Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

Лекция 21

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

План

1. Определение готовности детей к обучению в школе.

2. Особенности умственного труда. Умственная и физическая работоспособность ребенка.

3. Утомление, его физиологическая сущность и диагностика. Педагогические основы преодоления ранней усталости.

4. Переутомление как патологическое состояние, меры по ее предупреждению и режим дня школьника.

Основные понятия: готовность к школе, "школьная зрелость", работоспособность, фаза вхождения в работу, фаза оптимальной устойчивой работоспособности, фаза утомления, "охранное" торможения, усталость, ранняя усталость, утомление, утомляемость, переутомление, режим дня.

Литература

1. Богданов Г.П. Школьникам в здоровом образе жизни.- М., 1989.- 192 с.

2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М., 1986.

3. Медико-биологические основы валеологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. П.Д.Плахтия.- Каменец-Подольский Каменец-Подольский государственный педагогический университет, 2000.-С. 128-135.

4. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой.- М., 1988.-272с.

5. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе: Сб. нормативы.документов (Состав. В.В.Горелов) .- М., 1988.- 256с.

6. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) .- СПб., 1997.- 256с.

7. Семашко Н.А. Основные вопросы школьной гигиены // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М., 1988.- С. 156-157.

8. Советов С.Е. и др. Школьная гигиена. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тив.- К .: Высшая школа, 1971.- С. 98-134.

9. Хочу быть здоровым: дел.изд. / Отрощенко П.Г., Мовчанок В.А., Никберг Н.Н. и др.- М., 1991.- 336 с.

10. Эрисман Ф.Ф. Гигиенические требования к расписанию уроков // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М., 1988.- С. 144-149.

11. Эрисман Ф.Ф. Переутомление, мозговое переутомление учащихся // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М. 1988.- С. 149-156.

1. Определение готовности детей к обучению в школе

Проблема определения готовности ребенка к обучению в школе была и остается достаточно актуальной. Начало обучения в школе является для него переломным моментом жизни, который вызывает изменение стереотипов, выработанных в дошкольных учреждениях и семье. Длительные и систематические учебные занятия, значительная статическая нагрузка, требования режимного и дисциплинарного характера, привыкание к жизни и общению в коллективе, постоянное оценивание педагогами его знаний и поведения - все это сопровождает первоклассника от начала его пути к получению среднего образования.

Первые 2-3 месяца обучения являются тяжелыми практически для всех учащихся, независимо от уровня их физического и психического развития. Иногда даже наблюдается такое состояние, которое трактуется врачами как адаптационная болезнь. Некоторые исследователи описывают состояние, в котором находится ребенок первого года обучения в школе как "школьный стресс" или "школьный шок". Поводом для таких выводов реакция детского организма переживает период интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в этот период, на необычные влияния школьного окружения.

Задача учителя - облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, то есть уменьшить степень нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольного жизни к школьному. Затем, по мере завершения периода адаптации, большинство детей привыкает к новым условиям и более или менее успешно овладевает учебной программой. Однако часть первоклассников (по данным разных исследователей их от 10 до 20%) или не справляется с учебными задачами, пополняя ряды неуспевающих учеников, или справляется, но чрезвычайно напрягая физические и психические силы. Особого внимания педагогов и родителей нуждается именно последняя категория, ведь дети, которые входят в нее достигают успехов ценой здоровья. Зачастую это приводит к нервному истощению, а иногда и к неврозу.

Как же узнать готов ли ребенок к школе, или "созрел" он для нее? Заметим, что в последнее время в начальных классах достаточно остро стоит проблема школьной зрелости. Большинство специалистов сходятся во мнении, что школьная зрелость - это такой уровень физического и психоэмоционального развития ребенка, который приходит в первый класс, который позволит ему без вреда для здоровья справиться с требованиями, которые предъявляются школой.

Следует отметить, что ранний возраст ребенка, с которым совпадает начало школьного обучения, нельзя считать основной причиной недостаточной школьной зрелости. Научные исследования дают основание считать, что у значительной части детей 6-летнего возраста основные физиологические системы достаточно зрелыми и готовыми к условиям обучения. Переход к систематическому обучению, по мнению психологов, стимулирует дальнейшее развитие психики ребенка, его познавательной и личностной сферы.

Однако дети одного календарного возраста могут существенно отличаться по уровню морфофункциональной зрелости. Поэтому при поступлении в школу необходимо учитывать не только их календарный, но и биологический возраст.

