ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В БЕЛАРУСИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В БЕЛАРУСИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе сведений Министерства здравоохранения,
Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты
Тезис «Крепкая семья – сильное государство» традиционно является одной из стратегических основ, консолидирующих белорусское общество.
Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании, «в системе ценностей белорусов семья занимает лидирующую позицию… Необходимо создать среду, благоприятную для жизнедеятельности семей. Настойчиво продвигать в обществе позитивное отношение к семьям, в которых не допускаются пьянство и другие негативные явления. Положительный пример родителей – это надежный путь воспитания с самого раннего детства достойного человека».
Матери и дети – категории населения, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, поскольку именно от них напрямую зависят будущее страны, ее демографический статус и трудовой потенциал.
В Республике Беларусь охрана материнства и детства направлена на создание государством необходимых и благоприятных возможностей для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития, а также реализации семьей своих функций в жизни общества.
Деятельность государства в этой сфере осуществляется по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей;
сохранение здоровья матерей и детей;
развитие сети учреждений здравоохранения;
Повышение эффективности системы социальной защиты матери и ребенка, молодых семей.
Правовые аспекты охраны материнства и детства
Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства обеспечиваются, прежде всего, надлежащим правовым регулированием соответствующих отношений, дающих отдельным категориям граждан гарантии осуществления их прав.
В Беларуси законодательно гарантировано право на:
оказание бесплатной медицинской помощив государственных учреждениях здравоохраненияна основании государственных минимальных социальных стандартов.
Справочно:
К примеру, беременным женщинам и детям предоставляется бесплатная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему в возрасте до пяти лет (детям-инвалидам до 18 лет) в стационарных условиях одному из родителей предоставляется возможность находиться с ним в этой организации здравоохранения;
бесплатное обеспечение лекарственными средствами в пределах перечня основных лекарственных средств детей в возрасте до трех лет и детей-инвалидов до 18 лет, пациентов, имеющих тяжелые заболевания;
бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитациидетей-инвалидов до 18 лет;
денежные выплаты за постановку на учет до 12 недель беременности, по беременности и родам, за рождение ребенка;
санаторно-курортное лечение или оздоровление детей с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета и бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения.
Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, ее практическое воплощение ведется и в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–
2020 годы, иных государственных программ и национальных планов (Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 годы, Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы и др.).
Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, сокращение младенческой, детской и материнской смертности имеют особую общественную значимость и выступают в качестве критериев эффективности деятельности системы здравоохранения страны.
Решение задач сохранения здоровья матерей и детейосуществляется по нескольким приоритетным направлениям,среди которых:
подготовка женщин к материнству;
мероприятия по охране здоровья плода и новорожденного;
подготовка молодежи и молодых семей по вопросам брака;
мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях и в школьный период.
В нашей стране оказание медицинской помощи осуществляется в организациях здравоохранения в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделений дневного пребывания, а также вне организаций здравоохранения. При этом в амбулаторных условиях сохранен участковый принцип.
Справочно:
Сеть организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям, включает:
детские поликлиники и организации здравоохранения, имеющие в своем составе детские отделения (кабинеты), – 408;
койки для детей в больничных организациях – 7887 (42,6 на 10 000 детей в возрасте до 17 лет);
дома ребенка – 8 (815 коек), в которых воспитываются
578 детей, из них 117 детей-инвалидов.
Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения применительно к конкретному региону (городу).
Отлажена система диспансеризации населения, в том числе детей и беременных женщин. В ее рамках ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры детей.
Справочно:
По результатам профилактических осмотров детей в возрасте до 17 лет:
1-ю и 2-ю группы здоровья имеют 86,5% детей (абсолютно здоровые дети и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья);
3-ю группу – около 12% (дети с хроническими заболеваниями, но без нарушения самочувствия);
4-ю группу – порядка 1,5% (дети с инвалидизирующими заболеваниями).
Для оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденнымв республике создана разноуровневая система оказания перинатальной помощи (ред. – перинатальный период – период с 22-й полной недели (154-го дня) внутриутробной жизни плода по 7-й день включительно (168 часов) внеутробной жизни), объединяющая сеть родовспомогательных учреждений и детских больниц.
