Особенности умственного труда.
Умственная и физическая работоспособность ребенка
Процесс приобретения знаний имеет большое социальное и психологическое значение в жизни человека. С первых дней обучения в школе ребенок начинает реализовывать себя в новой для нее сфере умственного труда.
Распространенное представление об умственном труде как о легком базируется на том, что при нем энергетические затраты (а это один из критериев оценки сложности труда) значительно ниже физические. Впрочем, при умственном труде мозг, который составляет лишь 1,2-1,5% массы тела, потребляет более 20% его энергетических ресурсов. Поток крови к работающему мозгу увеличивается в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя, растет потребление им кислорода и глюкозы. Ухудшаются функции зрительного анализатора - острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность.
Умственной работе присущи и наибольшая степень напряжения внимания: так, во время чтения специальной литературы это напряжение почти вдвое выше, чем при вождении автомобиля по городу, и в 5-6 раз выше, чем при выполнении многих видов механизированные физической работы. Малая подвижность, вынужденная однообразная поза при умственном труде ведут к ослаблению обменных процессов, застойных явлений в мышцах ног, органах брюшной полости.
Вопрос гигиены учебно-воспитательного процесса неразрывно связан с режимом дня детей и подростков, нормы нагрузки учащихся умственным трудом. Поэтому главной задачей школы является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для их работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность детей в течение всего времени учебных занятий, позволили бы оттянуть время наступления усталости и предупреждение переутомления.
Работоспособность- это способность человека развить максимум энергии и, экономически тратя ее, достичь поставленной цели, качественно выполняя умственную и физическую работу. Умственная и мышечная работоспособность тесно связаны с возрастом: все показатели работоспособности увеличиваются в зависимости от роста и развития ребенка. Работоспособность может меняться в течение дня и недели.
Работоспособность не всегда одинакова, и у одного и того же человека может меняться как в зависимости от времени года (сезонные колебания), так и в зависимости от дня недели и времени суток. По колебаниям суточной работоспособности различают "голубей", "жаворонков" и "сов".
"Голуби" характеризуются "двувершинной" кривой динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 час., В 14-15 час.работоспособность уменьшается, а около 17-18 ч. снова растет, снижаясь вечером. "Совы" наиболее продуктивно работают в вечерние часы, а "жаворонки" - наоборот, в утренние.
Годовые темпы роста показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. Если взять такие показатели, как производительность и точность работы, то первый значительно возрастает до 11-13 лет, при минимальном росте второго.
Численно прирост производительности в 13-15 лет уступает точности работы. И в 15-17 лет производительность и точность растут на 14-26%.
В процессе выполнения конкретной работы работоспособность имеет определенные, закономерные колебания. Сначала, когда ученик только начинает работу, работоспособность относительно невысока и постепенно растет. Этот период называется фазой вхождения в работу. Он включает, во-первых, настройки нервных и гуморальных механизмов управления тем или иным видом деятельности; во-вторых, постепенное формирование необходимого стереотипа движений; и, в-третьих, достижения нужного уровня вегетативных функций. У детей, по сравнению с взрослыми, эта фаза несколько короче, что объясняется более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы.
Следующей является фаза оптимальной устойчивой работоспособности. В это время ребенок способен учиться наиболее продуктивно и качественно. Естественно, что продолжительность этой фазы, как и предыдущей, индивидуальная и зависит от возраста, состояния здоровья, уровня тренированности и т. Поскольку работоспособность начинает ухудшаться, развивается фаза утомления. В общем, ученикам всех возрастов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, присущ более низкий уровень умственной работоспособности.
Итак, работоспособность школьников может изменяться в процессе учебной деятельности по определенной схеме. Так, в первой половине учебных занятий у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности происходит после первого урока. К концу 3-го урока показатели ее уменьшаются и становятся еще более низкими в конце 4-го урока.
В соответствии с динамикой показателей работоспособности меняется и поведение учащихся в течение дня. В конце 4-го урока ухудшается внимание, дети смотрят в окно, невнимательно слушают учителя, говорят и даже встают с места. Короткий период возбуждения меняется вялостью; детям трудно сохранить нужную позу, они плохо следят за объяснением учителя.