Теории, модели и школы консультирования
Как указывается в специальной литературе, существует от 200 до 400 подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:
1. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму).
2. Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.
3. Психоанализ.
Билет 9
Вопрос 1. Методики, направленные на исследование мышления: примеры методик и квалификация возможных нарушений при их применении.
Классификация предметов.
1. Исследование процессов обобщения и абстрогирования, анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.
Предложена Гольдштейном. Видоизменен Выготским, Зейгарник.
2. Колода из 68 карточек (предметы и живые существа).
Иногда нужно дать какую-либо мотивировку.
Инструкция: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит».
1. Этап 1. «Глухая» инструкция.
2. Этап 2. После того как больной выкладывает 15-20 карточек. «Надо объединить все по сортам, чтобы им можно было назвать одним названием».
3. Этап 3. «Теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, должно получится всего 3 группы».
3. При олигофрении – трудность в объединение группы измерительных приборов.
Склонность к конкретному мышлению – объединяет бабочку с цветком (т.к. бабочка садиться на цветок).
При эпилепсии, ремиссия при шизофрении – склонность к детализации (посуда чайная, посуда кухонная).
При сосудистых заболеваниях и иных органических поражений мозга – наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, о сужении объема их внимания.
При шизофрении, при органических заболеваниях, или просто в период какого-либо легкого неблагополучие – на 2-м этапе складывают одни группы чрезвычайно обобщенно, а другие – детально.
Шизофреники – разноплановость, причудливость рассуждения больных (железные, деревянные предметы, синие и пр.) – пытаются это обосновать логически.
Умственное недоразвитие– не могут найти общее понятие для обозначения группы, которая правильно собрана.
Шизофрения, малокультурные, но желающие произвести впечатление психопаты – придумывают причудливые названия, аграмматические названия.
При конкретности мышления, затруднение процессов абстрогирования - справляются со 2 этапов, не справляются с 3-м.
Шизофрения, интеллектуальная сохранность, сужение объемов внимания и сниженной работоспособности – затрудняет обилие карточек на 2-м этапе, а в 3-м, где материала меньше абстрогирование больше.
При шизофрении, при паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков (нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке) – не критичность к себе и к замечанием экспериментатора.
Важно реакции больных на похвалу и порицание.
Психопаты реагируют на похвалу и мобилизуют все свои психические ресурсы.
Аггравирующие (преувеличение больным какого-либо симптома или болезненного состояния) при психиатрической экспертизе похвале начинают работать хуже.
Реплики экспериментатора должны быть скупыми, односложными.
Исключение предметов.
1. Исследование аналитико-синтетической деятельности, умение строить обобщения, выявляет работоспособность, устойчивость внимания, требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.
2. Наборы карточек по 4 предмета. От легких до тяжелых. Показывать в порядке возрастающей сложности.
Если ответ больного неправилен и экспериментатор задает наводящий вопрос, то и вопрос и ответ больного записывается.
3. Методика представляет собой моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении.
При глубокой степени слабоумия или расстройством сознания – не понимает инструкции (решают 3-4 задачи).
Дети - олигофрены – иногда удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживаются.
Шизофрения – обобщение по слабым признакам – процесс обобщения не нарушен, но обобщение происходит по латентному признаку.
Методика Выготского - Сахарова.
1. Исследует: способности формировать понятия, особенности его эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений.
2. Набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур», «лаг».
Пользоваться при исследовании больных со средним и высшим образованием.
3. Перед больным на столе раскладываются беспорядочно все фигурки надписями книзу, так что ни одна надпись больному не должна быть видна. Полоска стола перед самим больным не должна быть видна.
«Все эти фигуры различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или одного сорта. Вотя вам открою одну фигурку, видите есть здесь надпись «цев». Вы должны узнать какие еще фигуры относится к этому сорту и поставить рядом с этой фигурой. Вы должны предполагать какие фигуры относятся к этому виду и выкладывать. Переворачивать их могу только я. В одной группе фигурок должно быть 5-6. После того как больной выложил фигурки экспериментатор переворачивает одну из них. А все остальные фигурки ставит на место, не переворачивая. Испытуемый должен догадаться по какому признаку выделяются ряды.
Настоящий признак – размер.
4. Если больной в 3-4 хода, логично рассуждая, справляется с заданием – то больному доступны сложные абстракции и логические умозаключения.
Этот проба иногда помогает отвергнуть вывод о слабоумие больного.
Важно какие признаки больной считает возможными использовать.
При шизофрении – часто группируют фигурки по редко встречающимся, необычным, слабым признакам (по звукопроизносимости «цев», по вкусу фигур, по материалу и пр.)
