Общая характеристика товароведения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРОВЕДЕНИЯ
1. Определение, предмет, цель, задачи товароведения.
2. Исторический экскурс.
3. Основные знания и умения специалиста в области товароведения.
4. Методы и разделы товароведения.
5. Характеристика дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительные стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства или качества. ’
Общностью и совокупностью свойств товара, устанавливаемых при товароведческой оценке, определяется степень пригодности товара для использования его по назначению и характеризуется его качество.
В настоящее время М.А. Николаевой (1999 г.) предложено более широкое определение:
· Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Под потребительной стоимостью (свойством) понимается способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность.
Потребительная стоимость иначе определяется как полезность товара, его ценность для человека.
Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение» (санскр. veda — знание) и означает знания о товарах.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.
Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможных их изменений на всех этапах товародвижения.
Основные задачи товароведения:
· определение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную стоимость;
· систематизация товаров с применением методов классификации и кодирования;
· управление ассортиментом организации;
· товароведческая характеристика конкретных товаров;
· товароведческий анализ и экспертиза товаров;
· информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя.
Исторический экскурс
Начало обмена одних товаров на другие привело к необходимости познания и оценки свойств товаров. Первые описания товароведческого характера о способах хранения и переработке сельскохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 или 24—79 гг.).
Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения. В дальнейшем преподавание товароведения было организовано в Геттингенском университете (1774 г.), Венском политехническом институте (1866 г.). В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772 г.), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.
В истории товароведения выделяют следующие этапы:
I. этап (XVI — начало XVIII в.) — товарно-описательный (квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами);
II. этап (начало XVIII — середина XX в.) — товарно-технологический (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия);
III. этап (с середины XX в.) — товарно-формирующий (изучаются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью).
В настоящее время товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Товароведческие знания необходимы многим специалистам товаропроводящей сети (товароведам, экспертам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, маркетологам), а также потребителям в объеме, требуемом для профессиональной деятельности и для правильного использования товаров.
Сертификация
С целью подтверждения соответствия товара определенному уровню качества, указанному в НТД, проводится сертификация с выдачей особого документа — сертификата.
Сертификация — это прогрессивное направлёние развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством. В России принят Закон РФ (введен в действие с 01.06.93г.) «О сертификации продукции и услуг».
Сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям международных, национальных стандартов стран-импортеров продукции, государственных стандартов.
Сертификация осуществляется независимой и компетентной организацией. Основные цели сертификации: 1), содействие потребителям в компетентном выборе продукции; 2) защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца; 3) контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества; 4) подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Сертификационные испытания проводятся лабораторией, имеющей аккредитацию в Российской системе сертификации. На основании результатов испытаний выдается протокол испытаний. Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.
Протокол испытаний — это документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.
Для указания соответствия продукции установленным требованиям предназначен специальный технический документ — сертификат соответствия.
Сертификат соответствия — это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Сертификат соответствия выдается на бланке установленной формы желтого цвета с водяными знаками, имеющими три системы защиты; действителен в течение срока годности (хранения, реализации) товаров.
Наряду с сертификатом, соответствие продукции установленным требованиям подтверждает и знак соответствия.
Знак соответствия — это знак, который по правилам, установленным в системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Медицинские и фармацевтические товары подлежат обязательной сертификации.
Обязательная сертификация — это подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям.
Цель обязательной сертификации — создание уверенности у изготовителя и потребителя в том, что сертифицированная продукция безопасна для потребления.
Госстандарт России и другие государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный инспекционный контроль и надзор в области сертифицированной продукции. Суть инспекционного контроля — это контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
В настоящее время вопросы контроля качества JIC находятся в ведении Департамента государственного контроля JIC, ИМН и медицинской техники М3 РФ, основные задачи которого заключаются в следующем:
1. Обеспечение контроля за качеством, эффективностью и безопасностью ЛС.
2. Государственная регистрация Л С и ведение государственного реестра ЛС, производимых на территории России и ввозимых из-за рубежа.
3. Проведение регистрации отпускных цен производителей на J1C, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС.
4. Государственный надзор за соблюдением требований государственных стандартов, фармакопейных статей, технических условий и контроль за обращением ЛС.
5. Борьба с оборотом фальсифицированных Л С.