Большинство исследователей проблемы школьной зрелости сходятся во мнении, что до начала систематического обучения в школе ребенок должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь развитую образную речь, достаточный запас слов, умение строить распространенные предложения;

2) не иметь выраженнных дефектов звукопроизношения;

3) иметь достаточный уровень развития произвольного внимания, то есть способность сосредоточиться на одном предмете, на выполнении одной задачи;

4) необходимую для обучения письму развитие моторики мелких мышц кисти рук;

5) соответствующий возрасту уровень физического развития, определяется по показателям роста соответственно табличным данным, прироста длины тела за последний год, количеством постоянных зубов;

6) отсутствие хронических заболеваний и других значительных нарушений в состоянии здоровья.

На современном этапе научно обосновано использование таких критериев готовности ребенка к систематическому обучению:

° зрелость формы тела, которая проявляется ется в показателях физического развития;

° уровень развития речи;

° успешность выполнения теста Керна-Иразека;

° дозированная во времени (2 мин.) работа с фигурными таблицами;

° психофизический рейтинг.

В нашей стране достаточно распространенный тест А.Керна в модификации И.Иразека, более известный как тест Керна-Иразека. Он позволяет создать общее впечатление об уровне психического развития ребенка, а именно: степень зрелости сенсомоторики, уровень координации пальцев рук, подвижность нервных процессов и т. Тест состоит из трех заданий: нарисовать фигуру человека; скопировать десять нарисованных точек, расположенных друг от друга на одинаковом расстоянии по вертикали и горизонтали; воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов, перерисовав какую – то простую фразу вроде "Он ел суп", "Спи, ибо время" и др.

Дети, которые готовы к обучению в школе должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем и конечностями, изобразив детали - нос, уши, глаза, рот, волосы, шею, пальцы; точно скопировать десять точек, доведя тем самым способность к подражанию; написать фразу, воссоздав при этом штрихи букв, их наклон и поставив точку в конце фразы.

Каждое задание оценивается по 5 бальной системе: от 1 до 5. Причем 1 - это лучшая оценка, 5 - самая плохая. Уровень "зрелости" определяется по суммарному количеству баллов, которое получит ребенок, выполнив все три задачи. Детей, которые получили от 3 до 5 баллов, считают готовыми к систематическому обучению; оценка 6-8 баллов указывает на необходимостьи более пристального внимания к таким детям в процессе обучения, хотя они также считаются готовыми к школе (так называемые "среденезрелые" дети). Оценка 9 и более баллов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.

В баллах: 1 - фигура имеет следующие элементы: голову, глаза, уши, нос, рот, волосы, туловище (с одеждой), шею, конечности с пальцами;

2 - фигура может не иметь отдельных элементов: волос, пальцев;

- 3 - при изображении фигуры допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев; 4 - примитивное изображения фигуры;

5 – головоногая фигура.

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. - student2.ru

Задача 2. Скопировать 10 точек.

В баллах: 1 - полное сходство, допускается лишь небольшое отклонение отдельных точек или всего столбика с трех точек, общий рисунок не должен быть снижен более чем вдвое; 2 - количество точек должно соответствовать образцу, допускается отклонение трех точек в вертикальном или горизонтальном направлении более чем на половину расстояния между ними; 3 - воспроизведено общее сходство, но количество точек не соответствует образцу, оно не должно превышать 20 и быть меньше 7, допускается поворот рисунка на 180 градусов; 4 - сходства нет, изображение состоит из отдельных точек, размеры и количество точек не соответствуют образцу; 5 – абсолютное несоответствие.

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. - student2.ru

Задача 3. Воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов.

В баллах: 1 - буквы соответствуют образцу или отличаются по размером не более, чем вдвое, прописная буква выше, между словами есть расстояние, наклон букв вправо не превышает 30 градусов; 2 - фразу можно прочитать, но нет единого наклона букв; 3 - изображены правильно не меньше, чем 4 буквы; 4 - набор штрихов; 5 - сбивчивое изображение.

Кроме описанного выше довольно популярен "филиппинский" тест определения школьной зрелости. Ребенка просят достать правой рукой левое ухо, причем рука должна охватывать голову сверху. Если ребенок хорошо справляется с задачей, то есть пальцы руки получают уши и при этом положение головы остается прямым, это свидетельствует о достаточной "зрелости" и готовности ребенка к систематическому обучению. Когда ребенок не может дотянуться рукой к уху или наклоняет голову, чтобы выполнить задачи, тогда говорят о неполной готовности ребенка к школьному обучению. Очевидно, что тест прост в использовании и может быть применен не только психологами или педагогами, но и родителями.

Лекция 21

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

План

1. Определение готовности детей к обучению в школе.

