Идентификация и фальсификация товара


Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Идентификация призвана выполнять несколько функций, среди которых:

· указующая — отождествляет представленный к анализу товар с конкретным наименованием, маркой, типом и т.п.;

· информационная — доводит до потребителей необходимую информацию о товаре;

· подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара, информации, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (подлинность товара);

· управляющая — является элементом системы качества продукции. Регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 «Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ Р ИСО 9000-9004).

Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.
Выделяют три вида идентификации:

1. ассортиментная (видовая);

2. качественная (квалиметрическая);

3. партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).


К методам идентификации относят органолептические и измерительные.
В последние годы для медицинских и фармацевтических товаров актуальной стала проблема фальсификации товаров, в частности J1C. В некоторых странах (Турция, Индия, Пакистан) подделки на фармацевтическом рынке составляют 7—11%, в США этот сегмент составляет 5—7% общего импорта и 2—3% всех продаж JIC.
В России в 1999-2000 гг. количество подделок JIC не превышало 0,05%, однако в настоящее время эта доля возросла до 10—20%; их оборот в стране около 60 млн. долларов.
По данным ВОЗ, 42% подделок приходится на антибиотики. Также подделываются кортикостероиды, анальгетики, антигиста- минные, гормональные, гипотензивные средства, стимуляторы ЦНС.
Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.
Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, т. к. фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации.
Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие виды фальсификации:

· ассортиментная (видовая);

· качественная;

· количественная;

· стоимостная;

· информационная.

Для каждого из этих видов фальсификации характерны свои способы подделки.
Среди существующих сегодня на рынке фальсифицированных JIC выделяют следующие типы:

1. «Препарат-пустышка», в нем не содержится действующей лекарственной субстанции (примерно 50% всех подделок);

2. «Препарат-имитация», в нем действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное;

3. «Измененные лекарства», в них содержится то же действующее вещество, но в больших или меньших количествах;

4. «Препарат-копия» (контрафакт), в них содержится то же вещество, что в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества («качественные подделки»), т. к. не известен производитель.


В связи со сложившейся ситуацией с фальсифицированными JIC на рынке в настоящее время уделяется большое внимание разработке упрощенных методов товароведческого анализа, в частности, это:

· визуальный контроль внешнего вида JIC (упаковка, маркировка и др.);

· упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки);

· метод тонкослойной хроматографии (ТСХ).


Так, в Германии разработан набор реактивов и пластинок ТСХ с возможностью определения 150 веществ. Имеются свои контрольные системы в Японии, США. В России также разрабатываются экспресс-методики для быстрого доказательства подлинности и качества JIC (тонкослойная хроматография и простые качественные химические реакции).

Примерные схемы товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров


Примерная схема товароведческого анализа медицинских изделий

1. Название.

2. Классификационная группа.

3. Назначение.

4. Товарные виды, типоразмеры.

5. Сырье.

6. Конструктивные особенности.

7. Технические требования (проверка качества).

8. Упаковка.

9. Маркировка.

10. Хранение, транспортировка.

11. .Стерилизация, дезинфекция.


Примерная схема товароведческого анализа лекарственных средств

1. Название.

2. Фармакотерапевтическая группа.

3. Основное фармакологическое действие, применение.

4. Код по ОКП.

5. Виды лекарственных форм.

6. Упаковка.

7. Маркировка.

8. Хранение,транспортировка.

9. Проверка качества:


а) при поступлении в оптовое учреждение;
б) при поступлении в розничное учреждение.

10. Цена.

11. Правила отпуска из аптеки.

Наши рекомендации