У шизофреников – не удается установление комплексных ситуационных связей. (Выготский, другие авторы опровергают).
Существенные признаки.
1. Исследуется логичность суждений, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипынх задач.
2. Бланки с напечатанным текстом задач.
Из 5 слов надо выбрать два слов, обозначающих неотъемлемые признаки, написанного крупным шрифтом предмета, т.е. то, без чего он не может быть.
3. Методика выявляет некритичность и ненаправленность мышления.
Может выявлять резонерские, путанные рассуждения больных – аморфность, расплывчатость их мышления.
Слабость абстрогирования выявляется, когда экспериментатор начинает обсуждать с больными решение.
Простые аналогии.
Исследуется понимание логических связей и отношений между понятиями, умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждения при решении длительного ряда разнообразных задач.
Если больной не усваивает инструкцию за 3-4 примера, то это дает основании думать, что его интеллектуальные процессы затруднены.
При утомляемости больных, при хрупкости мышления органического и шизофренического генеза происходит неустойчивость процессов мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций. (больной решает 3-4 задачи неправильно, а потом решает все правильно).
При органической слабости больные сразу спохватываются и исправляют ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами.
Шизофреники не поддаются коррекции (тк ошибки больного обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью, ненаправленностью ассоциаций), выражается расплывчатость мышления (путаются в словах разных задач).
При паралитических синдромах (психопатологический синдром, характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения, нарушениями критичности и поведения, глубоким распадом личности) – беззаботность, некритичность, непроизвольность мышления.
Сложные аналогии.
Исследуется: в какой мере доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Провоцирует появление резонерства у больных, склонных к нему.
Разработана Коробковой.
Задача: Подобрать к паре слову, пару слов с такой же причинно-следственной связью.
При шизофрении – соскальзывание, внешних паралогичных умозаключений, т.е. растекаемости мышления.
Анализ результатов основывается на их обоснованиях выбранных связей.
Сравнение понятий.
1. Выявление процесса анализа и синтеза.
2. 8-10 пар для сравнения.
Чем похожи и чем отличаются понятия.
3. Склонность к конкретному мышлению, слабость в обобщении.
При шизофрении сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, стандартным признакам.
При шизофрении – соскальзывание с инструкции.
Соотношение пословиц, метафор и фраз.
Выявляется понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцировать, целенаправленность суждений больных.
Разработана Зейгарник.
«Положите рядом с пословицей соответствующую по смыслу фразу».
Олигофрены – конкретность и поверхностность мышлений.
Больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга – диффузность инеопределенность суждений.Шизофреники – соскальзывание, паралогические суждения.
Заполнение пропущенных в тексте слов (тест Эббингауза).
Выявление критичности больных.
Учитывается: скорость в подборе слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста, критичность больного.
Объяснение сюжетных картин.
Исследование сообразительности больных, их умение выделять существенное из деталей, эмоционального отклика.
Разные по сложности, красочности и выразительности картины.
Апатичные, больные с паралитическим и депрессивным синдромом – смотрят небрежно и без интереса.
Депрессивные больные отвечают скупо, односложно, с паузами, но с пониманием сюжета.
Больные с паралитическим слабоумием отвечают наобум, высказывая, неправильные, нелепые сюжеты по случайным деталям.
У олигофренов – затруднено понимание, неправильно понимают перспективное соотношение, плохо понимают мимику изображенных людей, медленно обозревают картину в целом.
У эпилептиков – не скоро доходят до объяснения существенного в сюжете картинки, так как они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.
При шизофрении – понимание затруднено редко, но они часто по бредовому толкуют содержание, рассматривая картинку как намек на свои болезненные переживания.
Установление последовательности событий.
Выявление сообразительности больных, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Бернштейн.
3-6 серрии сюжетных картин, на которых изображены этапы какого-либо события.
2 попытки. После второй попытки экспериментатор рассказывает сам связь картинок.
Если 3-я попытка удалась, можно предложить другую серию собрать.
При глубоком слабоумии, паралитических синдромах – не считаются с критическими замечаниями, т.е. выявляется некритичность мышления.
Сосудистые и иные астении органического генеза – доступно суждение лишь по 3-м карточкам (сокращенная программа).
Олигофрены, больные с органическими заболеваниями мозга – интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмышления (справляются только с легкими сериями).
Инертности психических процессов при органических заболеваниях мозга в детском и старческом возратсе – постоянно повторяют один и тот же расклад картинок.
Сейчас после неправильном составлении картинок больному предлагается название серии, которое может пролить свет на правильную постановку картинок.