нежелательных побочных эффектов.
7. И, наконец, необходимо правильно сочетать заготовленные растения в сложных прописях с другими компонентами для того, чтобы весь состав оказывал необходимое лечебное действие.
Различные части растений собирают в определенное время: корни, ветки и стебли нужно собирать в период, когда высыхают соки растений, листья, молодые побеги, молочко (млечный сок) лучше собирать в сезон роста растений, в сезон дождей, цветы, плоды, верхушки побегов лучше собирать осенью, когда они зреют и желтеют. Кожицу, кору (луб) и смолу обычно берут в период распускания почек ранней весной. Травы, обладающие послабляющим действием, собирают осенью, когда соки растений высыхают, и вся «сила трав направлена вниз». Растения, обладающие рвотным действием, нужно собирать в период распускания почек, когда «сила трав направлена кверху». Лучшим временем сбора всех частей разных растений и деревьев являются фазы прибывания луны. При сборе растения нельзя мять, ломать.
Собранные растения нужно очищать с целью удаления ядовитых тканей. У корней и стеблей ядовитыми считаются наружная кожица и внутренний стержень, у веток — узлы, у листьев — черешки, у цветов — чашелистики, у плодов — косточки. В молочке, смоле яда нет. В кожуре плодов ядовитым является налет снаружи, а в лубе —мякоть изнутри. Все перечисленные ядовитые ткани собранных растений необходимо удалить.
Обезвреженные части растении нужно засушить. Растения, обладающие горячими и холодными свойствами, засушивают по-разному: растения с горячими свойствами сушат на солнце или у огня (у костра), но так, чтобы дым или какие-либо посторонние запахи не попадали в них, растения с холодными свойствами сушат в тени на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
В «Чжуд-ши» приводятся следующие сроки хранения засушенных растений: все растения можно хранить и использовать только в течение одного года, при больших сроках хранения их целебная сила утрачивается. Еще меньшие сроки хранения указываются для растений, лечебное действие которых связывается с их запахом и цветом, по мере их исчезновения снижается и лечебная сила растений, поэтому сроки хранения и использования таких растений еще меньше, короче, чем у других лекарственных растений.
Соблюдение требования к использованию лекарственных растений под названием «мягкость» действия достигается за счет использования растения в соответствии с его органотропностью, тропностью в отношении системы регуляции и характера патологического процесса, симптома болезни. В «Чжуд-ши», а также в других трактатах указываются перечисленные свойства всех лекарственных растений. Кроме того, дополнительно для обеспечения «мягкого» действия лекарственных средств в сложные составы вводится специальный компонент — проводник ко всему составу, который доставляет целенаправленно весь сложный состав к месту действия. Эти меры позволяют добиваться максимальной концентрации действия лечебного состава, избежать его побочного действия на другие ткани и системы организма.
В главе «О вкусах» приведены правила сочетания лекарственных растений в сложных лекарственных составах на основании их первичных вкусов и вторичных свойств. Соблюдение этих правил обеспечивает лечебную эффективность составов.
В сложных лекарственных составах наряду с растениями использовались различные металлы и минералы (более 80 видов), а также ткани животных и птиц (более 100 видов). Металлы и минералы, ткани животного происхождения вводили в сложный состав чаще после определенной технологической обработки или подвергали технологической обработке уже составленный лечебный комплекс, включающий растения, металлы, минералы и животное сырье. Чаще всего это были сжигание с доступом воздуха, без доступа воздуха, с добавлением таких компонентов как сера, бура, ртуть и др. или без них (см. главу «Успокаивающие лечебные составы, их лекарственная форма, лечебное действие»). Иногда же использовали подобные ингредиенты (сырье животного происхождения) в нативном, обычно высушенном, виде.
Металлы, минералы, ткани животных и птиц описаны в тибетской медицинской литературе по тропности их влияния на состояние систем регуляции, ветра, желчи и слизи, по их органотропности, по первичным вкусам и вторичным свойствам, по лечебному эффекту.
Используются металлы, минералы и ткани животных в сложных лечебных составах так же, как и лекарственные растения, в соответствии с вышеприведенными требованиями к лекарственным средствам, к лекарственному сырью, представленными в пунктах 5, 6 и 7.
В «Чжуд-ши» приводятся свойства более чем 200 растений, некоторых металлов и минералов и многих видов лекарственного сырья животного происхождения.
В приложении к настоящей главе указаны лечебные эффекты растений, металлов, минералов, солей и тканей животных, описанные в «Чжуд-ши». В случаях возникновения необходимости в информации подобного плана о других видах сырья, не упоминаемых в «Чжуд-ши», следует обращаться к другим трактатам, содержащим такую информацию («Вайдурья-онбо», «Дзейцхар-мигчжан» и др.).
