V.3. Индивидуальное профконсультирование.
Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта.
Главная задача профконсультанта - помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много "неизвестных" слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.
Деление индивидуальной профконсультации на информационную, диагностическую, коррекционную и формирующую еще более условно, чем в групповом профконсультировании. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.
Справочно-информационная профконсультациянаправлена на информирование клиента по следующим вопросам:
- интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;
- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;
- возможности обучения и переобучения по различным специальностям;
- конъюнктура рынка труда;
- возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.
Работа на этом этапе предполагает тесное взаимодействие профконсультанта с сотрудниками отдела переобучения, консультантами по трудоустройству.
Для достижения информационной цели консультант не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.
Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого.
Такая консультация предполагает использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм (приложение 1 и 2). Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий".
При профконсультировании молодежи в условиях службы занятости информационный аспект играет наиболее важную роль, так как именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации.
Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда, разработанная Е. А. Климовым (см.раздел Ш). Она соответствует общепринятому разделению индивидуальных интересов и склонностей, имеет хорошую информативную основу. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий, иллюстрирующих каждую позицию опросника профессиональной готовности. Вместе с тем следует учитывать, что основания данной классификации - предмет, орудия, цели, условия труда - не имеют прямого отношения к психологическим требованиям профессии к человеку, в связи с чем необходима дополнительная расшифровка психологической сущности каждой группы профессий.
В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать - творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий является функция. Например, функция "обслуживающий" объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы. В профконсультировании молодежи можно использовать также классификацию, созданную на основе теории Джона Голланда, в которой профессии группируются по типу профессиональной среды: реалистичной, интеллектуальной, социальной, конвенциональной, предприимчивой и артистической (Приложение 15).
Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера.
Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.
В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал занимать соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.
В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьезно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора. Как показывает опыт профконсультирования учащейся молодежи, даже те консультируемые, у которых сложились профессиональные намерения, не умеют оценить себя и свои возможности. В данном случае консультант может реально помочь молодым клиентам в осознании своих психологических особенностей.
Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:
- как клиенту соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности,
- от каких профессий (а их немного) следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям,
- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.
Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления ит.п. В данном случае психодиагностические методики могут быть использованы в качестве критериального инструмента: с их помощью определяются результаты до начала тренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.
В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей (образ "Я"), необходимых для различных профессий. С помощью методики "Самооценка индивидуальных особенностей", разработанной Л.Н. Кабардовой (Приложение 6), консультант может выявить образ "Я" консультируемого и соотнести его со следующими профессиональными сферами: "Обработка и анализ информации", "Работа с механизмами и устройствами", "Производство продуктов, изделий; ремонт", "Взаимодействие с человеком", "Создание художественных образов, произведений", "Взаимодействие с миром живой природы", "Взаимодействие с миром неживой природы". Образ "Я в профессии" выстраивается на основе оценок свойств, относящихся к различным структурам личности, включая характерологические особенности (пп. 1 - 8), психические процессы (пп. 9 - 14), свойства нервной системы (пп. 15 - 20), физические качества (пп. 21 - 23), интересы, склонности (л. 24), ценностные ориентации (п. 25). При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.
Если в целом использование в профконсультировании психодиагностических методик для определения профессиональной пригодности (особенно для массовых профессий) проблематично, диагностика профессиональной мотивации играет значительную роль. Прогнозируемая степень удовлетворенности человека его деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте (приложение 4).
Схема мотивационных факторов может использоваться в консультации, во-первых, как средство ориентировки в потенциальном разнообразии мотивационных факторов клиентов, во-вторых, как основа для исследования формирующейся или сформировавшейся мотивации. Такие методики позволяют выявить актуальные мотивы клиента, а также уровень сложности поведения, который они способны вызвать. На основе этой схемы в процессе профконсультации могут применяться некоторые методические приемы, основанные частичной ранжировке и парном сравнении. Например, такой прием используется в игре "Турнир высказываний". Консультируемому предлагают для сравнения высказывания трех типов:
1) пожелания, чтобы профессия удовлетворяла определенным требованиям, обладала теми или иными особенностями. Например, "Хотелось бы, чтобы моя профессия оставляла много свободного времени", "Хотелось бы, чтобы работа была недалеко от дома" и т.д.;
2) указания на сходство между поведением оптанта и социальными образцами аналогичного поведения. Например, "Я часто поступаю так же, как и мои друзья", "Учителя редко бывают недовольны мной" и т.п.;
3) указания на силу отрицательных переживаний в ситуациях фрустрации тех или иных мотивов. Например, "Если я не поступлю в университет, это будет для меня настоящим горем", "Мне бывает до слез обидно, когда меня заставляют делать то, что мне неинтересно" и т.д.
