V.2. Групповое профконсультирование.
Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Групповая консультация имеет следующие преимущества
- позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);
- является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.
Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.
Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.
По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.
Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.
Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий" (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), "Человек и профессия" (понятия "профессия", "специальность", "должность"; требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), "Здоровье и выбор профессий'' и др.
При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 - 15 минут (оптимальная продолжительность консультации - 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию "из первых рук".
На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.
При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.
Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).
Однако возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики особенно важно следовать принципу компетентности: использовать только апробированные методы, отвечающие требованию надежности и рекомендованные для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции - четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания.
При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные для письменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 - 15 человек.
Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом - профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал.
Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиенту подсчитать результаты.
На третьем, заключительном этапе, полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана. Если самостоятельная обработка результатов исключена, то этот этап консультации переносится на следующую встречу.
Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с молодыми клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получить следующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор. Примерный вариант анкеты приводится в Приложении 3.
Для выявления уровня информированности клиента о профессиональной сфере можно использовать также анкетирование или опрос, включающие следующие вопросы:
1. Какие профессии Вы знаете? В каких учебных заведениях их можно получить?
2. Какие требования предъявляет профессия к человеку?
3. Что такое профессиональный план и какие факторы необходимо учитывать при его построении?
4. Знаете ли Вы классификацию профессий по предмету труда?
Консультант оценивает степень информированности клиента о мире профессий: хорошо информирован (знает много профессий и представляет систему учебных заведений); средне информирован (знает некоторые профессии и учебные заведения); плохо информирован (затрудняется назвать больше 3 - 5 профессий, не ориентируется в учебных заведениях).
В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я", представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности. Такая консультация может затрагивать различные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Например, в ходе консультации, посвященной теме "Темперамент в профессиональной деятельности", профконсультант знакомит слушателей с понятием "темперамент", его типами, характерными для каждого типа свойствами. Желательно выяснить, задавая вопросы, уровень и качество информированности клиентов по теме консультации. Затем консультируемые могут определить свои темпераментные характеристики (уровень интроверсии и экстраверсии и нейротизма) с помощью личностного опросника Айзенка. На заключительном этапе обсуждается влияние темпераментных характеристик на успешность профессиональной деятельности, их роль в формировании индивидуального стиля деятельности.
Для изучения интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов в ходе групповой консультации используются известные методики: "Карта интересов" (приложение 17), "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) (приложение 16).
Диагностика отдельных профессионально важных качеств проводится в группах консультируемых, имеющих однородную профессиональную направленность. Профконсультант знакомит аудиторию с профессиограммой интересующей профессии, дает характеристику важных для нее качеств (психограмму) и предлагает консультируемым проверить у себя уровень развития некоторых наиболее важных из них. Например, группе консультируемых, ориентированных на операторские профессии, можно предложить проверить объем кратковременной памяти, устойчивость и распределение внимания. Если у кого-то получились низкие результаты, профконсультанту следует смягчить ситуацию, предостеречь от поспешных выводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальную консультацию.
Развивающая групповая консультация предусматривает прежде всего применение активных методов работы в группе. К ним откосятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.
Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что особенно важно в юношеском возрасте, когда реальный опыт еще невелик. Такая форма работы создает условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии. Наиболее доступны для проведения игры, моделирующие профессии типа "человек - человек". От профконсультанта как ведущего требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам, хорошее распределен внимания для контроля излишней активности или пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников с ведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи.
Использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения, повысить психологическую культуру, овладеть новыми способами общения. Наиболее эффективным методом решения этих задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки ведущих тренинг психологов.
Примером упражнения, которое может использоваться в процессе групповой консультации, является игра "Ассоциация": один из участников (по желанию) выходит из комнаты, остальные загадывают какую-нибудь профессию; вернувшийся должен угадать ее, задавая каждому вопрос, с чем она ассоциируется у него (цвет, музыка, мебель, одежда и т. д.). Эту игру целесообразно включать в консультацию при ознакомлении с темой "Профессиограмма".
Хорошо зарекомендовали себя в качестве активизирующего средства групповые карточные игры, разработанные Н. С. Пряжниковым, например "Карьера", "Или - или", которые также могут использоваться во время группового консультирования. Карточная игра делает процесс консультирования увлекательным. Благодаря наглядности консультируемый освобождается от запоминания громоздкой информации, более продуктивно и творчески мыслит. Освоить технологию проведения карточных игр можно по соответствующей литературе.
Наряду с играми и упражнениями консультант может использовать развивающий потенциал диагностических методик, особенно направленных на исследование познавательных свойств. Например, методики, выявляющие уровень развития пространственных представлений, конструктивных способностей ("Компасы", "Сложение фигур", субтесты 7 и 8 из теста Амтхауэра) одновременно способствуют его повышению.
Выбор конкретных развивающих процедур зависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли сравнить свои эмоциональные переживания и поведение с эмоциями и поведением других участников, что способствует развитию адекватной самооценки (Климов Е.А. 1998).