Лечение питанием и голоданием

В рекомендациях тибетской медицины по лечебному питанию при лечении заболеваний, а также в профилактических целях предлагается использовать пищевые продукты с соответствующими свойствами, горячими и холодными, для лечения и предупреждения противоположных по характеру заболеваний. И в лечебных, и в профилактических целях пищевые продукты должны применяться с учетом состояния регулирующих систем, врожденной конституции человека, его возраста, места проживания, а также уровня тепла и холода в организме, органной локализации патологии, стадии болезни, степени проявления симптомов болезни.

Кроме подобных рекомендаций по оздоровительному, поддерживающему здоровье, питанию, а также по лечебному питанию, в тибетской системе использовали укрепляющее питание и голодание при профилактике и лечении болезней, самостоятельно или параллельно с использованием лекарственных и физических методов лечения и соответствующего образа жизни.

Укрепляющее питание обычно используют при болезнях увеличения ветра, истощении сил тела вследствие аскетизма и тяжелых трудов, упадке сил у молодых женщин, при беременности, в послеродовом периоде, при кровотечениях, при заболеваниях легких, при лечении старых людей, при бессоннице, печали, усталости и в периоды роста организма:

В качестве укрепляющей пищи используют, баранину, патоку, сахар, масло, молоко, молочно-кислые продукты, алкоголь. Укрепляющий образ жизни, который рекомендуется в этих случаях, складывается из продолжительного сна, покоя, радостного душевного состояния. Лекарства при этом рекомендуется назначать в пилюлях. Все эти меры «как подкрепление, терпящему поражение». Однако при избытке этого образа жизни, питания появляются «чирьи», зоб, заторможенность, мочеизнурение, кашель с мокротой, увеличивается слизь. В этих случаях можно использовать лекарства, уменьшающие слизь и жир. К ним относятся: кханда из смолы ватики, мумие и барбариса, смешанных с медом, это средство — универсальное лекарство от последствии переедания, и другие составы — «три плода», смешанные с медом; или имбирь, селитру, прутняк, эмблику и ячменную муку с медом — также применяют для лечения перечисленных, выше последствий переедания.

Вообще же тибетская медицина считает, что «лучше быть сухощавым, чем толстым».

В арсенале тибетской медицины есть также лечебное голодание. Показаниями к голоданию являются: несварение пищи, постоянное питание маслом, тугоподвижность в суставах, римс, гчин-снийан, болезни селезенки, гортани, головного мозга, сердца, понос и рвота от жара, тяжесть в теле, расстройство аппетита, задержка кала и мочи, ожирение, болезни чху-сэр, увеличение слизи и желчи. Возраст и силы тела должны приниматься во внимание при лечении голоданием. Молодые и сильные люди должны голодать зимой. Одновременно с голоданием при лечении вышеперечисленных заболеваний можно использовать лекарственное лечение, принимать успокаивающие (собственно лечащие) и очищающие лекарства. При голодании можно также использовать физические лечебные процедуры. Прием лекарства и проведение физических лечебных процедур необходимо соотносить с силой и выносливостью больного. Мера голодания также должна быть определена в соответствии с силами больного. В период голодания рекомендуется соблюдать соответствующий режим и придерживаться определенного образа жизни.

В случаях, когда есть необходимость лечить голоданием тех, у кого мало сил, слабых больных, лечат их, ограничивая питание и питье и разрешая им принимать в период голодания небольшими порциями легкоусваиваемую пищу. Тем, у кого «силы средние» при голодании лекарственные средства назначают в отварах и порошках, причем, предпочтительнее пользоваться средствами, которые способствуют созреванию болезни и вызывают образование тепла. При лечении голоданием и лекарственными средствами людей физически сильных их заставляют работать днем и ночью, трудиться до пота, таких больных одновременно с проведением режима голодания можно также лечить физическими способами: прижиганием, компрессами, ваннами, кровопусканием.

