Карта познавательных интересов

Карта познавательных интересов предназначена для определения предпочтений личности в целях профориентации и профконсулътации. Карта может применяться также для определения специаль­ных познавательных интересов при исследовании групп школьников и школьных коллективов как в обычных, так и в специализирован­ных школах.

Основное назначение карты познавательных интересов—опреде­ление возможных профессиональных интересов личности по различным областям знаний.

Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий их различия—информационный: устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность—на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризу­ется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, профессиональной подготовки. Профессиональные интересы формируются на основе имеющихся познавательных инте­ресов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются "Карты интересов" раз­нообразных модификаций, включающие разное количество вопро­сов.

Предлагаемая карта интересов (разработана О. Мешковской и Л. Голомшток) включает 174 вопроса, которые относятся к 29 сферам человеческого знания и деятельности,

Для выполнения методики испытуемому выдается текст опросника и специальный бланк ответов, Обработка результатов проводится на основании заполненного бланка ответов по следующему принципу.

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свобод­ные клеточки под каждым столбцом: в верхней—количество плюсов, в нижней—количество минусов. Каждый столбец листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них ока­жется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество минусов.

Приведенный ниже дешифратор Карты интересов содержит номера столбцов в бланке ответов и соответствующие им области интересов.

Дешифратор Карты интересов

Номер столбца   Область интересов   Номер столбца   Область интересов  
  Биология     Военные специальности  
  География     История  
  Геология     Литература  
  Медицина     Журналистика  
  Легкая и пищевая промышленность     Общественная деятельность  
  Физика     Педагогика  
  Химия     Право, юриспруденция  
  Техника     Сфера обслуживания, торговля  
  Электро- и радиотехника     Математика  
  Металлобработка     Экономика  
И   Деревообработка     Иностранные языки  
  Строительство     Изобразительное искусство  
  Транспорт     Сценическое искусство  
  Авиация, морское дело     Музыка  
          Физкультура, спорт  

И н с т р у к ц и я и с п ы т у е м о м у:

Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарай­тесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится—один плюс, если не знаете, сомневаетесь—ноль, если не нравится—один минус» а если очень не нравится—два минуса. Отве­чайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

1.Знакомиться с жизнью растений и животных.

2. Уроки по географии, чтение учебника географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выда­ющихся химиков. Я. Читать технические журналы (например, "Техника молодежи",

"Юный техник").

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

11. Узнать о разных породах древесины vi об их практическом применении.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деяте­лях,

17. Читать классиков советской и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки,

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя,

пионервожатого).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа "Занимательная математика", "Математичсский досуг".

24. Изучать экономическую географию.

25. Занятия иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, д историей

изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выда­ющихся спортсменах.

30..Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и гео­графическим открытиям.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.

35. Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят".

36. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).

38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлобработки и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах передвижения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

45. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубе­жом.

46. Читать литературно-критические статьи.

47. Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепе­редачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стра­не.

49. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное за­дание, если они не могут сделать его сами.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литера­турного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для вс.ех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в мате­матике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным офор­млением газет.

56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57. Слушать оперную или симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическом кружке.

61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

62. Изучать функции организма человека, причины возникно­вения болезней и пути лечения.

63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64. Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллог­рафом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные расчеты.

68. Мастерить различные предметы и детали из металла.

69. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, выре­зать).

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи

различных построек.

71. Посещать кружок юных автолюбителей.

72. Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамо­делистов или в работе авиаклуба.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю возникновения различных народов и госу­дарств.

75. Писать классные и домашние сочинения по литературе.

76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.

78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо.

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80. Наблюдать за работой продавца, повара» официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

84. Посещать музеи, художественные выставки,

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

92. Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факуль­тативные занятия по физике.

94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и др.).

96. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппара­тов, электрических машин; собирать, контролировать элект­роприборы, приемники, проигрыватели и пр.

97. Уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

98. Участвовать в кружке "Умелые руки" или в столярном кружке.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отде­лочными работами.

100. Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх.

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.

