Понятие науки. Роль науки в современном мире. Наука как система знаний.
Понятие науки. Роль науки в современном мире. Наука как система знаний.
Научное познание, его специфика, уровни и формы. Медицина в системе научного знания.
Возникновение и основные этапы развития науки.
Техника. Определение, этапы развития, взаимодействие с наукой.
Формы личностного знания.
Следуя М. Полани, можно выделить в личностном знании три основные области, характеризующиеся различным соотношением мышления и речи: 1) область неявного знания, словесное выражение которого недостаточно адекватно; 2) область знания, достаточно хорошо передаваемого средствами речи; 3) область «затрудненного понимания», где между содержанием мышления и речевыми средствами имеется несогласованность, которая мешает выразить содержание и его передачу, но эти помехи все же можно более или менее успешно преодолеть.
Самой распространенной формой личностного знания в первой области является непосредственное ознакомление с объектом. Включая объект в сферу своей деятельности, индивид развивает навыки и умения обращаться с ним. Развитие навыков и умений в какой–то области приводит к появлению мастерства. Уровень мастерства может быть различным и плохо подается измерению Для достижения высот мастерства нужно обладать талантом, под которым обычно понимают особую степень развития способностей к определенной форме социальной деятельности; это мастерство «в возможности». Талант (и его высшая форма – гений) позволяет создавать уже не просто искусные изделия, а изделия искусства, остающиеся в веках.
Как элементарные навыки и умения, так и мастерство транслируемы; навык можно освоить, мастерству – научить. Однако вербально – знаковые средства, выполняющие основную функцию, а трансляции научного знания, здесь играют второстепенную роль. На первом месте стоят личный пример учителя – мастера и подражание ученика. Даже наличие социализированного, выраженного в общезначимой языковой форме знания о том, как осуществляется та или иная человеческая деятельность, не устраняет необходимости личного общения, при котором личное знание, существующее в форме навыков и умений, передается другим людям.
Содержание личностного знания, которое образовано путем усвоения «внешнего» знания, выраженного в языке, в отличие от навыков и умений, поддается речевому воспроизведению без особых затруднений. Знание этого типа относится ко второй из указанных выше областей. И здесь главной характеристикой личностного знания является его включение в деятельность. Разрыв между знанием и умением использовать его означает, что знание стало личным, но не личностным.
К третьей области личностного знания принадлежат знания, заключенные в жизненных впечатлениях и переживаниях, совокупность которых составляет неповторимый, интимный мир личности. Они чрезвычайно трудно поддаются трансляции и социализации, да и в значительной мере не являются социально значимые результаты, требует преодоления трудностей, связанных с извлечением их из «личностного контекста», в котором они рождаются, и с внятным изложением на общезначимом языке. Индивид должен уметь оценить объективное значение своих личностных представлений, чтобы понять, стоит ли сообщать их другим, для чего ему нужно отличать их субъективную ценность от объективной.
Техносфера – это синтез естественного и искусственного, созданная человеческой деятельности и поддерживаемая ею для удовлетворения потребностей общества. В литературе более широко распространено понятие «техногенный мир», «индустриальная цивилизация». Понятие техносфера (или техногенный мир) свидетельствует о том, что совокупность материальных средств, практически преобразующей деятельности человека – техника – приобрела системные характеристики и образовала среду, выходящую сегодня из под контроля и за рамки управления создавшего ее человечества.
Техногенный мир (техносфера) позволяет уяснить, что сегодняшняя техника в мировой цивилизации создает новую среду (природу) – квазиприроду, т. е. как бы природу, устойчивую лишь в рамках общественной практики, под надзором и при участии в ее процессах человека. Тем самым формируется симбиоз техники и человека в природе как объективная реальность. Человек сегодня, таким образом, не только действует, работает, но и живет в техносфере. Замещение естественного окружения рукотворным, искусственно преобразованным создает новые реалии бытия. Возникает преображенный материальный мир, мир культуры, образа жизни – «технос».
Таким образом, техносфера (техногенный мир) есть область существования и функционирования технических систем, производственных процессов, в которых соединяется живой и общественный труд человечества. Анализ строения техносферы, воссоединение картины еестановления и развития относится к области истории. Теории техники, что не относится к предмету нашего изучения.
Здесь подчеркну лишь два момента – в истории техники различают внешние и внутренние закономерности развития техники. Первые (внешние) отражают место техники в социально - экономической сфере. Вторые (внутренние) характеризуют развитие техники со стороны ее искусственного устройства (качество техники).
Техника возникла в древнем мире и была связана с магическими действиями и мифологическим миропониманием. Например, Альфред Эспиназа в 19 веке писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как принадлежность культа… Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по –видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был изобретен индусами для разжигания священного огня – операция, производившаяся чрезвычайно быстро и которая совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо, весьма вероятно, было прежде посвящено богам…» Другой историк техники Гейгер полагает, что надо считать самыми древними техническими изобретениями молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами. Исходя из этого, авторы делают вывод, что вся техника древности имела один и тот же характер, она была религиозной, традиционной и местной. В античности мышлении существовало понятие «ТЕХНЕ», включающие практические знания, которые необходимы для дела (практические ремесла). Здесь же существовало понятие, «ЭПИСТЕМЕ», на постижение которого основывается наука (теоретические знания).