Другой вид лекарственных средств, применяющихся параллельно с голоданием,— очищающие составы. Лечение заболеваний очищающими лекарственными средствами преследует цель «возбудить и изгнать болезни». В качестве очищающих составов используются рвотные, слабительные и составы для клизм жам-рци. Рвотные рекомендуется применять для «удаления болезни из зоны непереваривания», а для удаления болезни из «зоны переваривания» используются клизмы жам-рци; «если болезнь вообще во всем теле — назначь слабительное, а если в сосудах — сделай очищение сосудов».

Следующие эффекты голодания с параллельным использованием успокаивающих и очищающих лекарственных средств приводятся в «Чжуд-ши»: «дает ясность органам чувств, телу легкость, хороший аппетит и работоспособность. Голод и жажда приходят вовремя, кал и газы выходят легко». Однако «при чрезмерном голодании истощаются силы тела, мясо высыхает, кружится голова, сон пропадает, портится цвет, слабеют голос и органы чувств, сохнет во рту, исчезает аппетит, болят икры, бедра, копчик, ребра, сердце и головной мозг, появляются римс, рвота и болезни ветра». В этих случаях рекомендуется использовать все, что «упитывает»: мясо хищных (зверей) и клизмы жам-рци, есть досыта и спать вволю». «Равного мясу нет средств, дающих телу дородность». «Упитывающий» режим жизни и питания должен иметь меру, в противном случае «тело станет тучным, как у свиньи».

Таким образом, при применении лечебного голодания и лечебного упитывания с параллельным использованием лекарственных средств и физических способов лечения или без них нужно соблюдать определенные правила: «тех, кого надо упитывать, не ослабь, если им надо сделать очищение, дай помягче, а тех, кого надо ослабить, не укрепи». «При накоплении ветра и истощении слизи и желчи лечи укреплением, а при истощении ветра и накоплении слизи и желчи лечи голоданием. Опору (поражаемые болезнью ткани и органы) и опирающиеся (три порока) лечат одним средством».

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
(сырье)

В качестве лекарственных средств в тибетской медицине использовали растения, металлы, минералы, ткани и секреты различных животных и птиц.

В «Чжуд-ши» перечисляются названия 211 видов растений, по другим трактатам количество используемых лекарственных растений достигает 500 с лишним.

С лечебной целью использовали различные части растений, такие как корневища, древесину, кору, стебель, ветки, листья, цветы, плоды, смолу и сок.

К растениям, используемым в качестве лекарственных средств, предъявляются следующие требования:

1. Они должны быть собраны в чистом месте.

2. Определенные части растений и деревьев должны быть собраны в соответствующее время.

3. Собранные части растений и деревьев необходимо обезвреживать, очищать с целью удаления ядовитых тканей.

4. Очищенные растительные ткани нужно правильно засушить.

5. Засушенные части растений должны правильно и положенное время храниться.

6. Растительные компоненты в сложных составах должны действовать «мягко», т. е. не оказывать нежелательных побочных эффектов.

7. И, наконец, необходимо правильно сочетать заготовленные растения в сложных прописях с другими компонентами для того, чтобы весь состав оказывал необходимое лечебное действие.

Различные части растений собирают в определенное время: корни, ветки и стебли нужно собирать в период, когда высыхают соки растений, листья, молодые побеги, молочко (млечный сок) лучше собирать в сезон роста растений, в сезон дождей, цветы, плоды, верхушки побегов лучше собирать осенью, когда они зреют и желтеют. Кожицу, кору (луб) и смолу обычно берут в период распускания почек ранней весной. Травы, обладающие послабляющим действием, собирают осенью, когда соки растений высыхают, и вся «сила трав направлена вниз». Растения, обладающие рвотным действием, нужно собирать в период распускания почек, когда «сила трав направлена кверху». Лучшим временем сбора всех частей разных растений и деревьев являются фазы прибывания луны. При сборе растения нельзя мять, ломать.

