Упаковка: определение, функции, значение.


Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или в сплетенных из трав корзинах. Восемь тысяч лет назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в числе упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло.
В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров. Однако в последние десятилетия упаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта.
Особенно важна проблема упаковки для ЛС, т. к. ее назначение заключается в обеспечении сохранности изготовленного препарата как в количественном, так и в качественном отношении, что ставит упаковку на одно из важнейших мест в системе показателей, характеризующих качество лекарственных препаратов.

1. Упаковка: определение, функции, значение Термин упаковка имеет несколько, определений и значений:

У паковка - комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и других вспомогательных средств, определяющих потребительские и технологические свойства упаковываемого продукта
Упаковка - процесс упаковывания, т.е. подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации, потреблению
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации).
Основные функции упаковки заключаются в следующем:

· предохранить товары от порчи и повреждений;

· обеспечивать создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;

· обеспечивать создание рациональных единиц для их складирования;

· обеспечивать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;

· быть важным носителем рекламы.

Как видно из перечисленных функций, упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка. Росту значения упаковки способствуют самые разные факторы, в том числе:

1. самообслуживание в торговле — с увеличением числа магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять функции продавца: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре в целом;

2. рост доходов населения — увеличение доходов населения означает, что потребители готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;

3. образ фирмы и образ марки — товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме, к этой марке;

4. возможность для новаторства — новаторство в упаковке может принести большие выгоды. Например, германская фирма «Бишоф и Кляйн» разработала специальную бумагу с покрытием для медицинских инструментов одноразового использования, которое обеспечивает 100% стерильность и надежность. Высоким спросом пользуется также термоусадочная пленка бельгийской фирмы «Хиши пластик», позволяющая очень быстро покрыть флакон с J1C. Повреждение пленки будет означать вскрытие, т.е. нарушение целостности упаковки J1C.


Вместе с тем стоит обратить внимание и на некоторые негативные стороны упаковки:

1. совершенствование упаковки приводит к росту цен на товары, встречаются случаи, когда упаковка стоит больше, чем товар;

2. на упаковку расходуются дефицитные ресурсы, в частности, бумага, алюминий, стекло, что также приводит к увеличению стоимости товара;

3. загрязнение окружающей среды, т.е. экологические аспекты упаковки. Так, например, около 40% всех твердых отходов в США приходится на долю выброшенной упаковки. Это создает большие проблемы с ее уничтожением, требующим затрат труда и энергии, что приводит к загрязнению биосферы.


Иногда в погоне за ростом сбыта фирмы могут на упаковке указать неправильную информацию, вводящую в заблуждение потребителей. Такие приемы считаются недобросовестной конкуренцией. В США в 1966 году конгресс принял закон о приведении достоверной информации о товаре на упаковке и в маркировке. В нашей стране такие требования закреплены в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных документах.

2. Классификация и основные требования к упаковке


В товароведении существуют разные классификации упаковки. Для медицинских и фармацевтических товаров упаковку можно классифицировать по следующим признакам:

1. по назначению

2. по составу

3. по применению


По признаку назначения упаковка подразделяется на потребительскую, транспортную, производственную и консервирующую.
Потребительская упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость. Такая упаковка не предназначена, как правило, для самостоятельного транспортирования, имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.
Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или неупакованной продукции.
Производственная упаковка используется как часть технологии при организации производственного процесса на одном или нескольких предприятиях и не предназначена для реализации продукции в розничной торговой сети.
Консервирующая упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов, изделий, техники, а также опасных отходов (химических, радиоактивных и т.д.).
По составу различают два вида упаковки: тара и вспомогательные упаковочные средства.

Тара является наиболее важным, а иногда и единственным элементом упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде замкнутого или открытого корпуса. Тара осуществляет функции упаковки самостоятельно или и сочетании со вспомогательными упаковочными средствами, которые являются другими элементами упаковки.
К вспомогательным упаковочным средствам, которые используются в потребительской и транспортной упаковке, относятся: упаковачные средства, этикетки, покрытия, обертки, герметизирующие, скрепляющие и амортизирующие элементы, вещества, которые создают защитную атмосферу внутри упаковки.