2. Особенности умственного труда. Умственная и физическая работоспособность ребенка.

3. Утомление, его физиологическая сущность и диагностика. Педагогические основы преодоления ранней усталости.

4. Переутомление как патологическое состояние, меры по ее предупреждению и режим дня школьника.

Основные понятия: готовность к школе, "школьная зрелость", работоспособность, фаза вхождения в работу, фаза оптимальной устойчивой работоспособности, фаза утомления, "охранное" торможения, усталость, ранняя усталость, утомление, утомляемость, переутомление, режим дня.

Литература

1. Богданов Г.П. Школьникам в здоровом образе жизни.- М., 1989.- 192 с.

2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М., 1986.

3. Медико-биологические основы валеологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. П.Д.Плахтия.- Каменец-Подольский Каменец-Подольский государственный педагогический университет, 2000.-С. 128-135.

4. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой.- М., 1988.-272с.

5. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе: Сб. нормативы.документов (Состав. В.В.Горелов) .- М., 1988.- 256с.

6. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) .- СПб., 1997.- 256с.

7. Семашко Н.А. Основные вопросы школьной гигиены // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М., 1988.- С. 156-157.

8. Советов С.Е. и др. Школьная гигиена. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тив.- К .: Высшая школа, 1971.- С. 98-134.

9. Хочу быть здоровым: дел.изд. / Отрощенко П.Г., Мовчанок В.А., Никберг Н.Н. и др.- М., 1991.- 336 с.

10. Эрисман Ф.Ф. Гигиенические требования к расписанию уроков // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М., 1988.- С. 144-149.

11. Эрисман Ф.Ф. Переутомление, мозговое переутомление учащихся // Книга о здоровье / Под ред. Ю.П.Лисицына.- М. 1988.- С. 149-156.

1. Определение готовности детей к обучению в школе

Проблема определения готовности ребенка к обучению в школе была и остается достаточно актуальной. Начало обучения в школе является для него переломным моментом жизни, который вызывает изменение стереотипов, выработанных в дошкольных учреждениях и семье. Длительные и систематические учебные занятия, значительная статическая нагрузка, требования режимного и дисциплинарного характера, привыкание к жизни и общению в коллективе, постоянное оценивание педагогами его знаний и поведения - все это сопровождает первоклассника от начала его пути к получению среднего образования.

Первые 2-3 месяца обучения являются тяжелыми практически для всех учащихся, независимо от уровня их физического и психического развития. Иногда даже наблюдается такое состояние, которое трактуется врачами как адаптационная болезнь. Некоторые исследователи описывают состояние, в котором находится ребенок первого года обучения в школе как "школьный стресс" или "школьный шок". Поводом для таких выводов реакция детского организма переживает период интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в этот период, на необычные влияния школьного окружения.

Задача учителя - облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, то есть уменьшить степень нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольного жизни к школьному. Затем, по мере завершения периода адаптации, большинство детей привыкает к новым условиям и более или менее успешно овладевает учебной программой. Однако часть первоклассников (по данным разных исследователей их от 10 до 20%) или не справляется с учебными задачами, пополняя ряды неуспевающих учеников, или справляется, но чрезвычайно напрягая физические и психические силы. Особого внимания педагогов и родителей нуждается именно последняя категория, ведь дети, которые входят в нее достигают успехов ценой здоровья. Зачастую это приводит к нервному истощению, а иногда и к неврозу.

Как же узнать готов ли ребенок к школе, или "созрел" он для нее? Заметим, что в последнее время в начальных классах достаточно остро стоит проблема школьной зрелости. Большинство специалистов сходятся во мнении, что школьная зрелость - это такой уровень физического и психоэмоционального развития ребенка, который приходит в первый класс, который позволит ему без вреда для здоровья справиться с требованиями, которые предъявляются школой.

Следует отметить, что ранний возраст ребенка, с которым совпадает начало школьного обучения, нельзя считать основной причиной недостаточной школьной зрелости. Научные исследования дают основание считать, что у значительной части детей 6-летнего возраста основные физиологические системы достаточно зрелыми и готовыми к условиям обучения. Переход к систематическому обучению, по мнению психологов, стимулирует дальнейшее развитие психики ребенка, его познавательной и личностной сферы.

Однако дети одного календарного возраста могут существенно отличаться по уровню морфофункциональной зрелости. Поэтому при поступлении в школу необходимо учитывать не только их календарный, но и биологический возраст.