Для выполнения деятельности по экспертизе медицинской и фармацевтической продукции и последующей ее регистрации разработаны следующие документы:
· «Правила государственной регистрации J1C»
· «Положение об ускоренной процедуре регистрации ЛС»
· ОСТ № 91500.05.001-00 «Стандарты качества ЛС. Основные положения».
М3 РФ разработан комплекс мероприятий по введению в действие с 15.12.2002 г. «Правил проведения сертификации в Системе сертификации ЛС Системы сертификации ГОСТ Р», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 24.05.2002 г. № 36 (зарегистрировано Минюстом России от 29.07.2002 г. № 3556). Эти мероприятия позволяют гарантировать идентичность образцов сертифицируемой продукции, повышают требования к надежности сертификата соответствия и делают возможным количественный учет ЛС, находящихся в обращении.
Исходные сырье и материалы для производства медицинских и фармацевтических товаров.
Современная медицина не может развиваться, не располагая новейшей медицинской техникой — аппаратурой и оборудованием. Конструкторы в содружестве с врачами продолжают работу по усовершенствованию медицинской техники, чтобы диагностика и
лечение были более эффективными, а аппаратура, инструменты, оборудование — более надежными и удобными в практическом применении.
Качество медицинских изделий в значительной степени определяется свойствами тех исходных материалов, из которых они изготовлены. При переработке в изделия материалы не только приобретают необходимую форму, но часто и новые свойства. Поэтому необходимо знать не только свойства исходных материалов, но также методы и возможности их изменения в нужном направлении.
Материалы как исходное сырье для медицинских изделий должны удовлетворять следующим специфическим требованиям:
· биологическая инертность и нетоксичность по отношению к тканям и средам организма, с которыми они соприкасаются;
· возможность асептической обработки без изменения свойств и формы;
· коррозионная стойкость.
Каждый материал обладает определенными механическими, химическими и технологическими свойствами. Они определяются ГОСТами.
К механическим свойствам материала относятся прочность, твердость, упругость, вязкость, пластичность, усталость.
Химические свойства определяются химическим составом материала, что влияет на его свойства и отношение к различным воздействиям.
Технологическими свойствами материалов обусловлены различные приемы их переработки в изделия, при которых возможны значительные изменения свойств.
Механические, химические и технологические свойства материалов тесно взаимосвязаны; от них зависит качество изделия.
Среди факторов, влияющих на качество товаров, важное место отводится качеству исходного сырья, материалов и комплектующих изделий и качеству технологических процессов в ходе производства.
Под сырьем понимают различные вещества и материалы, используемые для производства готовых изделий. Эти вещества и материалы различаются по химическому составу и происхождению. Классификация исходного сырья для производства МФТ представлена на рис.
По химическому составу вещества и материалы делят на неорганические и органические; по происхождению — на природные, искусственные и синтетические.
Рис. Классификация основных видов исходного сырья для производства МФТ.
Из неорганических материалов широко применяются металлы и сплавы на их основе, силикатные материалы и минералы. Недостатком почти всех металлов и изделий из них является то, что они подвергаются коррозии и трудно поддаются обработке.
Силикатные материалы — это соединения кремнезема с другими оксидами. Они бывают природные и искусственные (стекло, фарфор, фаянс).
К неорганическим сырьевым материалам относят также различные минералы, в т.ч. драгоценные (алмаз и др.).
Органические вещества и материалы животного происхождения — это различные белковые вещества: шерсть, шелк, кости и т.д. К материалам растительного происхождения относятся древесина, хлопок, лен, лекарственное растительное сырье. В число синтетических органических веществ и материалов входят каучук и резина на его основе, смолы для получения синтетических волокон (капрон, лавсан), пластмассы.
В ходе технологического процесса получения изделия сырье и материал подвергаются механическим, термическим, физико-химическим и другим видам воздействий, в результате которых формируется качество готовой продукции. При нарушении режимов технологических процессов могут появляться различные дефекты, снижающие качество продукции или приводящие ее в негодность. В связи с этим важно знать, предупредить и устранить такие дефекты на разных этапах технологического процесса.