Для каждой пары высказываний оптант должен назвать "счет матча", т.е. выразить сравнительную степень своего согласия по 5- балльной шкале, например 4:1.
Другой способ работы с данной методикой заключается в том, что консультируемому предъявляют список высказываний или карточек с отдельными высказываниями и предлагают отобрать наиболее и наименее подходящие из них.
Для экспресс-диагностики мотивов выбора профессии можно воспользоваться опросником, позволяющим выявить внутреннюю и внешнюю мотивацию, а также положительные и отрицательные мотивы. К положительным мотивам относятся заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, а к отрицательным - боязнь осуждения, наказания, давление, критика.
Применение в процессе профконсультации методик, выявляющих личностные особенности клиента, зависит от уровня профессиональной квалификации консультанта и от запроса консультируемого. Выбор конкретных методик определяется предпочтениями специалиста. Самым распространенным, особенно в компьютерном варианте, является опросник 16 РF Кеттелла. Интерпретация факторов различных версий отличается по качеству, поэтому консультанту для корректного использования теста необходима теоретическая основа. Приложение 16 содержит интерпретацию результатов по тесту 16 РF применительно к деловым качествам и предпочтительной профессиональной сфере.
Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.
Развивающие возможности профконсультации заложены в любых применяемых методах, но особенно в разного рода активизирующих средствах - профориентационных карточных играх, упражнениях и заданиях. Например, оценка готовности к профессии проводится с помощью задания "Профессиональное воображение". Для выполнения этого задания от консультируемого требуется выписать на листе бумаги 5-7привлекательных для него профессий, после чего выбрать одну наиболее интересную. Напротив выбранной профессии надо написать 5-7 наиболее важных для нее трудовых функций, то есть основных действий, которые должен выполнять представитель данной профессии. Затем каждая функция оценивается с точки зрения успешности профессиональной деятельности с помощью условных значений от 0 до 1. Общая сумма коэффициентов не должна превышать 1. Далее консультируемый оценивает, также используя условные значения от 0 до 1, насколько он способен в данный момент выполнять эти функции. При этом можно не ограничиваться тем, чтобы сумма значений равнялась 1. Для подсчета общей готовности к конкретной профессиональной деятельности на данный момент нужно по каждой функции перемножить показатели значимости функции и самооценки готовности выполнять ее.
В результате сложения полученных результатов определяем ориентировочная оценка готовности к успешной деятельности данной профессии на момент консультирования. Для того чтобы облегчить выполнение данного упражнения, консультируемому можно предложить перечень профессий с основными трудовыми функциями и показателями значимости этих функций для данных профессий.
Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службы занятости (а, особенно, молодежи) - содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и духовным развитием.
Задача консультанта - помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: "образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами".
Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.
Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу "то, что хорошо для всех, хорошо и для меня".
На процесс профессионального и жизненного самоопределения отрицательно влияет противоречивость ценностных ориентаций, которая обусловливается согласованностью потребностей и интересов личности с возможностями их удовлетворения в рамках профессиональной деятельности. Определить тип ценностных ориентаций по данному критерию можно с помощью методики Е. И. Головахи (Приложение 7).
В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих действий.
Следующий шаг в построении жизненной перспективы - постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.
Жизненные планы - ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.
Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность.
Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью.
Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.
Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.
Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.
В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.
Клиентам, достаточно развитым интеллектуально и имеющим высокую мотивацию для совместной работы с консультантом, рекомендуется предложить в качестве задания ответить на ряд вопросов, позволяющих осмыслить наиболее важные цели (Приложение 8,11).
Следует учитывать, что на выработку оптимальной жизненной перспективы влияют определенные личностные качества, например внутренний локус контроля, высокий уровень мотивации достижения, отсутствие тревожности и импульсивности. Эти качества имеют достаточно устойчивый характер и формируются на ранних этапах жизни, поэтому консультанту не следует "переделывать" клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача - выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей.
При всем разнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностей самого профконсультанта можно выделить основные типы стратегий и этапы консультации.
В ситуациях максимальной неопределенности выбора для клиентов школьного возраста применима следующая развернутая схема консультирования:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формирование образа «идеальной» профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.
4. Анализ психологических портретов реальных профессий.
5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.