Приложение
РАСТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГОРЯЧИХ БОЛЕЗНЕЙ, ИХ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА
Растения | Лечебные свойства |
адатода | полностью излечивает жар крови |
айва | лечит жар слизи |
акебия | лечит жар легких, печени, полых органов |
бадан | обезвреживает яды, останавливает понос от жара |
безоар | лечит жар римс, жар печени и полых органов |
борец разнолистный | лечит отравления, римс-дуг и жар желчи |
бузина | лечит жар ветра, помогает при римс |
ветиверия | останавливает рвоту, лечит жар слизи |
виноград | лечит жар легких |
гетеропаппус | лечит жар сосудов, римс-дуг, бадган смуг-по |
гипекоум | лечит жар римс и жар от яда |
горечавка бородатая | лечит жар желчи |
горец сибирский | лечит жар тонкой и толстой кишки |
горечавка крупнолистная | лечит жар полых органов и желчного пузыря |
горечавка холодная | лечит глотку от жара яда |
девясил высокий | лечит жар ветра и крови |
девясил кистистый | лечит жар слизи |
дуб | лечит жар кхругс, жар плотных органов, сушит кровь |
дереза | лечит жар сердца и женские болезни |
жгун-корень | лечит жар сердца и болезни от ядов |
желтушник | лечит отравления мясным ядом, жар кхругс |
живокость Брунона | лечит отравления, жар римс |
змееголовник | лечит жар желудка и печени |
зопник | лечит жар груди |
какалия | заживляет .раны, лечит жар яда |
камфорное дерево, дриобаланопс | убивают, как молния, жар распространяющийся, вытягивают застарелый жар, уходящий вглубь |
камыш | лечит жар легких, печени и сосудов |
канавалия | лечит жар почек |
карагана гривастая | лечит жар крови, расплавляет сгустки крови |
карагана карликовая | лечит жар мяса и жар сосудов |
кизильник | лечит жар кхругс, жар плотных органов, сушит кровь |
кмин | лечит жар легких |
колеус | лечит римс, жар легких и сосудов |
коптис | выпивает воду, лечит жар римс |
кориандр | лечит жар слизи желудка |
кумарчик | лечит римс-дуг и жар почек |
куркума ароматная, длиннолистная и дикая | лечат жар от ядов |
ластовник | лечит желчь, останавливает понос жара |
латук | лечит желчь, останавливает понос жара |
лилия | лечит сотрясение мозга и жар от ядов |
марена | лечит жар грамс легких и почек |
меконопсис цельнолистный | лечит жар легких и печени |
мичелия (бутоны, цветы, плоды) | лечат соответственно жар легких, печени, сердца |
можжевельник | лечит жар почек |
момордика кохинхинская | лечит жар полых органов |
момордика индийская | изгоняет желчь через рвоту |
момордика однобратственная | лечит жар легких, печени, сосудов, все отравления |
мушмула | лечит жар грамс легких и почек |
нард индийский | лечит застарелый жар и жар от ядов |
орлиное дерево | лечит жар сердца и аорты |
офелия | лечит жар желчного пузыря |
патриния однотычинковая | лечит жар застарелый и жар от ядов |
песчанка | лечит жар легких |
плеурогинелла | лечит жар печени и желчного пузыря |
полынь Сиверса | лечит жар горла и болезни легких |
пустырник | лечит отравления и понос от жара |
ревень | изгоняет жар от ядов, лечит жар органов и слизи |
рябчик | лечит жар груди |
сандал белый | лечит жар кхругс легких и печени |
сандал красный | лечит жар крови |
софора | лечит жар ветра |
сверция | без остатка вылечивает жар желчи |
слива | лечит жар сердца |
скерда | лечит болезни желчи |
соссюрея костус | лечит римс-дуг, застарелый жар, болезни ветра, крови, вздутие желудка, болезни легких, отторгает омертвевшее |
термопсис | лечит жар легких |
тмин | лечит жар ветра, обезвреживает яды, лечит болезни глаз |
турнефорция | лечит жар при брум-па |
ункария белая и лиловая | лечат жар от ядов |
шлемник | сушит кровь, лечит жар кхругс, жар плотных органов |
шиповник | лечит жар от ядов и жар печени |
шалфей | сушит кровь, лечит смуг-по, жар сосудов |
щавель шо-манг | лечит жар ран |
эвкоммия | сращивает сломанные кости, лечит жар костей |
энтада | лечит жар селезенки |
лечит жар селезенки | останавливает кровь, лечит жар печени |
ярутка полевая | лечит жар легких и почек |