Справочно:
К началу 2017 года в Республике Беларусь функционировали
107 родовспомогательных учреждений,в том числе:
один перинатальный центр IV технологического уровня
(РНПЦ «Мать и дитя»);
14 перинатальных центров III уровня;
28 перинатальных центров II уровня;
64 организации здравоохранения, относящиеся к I уровню.
Родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка. Внедрены и поддерживаются принципы грудного вскармливания, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ). Сразу после рождения вместе с матерью находятся около 90% новорожденных детей.
В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа родов, протекающих без осложнений.
Справочно:
По последнему опубликованному ежегодному докладу Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в 2016 году уровень материнской смертности в Беларуси в 2015 году являлся самым низким среди государств – участников СНГ.
В мире этот показатель составляет 216 на 100 тыс. родов, средний показатель для развитых стран – 12 на 100 тыс. родов. По данному показателю Беларусь опережает Австралию, Бельгию, Израиль, Канаду, Норвегию, Португалию, США, Японию.
В нашей стране внедрены рекомендации ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по ВИЧ-консультированию женщин репродуктивного возраста и беременных. Каждой из них предоставлена возможность получить консультационные услуги и пройти тестирование на ВИЧ.
В 2016 году Республика Беларусь стала первым и единственным государством в Европе и третьим в мире, где удалось сократить передачу ВИЧ-инфекции и сифилиса от матери ребенку до уровня, который не представляет угрозы общественному здоровью. Степень риска снижена белорусскими медиками в 19 раз (с 26,9% в 2000 году до 1,4% в 2016 году).
Другими достижениям в решении вопросов охраны здоровья матери и ребенка в Беларуси являются следующие:
100% женщин имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию;
практически 100% деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении;
обращаемость беременных в женские консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) составляет 98%;
выживаемость младенцев, родившихся с экстремально низкой массой тела (до 1000 г) на первом году жизни составляет 75,3% (2000 год – 28,4%);
профилактическими прививками охвачено 98% детей.
Сегодня в республике успешно функционируют 17 республиканских научно-практических центров (далее – РНПЦ), оказывающих профильную медицинскую помощь матерям и их детям.
Головным учреждением республики в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики является РНПЦ «Мать и дитя». Ежегодно только медико-генетические консультации здесь получают более 30 тыс. пациентов.
Справочно:
В настоящее время в РНПЦ «Мать и дитя» выполняются выхаживание недоношенных новорожденных детей с очень низкой (1000–1500 г) и экстремально низкой (500–1000 г) массой тела при рождении, а также вспомогательные репродуктивные технологии, хирургическая клеточная трансплантация (ЭКО).
Ведущим трансплантационным центром среди стран постсоветского пространства являетсяГосударственное учреждение «Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии», где успешно проводится лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Центром ежегодно проводится 75–80 операций, что полностью обеспечивает потребность страны в этом виде помощи.
Справочно:
За счет применения в названном РНПЦ современных методов диагностики и лечения достигнуты результаты, сопоставимые с ведущими мировыми центрами. Так, общая пятилетняя выживаемость детей в возрасте до 17 лет, имеющих злокачественные новообразования, составляет 78% (независимо от стадии и диагноза), а по некоторым заболеваниям превышает 90% или составляет 100%.
Полный спектр сложных хирургических вмешательств выполняется вГосударственном учреждении «Республиканский научно-практический центр детской хирургии». Ежегодно здесь проводится более 1 тыс. оперативных вмешательств у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, более 200 операций выполняются у детей в возрасте до 1 года, более 100 операций – у новорожденных.
Создание Республиканского детского центра детской нефрологии и заместительной почечной терапиии оснащение его высокотехнологичным оборудованием позволили детям получать современную помощь в этой области медицины.
В республике также успешно развивается трансплантология,в том числедетская, наработан весомый опыт по пересадке сердца, печени, почек.
Справочно:
В 2016 году выполнены 384 трансплантации почки (в том числе детям – 16), печени – 70 (в том числе детям – 9), сердца – 42, легкого – 1.