Большинство исследователей проблемы школьной зрелости сходятся во мнении, что до начала систематического обучения в школе ребенок должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь развитую образную речь, достаточный запас слов, умение строить распространенные предложения;

2) не иметь выраженнных дефектов звукопроизношения;

3) иметь достаточный уровень развития произвольного внимания, то есть способность сосредоточиться на одном предмете, на выполнении одной задачи;

4) необходимую для обучения письму развитие моторики мелких мышц кисти рук;

5) соответствующий возрасту уровень физического развития, определяется по показателям роста соответственно табличным данным, прироста длины тела за последний год, количеством постоянных зубов;

6) отсутствие хронических заболеваний и других значительных нарушений в состоянии здоровья.

На современном этапе научно обосновано использование таких критериев готовности ребенка к систематическому обучению:

° зрелость формы тела, которая проявляется ется в показателях физического развития;

° уровень развития речи;

° успешность выполнения теста Керна-Иразека;

° дозированная во времени (2 мин.) работа с фигурными таблицами;

° психофизический рейтинг.

В нашей стране достаточно распространенный тест А.Керна в модификации И.Иразека, более известный как тест Керна-Иразека. Он позволяет создать общее впечатление об уровне психического развития ребенка, а именно: степень зрелости сенсомоторики, уровень координации пальцев рук, подвижность нервных процессов и т. Тест состоит из трех заданий: нарисовать фигуру человека; скопировать десять нарисованных точек, расположенных друг от друга на одинаковом расстоянии по вертикали и горизонтали; воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов, перерисовав какую – то простую фразу вроде "Он ел суп", "Спи, ибо время" и др.

Дети, которые готовы к обучению в школе должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем и конечностями, изобразив детали - нос, уши, глаза, рот, волосы, шею, пальцы; точно скопировать десять точек, доведя тем самым способность к подражанию; написать фразу, воссоздав при этом штрихи букв, их наклон и поставив точку в конце фразы.

Каждое задание оценивается по 5 бальной системе: от 1 до 5. Причем 1 - это лучшая оценка, 5 - самая плохая. Уровень "зрелости" определяется по суммарному количеству баллов, которое получит ребенок, выполнив все три задачи. Детей, которые получили от 3 до 5 баллов, считают готовыми к систематическому обучению; оценка 6-8 баллов указывает на необходимостьи более пристального внимания к таким детям в процессе обучения, хотя они также считаются готовыми к школе (так называемые "среденезрелые" дети). Оценка 9 и более баллов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.

В баллах: 1 - фигура имеет следующие элементы: голову, глаза, уши, нос, рот, волосы, туловище (с одеждой), шею, конечности с пальцами;

2 - фигура может не иметь отдельных элементов: волос, пальцев;

- 3 - при изображении фигуры допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев; 4 - примитивное изображения фигуры;

5 – головоногая фигура.

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. - student2.ru

Задача 2. Скопировать 10 точек.

В баллах: 1 - полное сходство, допускается лишь небольшое отклонение отдельных точек или всего столбика с трех точек, общий рисунок не должен быть снижен более чем вдвое; 2 - количество точек должно соответствовать образцу, допускается отклонение трех точек в вертикальном или горизонтальном направлении более чем на половину расстояния между ними; 3 - воспроизведено общее сходство, но количество точек не соответствует образцу, оно не должно превышать 20 и быть меньше 7, допускается поворот рисунка на 180 градусов; 4 - сходства нет, изображение состоит из отдельных точек, размеры и количество точек не соответствуют образцу; 5 – абсолютное несоответствие.

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. - student2.ru

Задача 3. Воспроизвести незнакомую комбинацию штрихов.

В баллах: 1 - буквы соответствуют образцу или отличаются по размером не более, чем вдвое, прописная буква выше, между словами есть расстояние, наклон букв вправо не превышает 30 градусов; 2 - фразу можно прочитать, но нет единого наклона букв; 3 - изображены правильно не меньше, чем 4 буквы; 4 - набор штрихов; 5 - сбивчивое изображение.

Кроме описанного выше довольно популярен "филиппинский" тест определения школьной зрелости. Ребенка просят достать правой рукой левое ухо, причем рука должна охватывать голову сверху. Если ребенок хорошо справляется с задачей, то есть пальцы руки получают уши и при этом положение головы остается прямым, это свидетельствует о достаточной "зрелости" и готовности ребенка к систематическому обучению. Когда ребенок не может дотянуться рукой к уху или наклоняет голову, чтобы выполнить задачи, тогда говорят о неполной готовности ребенка к школьному обучению. Очевидно, что тест прост в использовании и может быть применен не только психологами или педагогами, но и родителями.

Наши рекомендации