104. Заниматься в литературном кружке, посещать факуль­тативные занятия по литературе или иностранному языку.

105. Вести личный дневник.

106. Выступать в классе с сообщениямио международном поло­жении.

107. Выполнять работу пионервожатого.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые он и

хотят скрыть.

109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

116. Заниматься н какой-либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить вы­ставки растений или животных.

118. Участвовать в географической экспедиции.

119. Участвовать в геологической экспедиции.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121. Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ или посещать их.

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

125. Разбираться в сложных радиосхемах,

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, зна­комиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129- Принимать посильное участие в обслуживании н ремонте ав­томобиля, троллейбуса и т. п.

130. Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или уп­равлять сверхскоростными самолетами.

!31. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, вы­ступать с докладами на исторические темы.

133. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить сборы или собрания.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе органам правопорядка.

138. Постоянно общаться с различными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах,

145. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду или огороде растения, воспитывать живот­ных, ухаживать за ними.

147. Производить топографические съемки местности.

148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т. д.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительной бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160. Работать военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т. д.

163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры или праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).

1б7 Оказывать людям различные большие и малые услуги.

168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169. Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий народного хозяйства.

170 Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171. Участвотать в выставках изобразительного искусства.

172 Играть на сцене или сниматься в кино.

173. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.

174. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

ЛИСТ ОТВЕТОВ К КАРТЕ ИНТЕРЕСОВ

Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________________

                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
+                                                                                                                      
                                                         
    1. биология   2. география   3. геология   4. медицина   5. легкая и пищевая пром.   6.физика   7. химия   8. техника   9. электро- и радиотехника   10. металлообр.   11. деревообр.   12. строительство   13.транспорт   14.авиация, морское дело 15. военные специальности   16. история   17. литература   18. журналистика   19. обществ. деятельность   20.педагогика   21.право, юристпрудиция   22. сфера обслуж. Торговля   23. математика   24. экономика   25. иност.языки   26. изоб.искусс.   27. сценическое искусство   28. музыка   29. физкультура, спорт  

Приложение 18

ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА.

Инструкция:Вам предлагается список слов из 30 строк. По 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и пометьте его.

1.Смелый 2.кроткий 3.осторожный 4.непостоянный 5. неумный 6.ловкий 7.хладнокровный 8.стремительный 9.незадумывающийся 10.оптимистичный 11.меланхоличный 12.трусливый 13.опрометчивый 14.внимательный 15.рассудительный 16.предприимчивый 17.взволнованный 18.малодушный 19.пугливый 20.исполнительный 21.предусмотрительный 22.укрощенный 23.осторожный 24.разумный 25.предвидящий 26.поспешный 27.рассеянный 28.осмотрительный 29.тихий 30.оптимистичный Бдительный Робкий Решительный Бесцеремонный Трусливый Бойкий Колеблющийся Легкомысленный Жеманный Добросовестный Сомневающийся Небрежный Тихий Неблагоразумный Быстрый Осторожный Рассеянный Неосторожный Нерешительный Преданный Бойкий Безразличный Беззаботный Заботливый Неустрашимый Пугливый Опрометчивый Рассудительный Неорганизованный Бдительный     Предприимчивый Упрямый Пессимистичный Внимательный Недумающий Предусмотрительный Удалой Боязливый Непредусмотрительный Чуткий Неустойчивый Взволнованный Боязливый Смелый Мужественный Предусмотрительный Робкий Бесцеремонный Нервный Авантюрный Отчаянный Небрежный Терпеливый Храбрый Добросовестный Беззаботный Пессимистичный Предприимчивый Боязливый Беззаботный  

КЛЮЧ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса – номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета.

1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3, 13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1, 23/1, 23/3, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3, 28/1, 28/2, 29/1, 29/3, 30/2.

Результат.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

От 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

Свыше 20 баллов6 слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результатов.

Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д.Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали так же, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

- Степени предпочитаемого риска;

- Преобладающей мотивации;

- Опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:

Первое, когда без риска удается получить желаемый результат.

Второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.

Приложение 19

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации