Брагина н.в., макаров в.и., богач е.в.
Брагина Н.В., Макаров В.И., Богач Е.В.
Психологические основы профориентации
Учебное пособие
Луганск 2008
УДК
ББК
Рецензенты: Горошкина Е.Н.,доктор педагогических наук, профессор Луганского государственного педагогического университета им.Тараса Шевченко
Бобырь А.В., кандидат психологических наук, доцент Луганского государственного педагогического университета им.Тараса Шевченко.
Брагина Н.В., Макаров В.И., Богач Е.В. Психологические основы профориентации: учебное пособие. – Луганск, 2008
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Психологические основы профориентации». Книга также адресована подросткам, юношам и родителям в помощь при выборе профессионального пути и как максимально избежать ошибок при этом выборе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...
I. Жизненная и временная перспективы и профессиональное
самоопределение
I.1.Жизненная перспектива………………………………………………………..
I.2.Жизненные цели………………………………………………………………..
I.3.Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение..
I.4.Возможные вариации взросления……………………………………………..
П. Психологические предпосылки выбора профессии
П.1.Мотивация и потребности…………………………...………………………..
П.2.Интересы и склонности……………………………………………………….
П.3.Что такое успешный выбор профессии? …………………………………….
П.4.Направленность выбора……………………………………………………….
П.5.Ошибки при выборе профессии………………………………………………
Ш. Классификация профессий
Ш.1.Первый ярус классификации – типы профессий…………………………...
Ш.2.Второй ярус классификации – классы профессий………………………….
Ш.3.Третий ярус классификации – отделы профессий………………………….
Ш.4.Четвертый ярус классификации – группы профессий……………………..
IV. Понятие профпригодности …………………………………………………..
V. Профконсультирование
V.1.Основные принципы работы профконсультанта....………………………....
V.2.Групповое профконсультирование…………………………………………..
V.3.Индивидуальное профконсультирование……………………………………
V.4.Поэтапная схема профконсультирования……………………………………
VI. Инструментарий…………………………………………………………………
I. ЖИЗНЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
I.1. Жизненная перспектива
Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися выпускных классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Почему такая работа представляется столь важной и своевременной в этом возрасте?
Общепринятое представление о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассников, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л.И.Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э.Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И.С.Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим Я (Кон И.С., 1989, с.71-72). Он также отмечает, что не всем легко дается формирование временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э.Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудности и ответственные решения на «потом». По мнению И.С.Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются трудности, обусловленные непростой сегодня социальной ситуацией развития наших детей. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности самому определить цели своей будущей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив и т.п. становится еще более важной.
Здесь существенно и еще одно обстоятельство. Советская система сформировала особый тип личности, одной из важных особенностей которой является принципиальное отсутствие у человека потребности самому выбирать собственные жизненные ценности, самому строить свои жизненные планы, готовность некритично принимать как истинное, как необходимое, как свое то, что дается откуда-то сверху. Эта абулия (отсутствие воли) была мало заметна во времена, когда ценности и цели навязывались сверху, более того, она создавала даже определенный внутренний комфорт. В постсоветский период, когда старая система ценностей рухнула и ушло само «навязывание» целей и ценностей, возникли трудности, прежде всего чисто психологические, связанные как раз с несформированностью потребности и способности к самостоятельной постановке жизненных целей, потребности и способности осуществлять личный, свободный выбор. Практика консультационной работы с подростками и юношами показывает, что одной из наиболее сложных категорий «клиентов» этих возрастов являются молодые люди, которые «ничего не хотят» или «не знают, чего хотят».
Временная перспектива будущего является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства и главным образом стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездейственных фантазий (Дубровина И.В., 2000, с.386).
I.2. Жизненные цели
Известный немецкий психолог, специалист по возрастной психологии Ш.Бюлер, которая рассматривала в качестве главной движущей силы развития врожденное стремление человека к самоосуществлению, убедительно показывала, что полнота самоосуществления, самоисполненности прямо связана со способностью человека становить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. С ее точки зрения, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы или чувство неполноценности, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции личности.