В медицине
Стекло и керамические материалы представляют собой силикатные соединения кремнезема с другими оксидами, которые характеризуются рядом общих свойств. Они негорючи, хрупкие, твердые, прочные на сжатие, малоэлектропроводные и теплог(роводные, дешевые. В отличие от металлических силикатные материалы более стойки к действию кислот, щелочей и других химических сред.
Из стекла изготовляют лабораторную посуду, тару для упаковки, хранения и транспортировки JIC, очковые линзы, элементы
обычной и волоконной оптики для оптических и медицинских изделий, шприцы, термометры и другие изделия.
Классификация стекла, используемого для медицинских изделий, включает следующие виды:
· медицинское,
· химико-лабораторное,
· оптическое,
· специальное.
Медицинское стекло проверяют на термостойкость, водостойкость, щелочестойкость, а химико-лабораторное — дополнительно и на кислотостойкость.
Стекло варят в специальных печах при температуре 1350— 1600° С, а кварцевое — до 2000° С. Изделия из стекла получают несколькими способами: отливка в формы, штамповкк, прокатка, вытягивание в листы, трубки (дрот), нити, выдувание, прессование, пресс-выдувание. Механическая обработка стекла производится методами разрезания, шлифования. Для снятия внутренних напряжений в изделиях из стекла их медленно охлаждают в специальных тоннельных печах.
Керамические материалы — это фарфор и фаянс, которые получают в результате обжига при высокой температуре смеси глины, кварца и полевого шпата. Изделия после обжига покрывают глазурью.
Для медицинских целей из фарфора и фаянса изготавливают поильники, чашки, судна подкладные, ступки, тигли; для стоматологии — фарфоровые зубные протезы.
Основные понятия процесса хранения: определение, условия, режим, принципы
Хранение — это процесс сбережения медицинских и фармацевтических товаров до их реализации или применения, обеспечивающий неизменность либо минимальное допустимое изменение исходных свойств товара.
Оптимальный результат хранения товаров достигается только при соблюдении условий и режима хранения.
Условия хранения — это совокупность внешних воздействий окружающей среды, связанных с режимом хранения и размещением товаров в хранилище.
Режим хранения — это совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.
Различают климатический и санитарно-гигиенический режим хранения.
Климатический режим хранения включает требования к температуре, относительной влажности, газовому составу воздуха, воздухообмену и освещенности.
Требования санитарно-гигиенического режима хранения — это комплексный показатель, включающий две группы показателей чистоты:
1) показатели, связанные с природой загрязнения (минеральное, органическое, микробиологическое, биологическое);
2. показатели, связанные с местонахождением загрязнения (воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в местах для хранения и транспортных средствах).
Основополагающие принципы хранения товаров представлены на рис.
Непрерывность | |
> | соблюдения |
условии хранения | |
» | Информационное |
обеспечение |
Рис.Основополагающие принципы хранения товаров.
Принцип непрерывности соблюдения условий хранения заключается в том, чтобы установленные требования климатического и санитарно-гигиенического режима соблюдались на всех этапах товародвижения.
Принцип защиты от неблагоприятных внешних воздействий состоит в предохранении товаров от воздействий неблагоприятных климатических и других условий при транспортировке и хранении.
Информационное обеспечение — это доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения.
Систематичность контроля — это обязательное проведение периодического контроля на всех этапах товародвижения как при краткосрочном, так и при длительном хранении.
Принцип экономической эффективности заключается в способности выбранных условий и методов хранения сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.
Основные понятия, цели, задачи и принципы товароведческого анализа
Ввиду отсутствия учебной литературы по предмету «Товароведческий анализ», рассмотрим понятия товарной экспертизы, суть которой можно считать аналогией товароведческого анализа.
Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких либо вопросов, решение которых требует специальных познаний наук, техники, экономики, искусства, торговли и т.д. (Большой экономический словарь, 1997 г.).
Как вид профессиональной деятельности экспертиза применяется с древних времен в различных сферах хозяйства. Но как наука с разработкой методологических основ она стала развиваться только в XX в. Предметом ее является экспертиза потребительских товаров или товарная экспертиза.
Товарная экспертиза — это оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным ее результатом (М.А. Николаева 1998 г.).
При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара:
· ассортиментная (товароведческая),
· качественная,
· количественная,
· стоимостная,
или только их часть.
Товароведческий анализ включает в себя ассортиментную часть товарной экспертизы, в связи с чем в курсе дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» рассматривается анализ потребительских свойств медицинской и фармацевтической продукции.