Собранные растения нужно очищать с целью удаления ядовитых тканей. У корней и стеблей ядовитыми считаются наружная кожица и внутренний стержень, у веток — узлы, у листьев — черешки, у цветов — чашелистики, у плодов — косточки. В молочке, смоле яда нет. В кожуре плодов ядовитым является налет снаружи, а в лубе —мякоть изнутри. Все перечисленные ядовитые ткани собранных растений необходимо удалить.

Обезвреженные части растении нужно засушить. Растения, обладающие горячими и холодными свойствами, засушивают по-разному: растения с горячими свойствами сушат на солнце или у огня (у костра), но так, чтобы дым или какие-либо посторонние запахи не попадали в них, растения с холодными свойствами сушат в тени на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

В «Чжуд-ши» приводятся следующие сроки хранения засушенных растений: все растения можно хранить и использовать только в течение одного года, при больших сроках хранения их целебная сила утрачивается. Еще меньшие сроки хранения указываются для растений, лечебное действие которых связывается с их запахом и цветом, по мере их исчезновения снижается и лечебная сила растений, поэтому сроки хранения и использования таких растений еще меньше, короче, чем у других лекарственных растений.

Соблюдение требования к использованию лекарственных растений под названием «мягкость» действия достигается за счет использования растения в соответствии с его органотропностью, тропностью в отношении системы регуляции и характера патологического процесса, симптома болезни. В «Чжуд-ши», а также в других трактатах указываются перечисленные свойства всех лекарственных растений. Кроме того, дополнительно для обеспечения «мягкого» действия лекарственных средств в сложные составы вводится специальный компонент — проводник ко всему составу, который доставляет целенаправленно весь сложный состав к месту действия. Эти меры позволяют добиваться максимальной концентрации действия лечебного состава, избежать его побочного действия на другие ткани и системы организма.

В главе «О вкусах» приведены правила сочетания лекарственных растений в сложных лекарственных составах на основании их первичных вкусов и вторичных свойств. Соблюдение этих правил обеспечивает лечебную эффективность составов.

В сложных лекарственных составах наряду с растениями использовались различные металлы и минералы (более 80 видов), а также ткани животных и птиц (более 100 видов). Металлы и минералы, ткани животного происхождения вводили в сложный состав чаще после определенной технологической обработки или подвергали технологической обработке уже составленный лечебный комплекс, включающий растения, металлы, минералы и животное сырье. Чаще всего это были сжигание с доступом воздуха, без доступа воздуха, с добавлением таких компонентов как сера, бура, ртуть и др. или без них (см. главу «Успокаивающие лечебные составы, их лекарственная форма, лечебное действие»). Иногда же использовали подобные ингредиенты (сырье животного происхождения) в нативном, обычно высушенном, виде.

Металлы, минералы, ткани животных и птиц описаны в тибетской медицинской литературе по тропности их влияния на состояние систем регуляции, ветра, желчи и слизи, по их органотропности, по первичным вкусам и вторичным свойствам, по лечебному эффекту.

Используются металлы, минералы и ткани животных в сложных лечебных составах так же, как и лекарственные растения, в соответствии с вышеприведенными требованиями к лекарственным средствам, к лекарственному сырью, представленными в пунктах 5, 6 и 7.

В «Чжуд-ши» приводятся свойства более чем 200 растений, некоторых металлов и минералов и многих видов лекарственного сырья животного происхождения.

В приложении к настоящей главе указаны лечебные эффекты растений, металлов, минералов, солей и тканей животных, описанные в «Чжуд-ши». В случаях возникновения необходимости в информации подобного плана о других видах сырья, не упоминаемых в «Чжуд-ши», следует обращаться к другим трактатам, содержащим такую информацию («Вайдурья-онбо», «Дзейцхар-мигчжан» и др.).

