Перечень практических навыков
№ | Перечень практических навыков | № практ. занятия/, на котором осваивается данный навык (может быть несколько занятий) | Метод и критерии оценки |
Приветствие и самопрезентация. Приветсвовал пациента. Познакомился с пациентом, либо назвал его по имени в случае повторного приема. Представился как доктор, и предложил пациенту усаживаться; (устанавливает зрительный контакт на протяжении всего интервью). | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Соблюдение дистанции. Соблюдал (принял) оптимальную дистанцию для пациента. Позаботился о комфорте пациента. Доктор может, не вставая с места, свободно дотянулся до пациента рукой. | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Управление интервью. Задавал достаточное количество открытых влпросов, побуждая пациента говорить (сбор жалоб, анамнеза.) Активно выявлял точку зрения пациента | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Активное слушание (пауза). Слушал внимательно, не перебивая пациента; соблюдал адекватные паузы в интервью при объяснениях для уточнения понимания пациентом | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Активное слушание (резюмирование, поощрение). Использовал технику «резюмирования», для более полного и точного понимания сказанного пациентом, произносил звуки «угу», кивал головой для поощрения пациента говорить дальше | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Управление речью. Соблюдал соответсвующие интонацию темп речи при беседе с пациентом. Выделял голосом главные моменты. | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Применение эмпатии. Проявил вербальный и невербальный компоненты эмпатии | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Комментирование. Во время осмотра/ манипуляций объяснил пациенту, что, как и зачем он будет делать, комментировал свои действия и предупреждал о неприятных ощущениях, боли и т.д., а так же уместно использовал отвлекающие вопросы для «разрядки» обстановки. Озвучил результаты осмотра. | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Информирование и планирование. Информировал пациента о состоянии его здоровья на доступном языке: обсудил диагоноз, причины, ход событий, прогноз и осложнения. Избегал научных и медицинских терминов. При планировании принял во внимание точку зрения пациента. Использовал двустороннее обсуждение плана дальнейшихдецствий (спросил мнение/согласие пациента). | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. | ||
Сбор обратной связи и суммирование. Проверил, насколько хорошо пациент понял рекомендации врача и план дальнейших действий – попросил повторить некоторые рекомендации. Суммировал результаты приема пациента. Попрощался с пациентом. | Чек-лист оценки коммуникативных навыков. Базовые навыки. |
Основная литература:
Русская
1. Коммуникативные навыки. Учебник. / М. А. Асимов, С. А. Нұрмағамбетова, Ю. В. Игнатьев. – Алматы. «Эверо» 2014г. - 262 с.
2. Каркабаева А.Д. Коммуникативные навыки: учебное пособие / А. Д. Каркабаева, Н. Н. Теляева - [б. м.], 2014. - 188 с.
3. Асимов М.А. Сообщение плохих новостей: учебное пособие / М. А. Асимов, Д. Х. Дощанов. - Алматы: "ЭВЕРО", 2016. - 100 с
Казахская
1.Асимов, М. А.
Коммуникативтік дағдылар. Оқулық: / М. А. Асимов, С. А. Нұрмағамбетова, Ю. В. Игнатьев. – Алматы: «ЭВЕРО», 2009, 2011, 2014. – 172б.
2. Коммуникативтік дағдылар = Коммуникативные навыки = Communication skills: учебное пособие / Мациевская Л.Л., Абильдинова И.Т., Туймебаева А.Т., Василечко С.В., Молотов-Лучанский В.Б., Бакирова Р.Е., Кабиева С.М. – Алматы: «Эверо», 2013. – 118 с.: ил.
3.Кулимова, Л. Т.
Коммуникация негіздері: оқу әдістемелік құрал/ Л. Т. Кулимова. – Қарағанды: ЖК «Ақ Нұр», 2012. – 218 с.: ил.
4. Қаралы хабарды жеткізу. Оқу құралы /Асимов М.А., Дощанов Д.Х. - Алматы: «Эверо», 2016 – 97 б.
Английская
Дополнительная литература:
Русская
1. Медицинский терминологический словарь по психиатрии, медицинской психологии и психотерапии на русско-казахско-английском языках Оспанова Н.Н., Сарсембина Ж.Д., Молдагалиев Т.М., Коровников А.Г., Алтыбаева Г.К., Шульга В.П., Докенова С.В., Алмагамбетова А.А.. Бураханова Г.К. Словарь. Семей. 2014. – 448с
2. Психологические характеристи коммуниктивной компетентности врача. Ю.В.Михайлюк. Минский институт управления. 2013 – 117с.
3. Основы теории коммуникации:учебное пособие/О.Л.Гнатюк.-М:КНОРУС, 2010. – 256с
4. Психология социальной работы под ред. М. А. Гулиной. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2010 – 350с.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб: Речь, 2008. – 231с. Кафедра методологии медицинского образования
6. Основы теории коммуникации. Кашкин В.Б. М., 2007, - 90с. электронная версия //
http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm
7.Деловое общение. Скаженик Е.Н. – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2006 – 180 с.
Казахская
Английская
1. Skills for Communicating with Patient. Jonathan Silverman Suzanne Kurtzand Jullet Draper 2016.03.07. - 317 pages.
2. The Medical Interview Mastering skills for Clinical Practice John L. Coulehan and Marian R. Block. Copyright 2006 year by F.A Davis- 409 pages.
Система оценки учебных достижений:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Уровень учебных достижений по каждой дисциплине определяется
итоговой оценкой ИО = ОРД х 0,6 + ОИК х 0,4,где:
ИО - итоговая оценка
ОРД - оценка рейтинга допуска
ОИК – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Оценка рейтинга допуска (ОРД) составляет 60% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
Оценка итогового контроля (ОИК) составляет 40% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
Оценка рейтинга допуска определяется по формуле:
|
ОРД= где:
∑ - знак суммы
ОТК –Оценка текущего контроляуспеваемостивключает оценки практических занятий, оценки по практическим навыкам.
СРО – самостоятельная работа обучающегося.
РК - оценка рубежного контроля
ОРД подсчитывается как среднеарифметическая сумма всех оценок, полученных в течение академического периода.