Близкую позицию занимает и знаменитый австрийский психолог, основатель логотерапии В.Франкл. Отсутствие осмысленной цели в жизни он считает одной из причин так называемого ноогенного невроза, проявляющегося, прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте, для описания которой он ввел понятие «экзистенциональный вакуум». Франкл отмечает, что феномен экзистенционального вакуума в последнее время одновременно усиливается и распространяется. Сегодня даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше пациентов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни.
Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности.
В последние годы в психологии растет интерес к проблемам целеполагания, выработки человеком стратегии своей жизни, развития временной перспективы. Разрабатываются как исследовательские и диагностические методики, так и развивающие, тренинговые.
Итак, одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службы занятости (а, особенно, молодежи) - содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием и духовным развитием.
Задача консультанта - помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: "образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами".
Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.
Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу "то, что хорошо для всех, хорошо и для меня".
На процесс профессионального и жизненного самоопределения отрицательно влияет противоречивость ценностных ориентаций, которая обусловливается согласованностью потребностей и интересов личности с возможностями их удовлетворения в рамках профессиональной деятельности. Определить тип ценностных ориентаций по данному критерию можно с помощью методики Е. И. Головахи (приложение 7).
В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих действий (приложение 12,13).
Следующий шаг в построении жизненной перспективы - постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.
Жизненные планы - ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.
Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность.
Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью.
Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.
Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.
Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.
Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.
В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.
Клиентам, достаточно развитым интеллектуально и имеющим высокую мотивацию для совместной работы с консультантом, рекомендуется предложить в качестве задания ответить на ряд вопросов, позволяющих осмыслить наиболее важные цели. Задание по составлению образа будущего поможет осознать жизненную перспективу, определить стратегии поведения и оценить личностные ресурсы. Оно рекомендуется для тех клиентов, у которых имеется определенный жизненный опыт, сформированы профессиональные предпочтения.
Следует учитывать, что на выработку оптимальной жизненной перспективы влияют определенные личностные качества, например внутренний локус контроля, высокий уровень мотивации достижения, отсутствие тревожности и импульсивности. Эти качества имеют достаточно устойчивый характер и формируются на ранних этапах жизни, поэтому консультанту не следует "переделывать" клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача - выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей.
П.1.Мотивация и потребности
(Грецов А.Г.,2005,с124).
Как известно, вода закипает при температуре 100° С, а замерзает при 0° С (разумеется, при нормальном атмосферном давлении). Если нет соответствующих условий, она и не закипит, и не замерзнет. Наличие побудительной силы — это столь же необходимое условие для того, чтобы «закипела» деятельность. Сколько способных людей так никогда и не раскрыли своих способностей из-за отсутствия тех необходимых «градусов» для «закипания»! Кстати, вот интересный факт. Оказывается, хорошо успевающие школьники и студенты отличаются от плохо успевающих не столько по уровню своего интеллекта и других способностей, сколько по своей мотивации. Иными словами, успешно справляется с учебой тот, кто желает учиться и знает, зачем ему это нужно. Тот же, кто учится под влиянием внешних факторов (например, родители заставляют), обычно делает это так себе, даже если способности у него высоки. Это же касается и достижений в профессии: тот, кто заинтересован в работе как таковой, обычно достигает больших успехов, чем тот, кто трудится лишь для того, чтобы заработать на жизнь.
Мотивы— это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Конкретный набор мотивов может быть самым разным, однако можно выделить два общих, довольно универсальных типа мотивации.
С одной стороны, она может быть направлена на достижение успеха: деятельность выполняется с целью достичь чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:
* Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».
* Тренируюсь, чтобы победить па состязании, получить «золото».
*Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусным и романтичным.
С другой стороны, мотивация может бытьнаправлена на избегание неудачи:человек делает что-либо с целью избежать неприятностей, которые настанут, если этого сделано не будет. Скажем:
* Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку.
* Тренируюсь, чтобы не проиграть па соревновании.
* Слежу за поставленной на плиту сковородкой, чтобы не сгорел обед.
Два теста: «Мотивация к достижению успеха» и «мотивация на избегание неудачи» дадут возможность изучить выраженность этих типов мотивации (приложение 18 и 19).
Скорее всего первая мотивация в большей степени приведет к успеху, направляющая человека на достижение успеха и обычно связанная с высокой самооценкой. Она более эффективна, чем такая же по интенсивности мотивация к избеганию неудачи.
Если человек думает о том, как бы избежать чего-то неприятного, у него в сознании волей-неволей возникает образ неудачи. Думаешь «как бы не получить двойку па экзамене» — скорее всего тут же сложится образ, как тебе эту самую двойку ставят. Едешь нароликах, думая, «как бы не упасть», и представляешь, как падаешь. Более того, подобная картина, появившись сначала только в воображении, имеет все шансы превратиться в реальность. Ведь когда мы представляем себе вероятную неудачу, происходит непроизвольное «самопрограммирование» на нее.Думаешь, приступая к работе, что ничего не выйдет, — оно и действительно не выходит! А даже если предполагаемое и не станет реальностью, все равно при фиксации внимания па воображаемом возникнут негативные эмоции — тревога, страх, обида и т.п. А значит, эффективность твоей деятельности окажется ниже, чем могла бы быть, — ведь часть сил уйдет не на дело, а на эти переживания.
Если о будущей профессии думаешь: «Ничего у меня не получится!» - так и вправду не получится Наши фантазии имеют свойство воплощаться в реальность.
Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется схожий механизм, но теперь он работает в нашу пользу. Представляя себе ситуацию достижения, мы «самопрограммируемся» на него. И получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы работать продуктивнее. И при этом возрастают шансы на то, что желаемый нами успех действительно реализуется в жизни. У спортсменов даже есть такое понятие — «идеомоторная тренировка». Желая совершенствоваться в выполнении какого-либо упражнения, часть тренировочного времени они тратят на «фантазии», а именно на то, чтобы во всех деталях воспроизводить в своем воображении удачное выполнение этого упражнения. И это действительно оказывает тренировочный эффект и помогает им воплотить желаемое в действительное.
П.2.Интересы и склонности
(Грецов А.Г.,2005,с136).
Обязательно ли работа должна быть интересной? Всегда ли предпочтение, отдаваемое любимому занятию, гарантирует безошибочный выбор профессии? Люди, по-настоящемузаинтересованные своим делом, трудятся много ис удовольствием, рабочее время для них пролетает незаметно. Такой трудпочти не утомляет, если же усталость инаступает, она сама по себе для человека приятна. В психологии такое состояние, при котором человек полностью отдает себя работе и не замечает усталости,называется состоянием потока.В немчеловек испытывает удовлетворение и даже восторг от того, что делает. И еще от того, что его знания, умения, способности находят применение. Возникает почти физическое чувство роста, совершенствования. Естественно, в такомсостоянии повышается работоспособность, дело спорится, и результативность труда гораздо выше, чем если бы пришлось заставлять себя работать «через силу».
Обычно интерес к профессии связан с факторами такого рода:
* Новизна, необычность,престижность.
* Непосредственная «отдача» от предмета труда: благодарность и радость, исправная работа технического устройства и т. п. (то, что в науке называется «положительная обратная связь»).
* Понимание важности, осмысленности, востребованности работы.
* Познавательная мотивация: профессия как возможность получать новую информацию.
* Изменение, улучшение предмета труда в результате воздействия на него. Многих людей буквально завораживает созерцание того, как из их рук появляется новая вещь.
* Ощущение своей компетентности, мастерства.
Методика «Карта интересов» позволит конкретизировать, в каких из областей сосредоточены твои профессиональные интересы.
От чего больше зависит успешность в освоении профессии — от интереса или от способностей? Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первом месте по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлеченности обучением и работой это вполне удается компенсировать.
Но если речь идет о профессии, где предъявляются жесткие требования к специальным способностям, или если человек ориентирован исключительно на достижения высочайшего уровня, никакой интерес уже не в состоянии компенсировать недостаток способностей. Для мастерской игры па скрипке нужен абсолютный музыкальный слух, а для того чтобы стать олимпийским чемпионом по гимнастике — ярко выраженные двигательные способности (в первую очередь координацию и гибкость). Если этого нет — никакой интерес не позволит добиться таких результатов.
П.4.Направленность выбора
На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:
· знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;
· склонности (интересы, мотивы труда);
· способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
· уровень притязаний и самооценка;
· мнение родителей, семьи;
· мнение сверстников;
· позиции учителей, профессионалов;
· личный профессиональный план — система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере.
А как, собственно, выпускники школ выбирают профессии, на что они при этом ориентируются? Оказывается, выбирается-то зачастую не профессия, а уровень образования или место учебы! Выделяют следующие варианты направленности профессионального выбора.
На профессию.«Хочу быть врачом!» — «А куда поступать будешь?» — «Ну, еще подумаю, где лучше учат икуда у меня больше шансов поступить». Как правило, лучшие специалисты получаются именно из таких людей. Естественно, при том условии, что профессия действительно выбрана ими осознанно, с учетом своих интересов и способностей. Кстати, если раньше молодой человек, поступая в вуз, в большинстве случаев должен был сразу выбрать не только профессию, но и конкретную специальность, то теперь ситуация стала более гибкой. В большинстве вузов идет переход к так называемой многоуровневой системе образования. Человек оказывается привязанным не к конкретной специальности, а выбирает некое направление, например «история» или «филология». В течение четырех лет он проходит довольно широкую подготовку в рамках выбранного направления и получает диплом бакалавра. Потом может продолжить обучение еще Одни год па специалитете или два года в магистратуре, получив подготовку к более конкретному виду профессиональной деятельности.
На уровень образования.Другой вариант выбора места учебы связан с желанием получить образование определенного уровня — обычно высшее, хотя некоторых вполне устраивает исреднее специальное. «Я хочу высшее образование!» — «А где ты его хочешь получать, по какой специальности?» — «Да не суть важно! Все равно по специальности сейчас мало кто работает. Так что пойду туда, где проще и интереснее».В наиболее ярком проявлении такой человек вообще ориентируется, как говорят, «на корочку» — наполучение диплома о высшем образовании. Многие из тех, кто руководствуется подобным принципом, в дальнейшем пополняют ряды студентов-троечников, учатся спустя рукава, лишь бы их вообще не отчислили из вуза. Они редко становятся высококлассными специалистами именно в той области, которую изучают, однако совсем не обязательно, что это помешает им хорошо устроить свою жизнь и успешно выстроить карьеру в других областях. Пример:Помню, в моей институтской группе были дватаких студента, в свое время их чуть не отчислили за неуспеваемость. Психологов из них, конечно, не получилось. Прошлонесколько лет — один из них стал высокопоставленным менеджером в очень известной иностранной фирме, другой — владельцем собственного музыкального салопа. Работой и зарплатой они весьма довольны.
На конкретный институт.«Хочу учиться в Санкт-Петербургском государственном университете!» — «А по какой специальности?» — «Да не знаю пока. На какую поступить смогу...» (Бывает и так: «Не знаю. А что, они там разные есть?») С одной стороны, такую позицию вполне можнопопять: в некоторых вузах существуют весьма прочные традиции подготовкикачественных специалистов, а их дипломы выше ценятся работодателями. Но, с другой стороны,качество образования и дальнейшая востребованность на рынке труда на самом деле зависят от места обучения куда меньше,чем это поройпредставляется. Само но себе обучение в престижном вузе еще не служит гарантией получения качественного образования — важнее твои собственные способности, трудолюбие, желание учиться иработать. Впрочем, если у тебя профессиональные интересы совершенно несформированы и ты вообще не знаешь, кем хочешь быть,вариант выбора «сначала вуз — потом профессия» может оказаться оправданным. Обучение по случайно выбранной специальности в известном и престижном институте все же дает некоторые преимущества по сравнению со столь же случайным обучением где-нибудь «па периферии». Но в более выигрышном положении находится тот, кто в первую очередь ориентируетсяименно на интересующую его профессию и специальность, и лишь во вторую — па конкретное место обучения. Так что если ты нацелен на получение определенной специальности и оказался передвыбором — обучиться в менее престижном вузе или же в более престижном учебном заведении, но по другой специальности, однозначно рекомендую первое.
Итак. Сначала определись с интересующей те5я специальностью. Потом с необходимым для ее освоения уровнем образования (требуется ли высшее или достаточно среднего специального). А уже потом выбирай конкретное место учебы.
Если же для кого-то высшее образование — самоцель,а конкретная профессия или специальность не слишком интересна — лучшевыбирать такую, владение которой принесет пользу и вне привязки к профессиональной деятельности, а обучение ей будет содействовать общеинтеллектуалыюму и личностному развитию. Кстати, очень высокий конкурс на некоторые специальности связан как раз с тем, что люди, осознавая этот факт, идут учиться туда, где дают знания, полезные, с точки зрения обучающихся, для саморазвития, даже если работа но полученной специальности ине входит в дальнейшие жизненные планы этих людей. Так, есть данные, что из числа поступающих на психологические факультеты (а конкурс туда сейчас один из самых высоких) только 1/4 видит свое профессиональное будущее, хоть как-то связанным с психологией.Остальные 3/4 приходят учиться для личного развития, а работать планируют совсем в других сферах. И их вполне можно попять.
А как быть, если ты пока ничего не выбрал и не определился, какую профессию будешь получать и где учиться? Тогда имеет смысл сосредоточить силы па изучении иностранного языка и работе па персональном компьютере.
Это те навыки, которые сейчас обязательно требуются от всех работников, рассчитывающих па трудоустройство в солидную организацию па хороших условиях оплаты. Так что какую бы профессию ты в дальнейшем пи выбрал, они пригодятся тебе и позволят стать более конкурентоспособным па рынке труда. А может, эти области и сами станут твоей профессией, потребность в таких специалистах высока.
Итак. Каковы 6ы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере. В любой профессии пригодится! (Грецов А.Г.,2005,с17).
Ш.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Типы профессий
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий:
1. «Человек – живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»)-Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры - слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. «Человек - человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры - продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. «Человек - знаковая система» («3»). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры - оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. «Человек - художественный образ» («Х»). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Нельзя, конечно, строго распределить по пяти типам большое (многотысячное) множество сложных многопризнаковых объектов, каковым является и все буйно цветущее древо профессий.
Более правилен такой подход к делу - надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он доложен предвидеть динамику погоды. Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их граници ориентироваться на главные, основные группы признаков.
Классы профессий
В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» -распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи). Вот три класса:
1. Гностические_профессии. («Г») (от др. греч. «гнозис»,- знание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек - техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек - человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «Человек - знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек - художественный образ»: искусствовед, театровед.
2. Преобразующие профессии («П»). Примеры в типе «Человек - природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек - техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек - человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, педагог, психолог практик; в типе «Человек-знак»: чертежник, картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «Человек-художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель.
3. Изыскательные профессии («И»). Примеры в типе «Человек - природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «Человек - техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению; в типе «Человек - знак»: программист, математик; в типе «Человек - художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор. Здесь границы между подразделениями (таксонами) классификации также могут быть размыты. Отнесение профессии к тому или иному классу - результат экспертной оценки, а не использования единственно верного «аршина», измерителя. Здесь мы преследуем цель минимального упорядоченья сложных объектов, чтобы их множество сделать удобообозримым. Можете группировать профессии по своему разумению.
Отделы профессий
По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант... и здесь мы все рано или поздно сталкиваемся с «пустой клеткой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художеетвенного изделия? Как не основное - да. Например, контролер художественных изделий может воспользоваться, скажем, лупой. Но, во-первых, «язык не повернется» назвать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» - это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их уже условились называть функциональными). Итак, реальность мира профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация - приблизительное пособие для ориентировки в множестве профессий; большего от нее ждать не следует. Конечно, никому не возбраняется улучшать классификацию.
Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в последнем случае опять видны ограничения любой класси