По признаку применения упаковка подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Упаковка: определение, функции, значение. - student2.ru
Рис. Классификация упаковки по применению.
Первичная (индивидуальная) упаковка предназначается для создания необходимых условий, обеспечивающих длительную сохранность заключенной в ней продукции.
К первичной упаковке относятся: флаконы и банки из стекла с винтовой горловиной, флаконы и банки из дрота, банки из стекла с треугольным венчиком, бутылки для крови и кровезаменителей, полимерные емкости, капсулы, тубы алюминиевые, шприц-тюби- ки разового применения, аэрозольные баллоны с защитным полиэтиленовым или полимерным покрытием на основе поливинилхлорида, пакеты из полимерных материалов или бумаги, пробирки из дрота, металла или пластмассы, контурная тара, завертка брикета (лекарственное растительное сырье) в этикетку-бандероль.
К материалу для первичной упаковки, контактирующему с лекарственным препаратом, предъявляются особые требования:

· газо- и паронепроницаемость,

· химическая индифферентность к лекарственным препаратам,

· прочность,

· стойкость к температурным воздействиям,

· светонепроницаемость,

· барьерная устойчивость к микроорганизмам.


Помимо этих требований, уделяется большое внимание и наличию необходимых потребительских свойств упаковки:

· транспортабельность упаковки (при ношении, перевозке);

· наличие информации о хранении и приеме JIC;

· приятный внешний вид;

· соответствующие размеры, обеспечивающие удобство пользования и комплектность;

· простота уничтожения использованной упаковки или возможность повторного использования упаковки как по прямому назначению, так и в других целях.


Следует сказать о специальных требованиях, таких как:

· контроль первого вскрытия упаковки;

· особое размещение JIC с возможностью многократного использования без нарушения герметичности, стерильности;

· контроль за использованием JIC.


Выбор того или иного вида упаковки в первую очередь диктуется свойствами лекарственного препарата, определяющими характер используемых упаковочных материалов, вид и конструктивные признаки упаковки, исходя из максимального удовлетворения потребительских требований и соблюдения интересов производства.
Вторичная (групповая) упаковка объединяет некоторое количество первичных упаковок и предназначается для обеспечения их сохранности.
Основными функциями вторичной упаковки являются:

1. сохранность первичной упаковки от атмосферных воздействий;

2. возможность наиболее простого, удобного учета и контроля продукции;

3. удовлетворение потребностей потребителей в информации о ЛС.


Виды вторичной упаковки: картонная пачка с инструкцией и наклеенной этикеткой, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки из крафт-бумаги, мешки пленочные из полимерных материалов, обертка бумажная с бандеролью и этикеткой (для предметов санитарии и гигиены).
Третичная или транспортная упаковка предназначена для поставки продукции до мест распределения и реализации. Как правило, до потребителя она не доходит.
Согласно существующим требованиям, транспортная упаковка должна защищать ЛС от воздействия осадков и пыли, солнечного облучения, механических повреждений.
Виды транспортной упаковки: короб из гофрированного картона, ящики деревянные, контейнер, мешки из полимерных материалов, мешки из крафт-бумаги, тканевые.
В практике могут возникать различные варианты, когда используется несколько вторичных упаковок или отсутствует транспортная упаковка, но в большинстве случаев указанная классификация вполне приемлема.
Общие требования к упаковке представлены на рис.
Безопасность упаковки заключается в отсутствии механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека.
Экологическая чистота — это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.
Надежность упаковки — способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.

Упаковка: определение, функции, значение. - student2.ru
Рис. Основные требования к упаковке.

Совместимость — способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров.
Взаимозаменяемость — способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению.
Эстетические свойства упаковки — применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления.
Экономическая эффективность определяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации.

Наши рекомендации