Экспертная оценка — это совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям, приведенными в НТД.
В связи с вышесказанным целью товароведческого анализа является экспертная оценка специалистом (провизором) комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия НТД и годности к применению в здравоохранении.
Основные задачи товароведческого анализа следующие:
· идентификация товара;
· правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки;
· определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям;
· анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.
При проведении товароведческого анализа должны соблюдаться следующие принципы:
· объективность,
· компетентность,
· независимость,
· системный подход,
· эффективность,
· безопасность товаров.
Объективность предопределяет отсутствие субъективизма (зависимости от эксперта) в экспертной оценке.
Компетентность обуславливается профессиональной подготовкой в области медицинского и фармацевтического товароведения, опытом практической работы.
Независимость соблюдается от любых заинтересованных лиц (производителей, продавцов, потребителей).
Системный подход заключается в обобщении и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы и выдачи заключения.
Эффективность направлена на рациональное использование товаров, оптимизацию товародвижения, сокращение материальных ресурсов и потерь.
Безопасность товаров для потребителей является важнейшим принципом, ради которого проводится экспертиза и анализ. «Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем» (МС ИСО 8402, п.2.8).
Поэтому при проведении экспертизы эксперт обязан учитывать реальную или потенциальную степень вреда, которую могут нанести эти товары здоровью потребителей и окружающей среде.
Примерные схемы товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров
Примерная схема товароведческого анализа медицинских изделий
1. Название.
2. Классификационная группа.
3. Назначение.
4. Товарные виды, типоразмеры.
5. Сырье.
6. Конструктивные особенности.
7. Технические требования (проверка качества).
8. Упаковка.
9. Маркировка.
10. Хранение, транспортировка.
11. .Стерилизация, дезинфекция.
Примерная схема товароведческого анализа лекарственных средств
1. Название.
2. Фармакотерапевтическая группа.
3. Основное фармакологическое действие, применение.
4. Код по ОКП.
5. Виды лекарственных форм.
6. Упаковка.
7. Маркировка.
8. Хранение,транспортировка.
9. Проверка качества:
а) при поступлении в оптовое учреждение;
б) при поступлении в розничное учреждение.
10. Цена.
11. Правила отпуска из аптеки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРОВЕДЕНИЯ
1. Определение, предмет, цель, задачи товароведения.
2. Исторический экскурс.
3. Основные знания и умения специалиста в области товароведения.
4. Методы и разделы товароведения.
5. Характеристика дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительные стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства или качества. ’
Общностью и совокупностью свойств товара, устанавливаемых при товароведческой оценке, определяется степень пригодности товара для использования его по назначению и характеризуется его качество.
В настоящее время М.А. Николаевой (1999 г.) предложено более широкое определение:
· Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Под потребительной стоимостью (свойством) понимается способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность.
Потребительная стоимость иначе определяется как полезность товара, его ценность для человека.
Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение» (санскр. veda — знание) и означает знания о товарах.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.
Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможных их изменений на всех этапах товародвижения.
Основные задачи товароведения:
· определение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную стоимость;
· систематизация товаров с применением методов классификации и кодирования;
· управление ассортиментом организации;
· товароведческая характеристика конкретных товаров;
· товароведческий анализ и экспертиза товаров;
· информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя.
Исторический экскурс
Начало обмена одних товаров на другие привело к необходимости познания и оценки свойств товаров. Первые описания товароведческого характера о способах хранения и переработке сельскохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 или 24—79 гг.).
Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения. В дальнейшем преподавание товароведения было организовано в Геттингенском университете (1774 г.), Венском политехническом институте (1866 г.). В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772 г.), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.
В истории товароведения выделяют следующие этапы:
I. этап (XVI — начало XVIII в.) — товарно-описательный (квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами);
II. этап (начало XVIII — середина XX в.) — товарно-технологический (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия);
III. этап (с середины XX в.) — товарно-формирующий (изучаются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью).
В настоящее время товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Товароведческие знания необходимы многим специалистам товаропроводящей сети (товароведам, экспертам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, маркетологам), а также потребителям в объеме, требуемом для профессиональной деятельности и для правильного использования товаров.