Законодательством Беларуси обеспечивается действенность системы социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права, создает конкретные условия для их реализации.
Для семей, воспитывающих детей, предусмотрены 11 видов государственных пособий, относимых к трем основным группам: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.
Самое значимое из них – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Оно установлено на уровне 35–40% среднего заработка по стране, причем для всех получателей независимо от того, застрахованы они или нет. Не менее значительны и размеры единовременных пособий при рождении ребенка.
Справочно:
На 1 августа 2017 г. средний размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составлял около 300 рублей.
При рождении первого ребенка единовременная выплата составляет 1 976 руб., при рождении второго и последующих детей – 2 766 рублей.
Общее количество детей, на которых производится выплата государственных пособий, на 1 июля 2017 г. составило 553 тыс. человек (то есть почти треть от общей численности детей).При этомрасходы на государственные пособия составляют около 2% ВВП республики.
В нашей стране введена дополнительная мера поддержки многодетных семей – «семейный капитал» в размере 10 тыс. долларов США при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей.
С 1 июля 2017 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в новой редакции. Законом предусматривается усиление социальной защиты наиболее уязвимых категорий семей – молодых специалистов, студентов, получающих пособие по беременности и родам в минимальном размере, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и родителей, имеющих инвалидность:
введена доплата к пособию по беременности и родам женщинам, которые получают его в минимальном размере;
родителям детей-инвалидов предоставлено право работать на условиях неполной занятости и одновременно получать пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
в семьях, где воспитываются дети-инвалиды с наиболее тяжелыми формами инвалидности, объем поддержки увеличен со 100% до 120% бюджета прожиточного минимума (составляет в среднем на душу населения около 200 рублей). Кроме того, родителям ребенка-инвалида предоставлено право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом независимо от вида получаемой ими пенсии (ранее – только родителям, являющимся инвалидами).
В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) для беременных женщин и матерей также предусмотрен целый ряд гарантий.
Продолжительность отпуска женщин по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию составляет 126 календарных дней. Для женщин, работающих на территории радиоактивного загрязнения, его продолжительность увеличена до 146 календарных дней.
Справочно:
В странах ЕС женщинам отпуск по беременности и родам предоставляется на период от 84 до 196 календарных дней. Так, в Италии его длительность предусмотрена на период в 151 день,
Дании – 196, Великобритании – 126, Люксембурге и Франции – 112, Португалии – 90, Ирландии – 84, Греции – 105, ФРГ – до 126 дней.
Помимо права на социальный отпуск по беременности и родам, работающим женщинам гарантируется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, а также право на прежнюю работу по его окончании.
Свои особенности в отношении беременных женщин и матерей в контексте дополнительных правовых гарантий имеют требования ТК по вопросам увольнения работников, заключения и продления контрактов, привлечения к работам в особых случаях.
Государство продолжает активную деятельность по созданию условий для улучшения здоровья населения, совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, укреплению института семьи, повышению престижа родительства, развитию системы поддержки семей с детьми и улучшению условий их жизнедеятельности, обеспечению прав и законных интересов детей.
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В БЕЛАРУСИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе сведений Министерства здравоохранения,
Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты
Тезис «Крепкая семья – сильное государство» традиционно является одной из стратегических основ, консолидирующих белорусское общество.
Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании, «в системе ценностей белорусов семья занимает лидирующую позицию… Необходимо создать среду, благоприятную для жизнедеятельности семей. Настойчиво продвигать в обществе позитивное отношение к семьям, в которых не допускаются пьянство и другие негативные явления. Положительный пример родителей – это надежный путь воспитания с самого раннего детства достойного человека».
Матери и дети – категории населения, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, поскольку именно от них напрямую зависят будущее страны, ее демографический статус и трудовой потенциал.
В Республике Беларусь охрана материнства и детства направлена на создание государством необходимых и благоприятных возможностей для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития, а также реализации семьей своих функций в жизни общества.
Деятельность государства в этой сфере осуществляется по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей;
сохранение здоровья матерей и детей;
развитие сети учреждений здравоохранения;