Приложение


РАСТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГОРЯЧИХ БОЛЕЗНЕЙ, ИХ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА

Растения Лечебные свойства
адатода полностью излечивает жар крови
айва лечит жар слизи
акебия лечит жар легких, печени, полых органов
бадан обезвреживает яды, останавливает понос от жара
безоар лечит жар римс, жар печени и полых органов
борец разнолистный лечит отравления, римс-дуг и жар желчи
бузина лечит жар ветра, помогает при римс
ветиверия останавливает рвоту, лечит жар слизи
виноград лечит жар легких
гетеропаппус лечит жар сосудов, римс-дуг, бадган смуг-по
гипекоум лечит жар римс и жар от яда
горечавка бородатая лечит жар желчи
горец сибирский лечит жар тонкой и толстой кишки
горечавка крупнолистная лечит жар полых органов и желчного пузыря
горечавка холодная лечит глотку от жара яда
девясил высокий лечит жар ветра и крови
девясил кистистый лечит жар слизи
дуб лечит жар кхругс, жар плотных органов, сушит кровь
дереза лечит жар сердца и женские болезни
жгун-корень лечит жар сердца и болезни от ядов
желтушник лечит отравления мясным ядом, жар кхругс
живокость Брунона лечит отравления, жар римс
змееголовник лечит жар желудка и печени
зопник лечит жар груди
какалия заживляет .раны, лечит жар яда
камфорное дерево, дриобаланопс убивают, как молния, жар распространяющийся, вытягивают застарелый жар, уходящий вглубь
камыш лечит жар легких, печени и сосудов
канавалия лечит жар почек
карагана гривастая лечит жар крови, расплавляет сгустки крови
карагана карликовая лечит жар мяса и жар сосудов
кизильник лечит жар кхругс, жар плотных органов, сушит кровь
кмин лечит жар легких
колеус лечит римс, жар легких и сосудов
коптис выпивает воду, лечит жар римс
кориандр лечит жар слизи желудка
кумарчик лечит римс-дуг и жар почек
куркума ароматная, длиннолистная и дикая лечат жар от ядов
ластовник лечит желчь, останавливает понос жара
латук лечит желчь, останавливает понос жара
лилия лечит сотрясение мозга и жар от ядов
марена лечит жар грамс легких и почек
меконопсис цельнолистный лечит жар легких и печени
мичелия (бутоны, цветы, плоды) лечат соответственно жар легких, печени, сердца
можжевельник лечит жар почек
момордика кохинхинская лечит жар полых органов
момордика индийская изгоняет желчь через рвоту
момордика однобратственная лечит жар легких, печени, сосудов, все отравления
мушмула лечит жар грамс легких и почек
нард индийский лечит застарелый жар и жар от ядов
орлиное дерево лечит жар сердца и аорты
офелия лечит жар желчного пузыря
патриния однотычинковая лечит жар застарелый и жар от ядов
песчанка лечит жар легких
плеурогинелла лечит жар печени и желчного пузыря
полынь Сиверса лечит жар горла и болезни легких
пустырник лечит отравления и понос от жара
ревень изгоняет жар от ядов, лечит жар органов и слизи
рябчик лечит жар груди
сандал белый лечит жар кхругс легких и печени
сандал красный лечит жар крови
софора лечит жар ветра
сверция без остатка вылечивает жар желчи
слива лечит жар сердца
скерда лечит болезни желчи
соссюрея костус лечит римс-дуг, застарелый жар, болезни ветра, крови, вздутие желудка, болезни легких, отторгает омертвевшее
термопсис лечит жар легких
тмин лечит жар ветра, обезвреживает яды, лечит болезни глаз
турнефорция лечит жар при брум-па
ункария белая и лиловая лечат жар от ядов
шлемник сушит кровь, лечит жар кхругс, жар плотных органов
шиповник лечит жар от ядов и жар печени
шалфей сушит кровь, лечит смуг-по, жар сосудов
щавель шо-манг лечит жар ран
эвкоммия сращивает сломанные кости, лечит жар костей
энтада лечит жар селезенки
лечит жар селезенки останавливает кровь, лечит жар печени
ярутка полевая лечит жар легких и почек

Наши рекомендации