Исходным пунктом в философском исследовании развития техносферы является анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда. Существует несколько концепций исторического развития техники. В классическом (марксистском) видении выделяется четыре этапа развития техники:
Орудия ручного труда. Он характеризуется тем, что человек является материальной основой технологических процессов, где орудия труда усиливают его работающие органы.
Машинное производство (механизация). Основой технологического процесса становится машина, а человек дополняет ее лишь своими органами труда.
Автоматизация характеризуется более свободным типом связи с техникой, что позволяет человеку проявить свои творческие способности (управлять машиной).
Компьютеризация производства. Характеризуется тем, что современный человек с рождения попадает в мир техники, пользуется ее услугами во всех сферах общественной жизни. Начиная с 80 – х годов развитие компьютеризации приводит к глубоким изменениям в производстве, общественной системе, науке и культуре, что позволили многим ученым (Д. Белл, О. Тофлер, Н. Моисеева) выдвинуть тезис о переходе к качественному типу общества – «информационному обществу». В данном обществе информация и знания с их точки зрения станут общедоступными, что начнет оказывать определяющее влияние на механизм развития материальной и духовной культуры.
Другая концепция, высказанная американским философом Мамфордом, выделяет три технические эпохи: 1 – зоотехническая – имеет в основе технологию «воды и дерева»; 2 - палеотехническая – вторая половина 18 – середина 20 века – технология «угля и железа»; 3 – неотехническая – использует электричество и химические сплавы.
Третья концепция развития техники представлена Д. Беллом, который выделяет три главные типы технологии производства, которые оказали влияние на социальную организацию общества: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы общества. Первый тип технологического производства связан с использованием пара (паровой двигатель), второй – связан с использованием электричества и химии в промышленности (телеграф, радио, синтетика), , третий – осуществляется благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций. Таким образом, история развития техники, ее влияние на развитие общества и культуры носит сложный характер.
5 вопрос
Научно – технический прогресс оказал огромное влияние на развитие медицины.
Здесь следует подчеркнуть:
Фундаментальные науки (физика, химия, биология), задача которых раскрыть законы определенных форм движения материи, служат базой для всех других наук, использующих фундаментальные знания для практических целей. Физика, химия и биология обогащали медицину на всех этапах ее развития, например, биохимия внесла много нового в изучение человеческого организма; лекарственное лечение болезней, начавшееся с применением природных, преимущественно растительных средств, благодаря успехам химии встала на новую почву, т. е. сейчас большинство лекарственных средств синтетическое; искусственно создаются препараты гормонов и витаминов. Успехи оптики в создании микроскопа в свое время открыли возможность изучения тканей человеческого организма и исследование клеток, а затем различных болезнетворных микроорганизмов. Создание электронной оптики позволило поставить на новый уровень работу цитологии, молекулярной биологии, вирусологии. Открытие рентгеновских лучей, радия, искусственной радиоактивности привело к созданию радиобиологии и медицинской радиологии. Развитие электроники, особенно радиоэлектроники, расширило возможности исследования функций человеческого организма, а создание телеметрической аппаратуры позволяет вести систематические наблюдения за состоянием здоровья (космонавта в полете). Появление кибернетики открыло путь кибернетической диагностики болезней. Открытие лазера расширило возможности микрохирургии. Все это говорит о том, что без успехов в физики не было бы ни микроскопической биологии, микробиологии, цитологии, не было таких методов исследования. Как рентгенодиагностика, эндоскопия, электрокардиография, лучевого лечения опухолей. Благодаря успехам физики и химии биология смогла перейти к молекулярным исследованиям и изучить строение молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты расшифровать генетический код. Молекулярная биология создала новые представления о вирусах, злокачественном превращении клеток, наследственности человека, возможности генной инженерии. Биология стала лидирующей среди естественных наук.
По традиции число фундаментальных наук относят обычно к важнейшей естественной науке. Если, однако, учесть, что человеческая психика и социальные взаимодействия представляют собой качественно своеобразные формы прогрессивного усложнения движущейся материи, то к числу фундаментальных наук с полным правом можно отнести психологию и социологию. Более того, думается, что углубленное изучение психологии и социологии имеет принципиальное значение для решения задачи охраны здоровья людей. Дело в том, что традиционная научная медицина ориентировалась преимущественно на изучении природных оснований человеческого бытия. Данный факт отчасти объясняется тем, что естественнонаучные дисциплины были наиболее развитыми в период становления теоретической медицины. Между тем, организм человека – это еще не весь человек. Человек – существо социальное и его здоровье в уставе медицинской организации здравоохранения определяется как «состояние полного телесного, психического и социального благополучия».
Понятие науки. Роль науки в современном мире. Наука как система знаний.