Вопрос 1. Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии: методические средства в разных разделах (патопсихология, психосоматика, нейропсихология)
Билет 1
Билет 2
Вопрос 1. Виды эксперимента в патопсихологии, задачи и специфика экспериментально психологического исследования.
Можно перечислить все виды эксперимента.
Патопсихологический эксперимент — это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. Для такого эксперимента характерно вызывание психических процессов в строго определенных условиях.
Психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.
Из-за болезни меняется техника проведения эксперимента, его продолжительность, необходимость учета отношения обследуемого к ситуации эксперимента. В связи с выявляющимися особенностями больного нужно менять свою тактику.
Выделяют в эксперименте:
· Независимая переменная - фактор, изменяемый экспериментатором
· Зависимая переменная - фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной.
Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются (когда экспериментатор наблюдает за изменениями).
Патопсихологический эксперимент в большинстве случаев — это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
Три способа видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих либо увеличивающих присущие ему психологические изменения:
1. заключается в изменении ситуации, в которую на время опыта помещается больной.
2. наиболее часто применяемый - специальное варьирование деятельности больного.
3. изменение состояния психических процессов у больного достигается введением определенных фармакологических препаратов.
Патопсихолог должен представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. (не забывать про симуляцию, аггравацию-преувеличение больным симптома).
Задачи:
1. Получение данных для диагностики. Данные эти носят вспомогательный характер и их ценность обнаруживается при сопоставлении с результатами клинического наблюдения и в ряде случаев с результатами других лабораторных исследований (например, ЭЭГ).
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.
3. Участие в экспертной работе. Психологические исследования имеют важное значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы.
4. Участие в реабилитационной работе.
5. Научно-исследовательская задача. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.
6. Участие в психотерапии.
· диагностика заболевания, от нее зависит объем показаний к психотерапии и выбор ее наиболее адекватных форм и места проведения (в стационаре или амбулаторно)
· обнаружение личностных свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.
Билет 3
Билет 4
Дифференциальный диагноз.
Задачи решаются с помощью комплекса диагностических процедур: экспериментально-психологические методики в сочетании с готовыми психодиагностическими тестами, психиатрическими и психометричекими шкалами, материалам проективных методик, данными истории болезни и материалами параклинических исследований.
1.Проведение нозологической дифференциальной диагностики на современном этапе требует участия психологов. Делает возможным прогноз течения заболевания и социальной адаптации больного ребенка, а также определения характера особенностей познавательного, эмоционального и личностного развития.
Патопсихологические симптомокомплексы выявляются в ходе патопсихологического обследования, используется врачами при проведении нозологической диагностики в психиатрической клинике.
2.Важно совершенствовать диагностические средства.
3.Работа по оценки динамики состояния пациентов (в рамках оценки эффективности лечеьных мероприятий, коррекционной и психотерапевтической работы).
4.патопсихологическая квалификация нарушений психической деятельности, наблюдаемых при одном и том же синдроме, диагностированном в рамках различных нозологических единиц.
Регистр-синдромы (Блейхер):
· шизофренический симптомокомплекс;
· аффективно-эндогенный (ex.ММД);
· олигофренический симптомокомплекс;
· экзогенно-органический (ex поражения ГМ);
· эндогенно-органический (ex эпилепсия);
· личностно-аномальный (ex психопатия);
· психогенно-психотический
· психогенно-невротический
Классификация Лебединского:
1. Психическое недоразвитие (ex. Умственная отсталость);
2. Задержка психического развития
3. Поврежденное развитие
4. Дефицитарное развитие: недоразвитие анализаторных систем (слух, зрение ит.д.)
5. Искаженное развитие: сочетание недоразвития, задержка, повреждение, ускорение
6. Дисгармоничное развитие: диспропорциональность психики, эмоционально-волевая сфера
Каждый из этих патопсихологических синдромов включает в себя ряд признаков, относящихся не к какой - либо одной сфере личности, а описывающих совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств.
Билет 5
Билет 6
Билет 7
Билет 8
Билет 9
Вопрос 1. Методики, направленные на исследование мышления: примеры методик и квалификация возможных нарушений при их применении.
Классификация предметов.
1. Исследование процессов обобщения и абстрогирования, анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.
Предложена Гольдштейном. Видоизменен Выготским, Зейгарник.
2. Колода из 68 карточек (предметы и живые существа).
Иногда нужно дать какую-либо мотивировку.
Инструкция: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит».
1. Этап 1. «Глухая» инструкция.
2. Этап 2. После того как больной выкладывает 15-20 карточек. «Надо объединить все по сортам, чтобы им можно было назвать одним названием».
3. Этап 3. «Теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, должно получится всего 3 группы».
3. При олигофрении – трудность в объединение группы измерительных приборов.
Склонность к конкретному мышлению – объединяет бабочку с цветком (т.к. бабочка садиться на цветок).
При эпилепсии, ремиссия при шизофрении – склонность к детализации (посуда чайная, посуда кухонная).
При сосудистых заболеваниях и иных органических поражений мозга – наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, о сужении объема их внимания.
При шизофрении, при органических заболеваниях, или просто в период какого-либо легкого неблагополучие – на 2-м этапе складывают одни группы чрезвычайно обобщенно, а другие – детально.
Шизофреники – разноплановость, причудливость рассуждения больных (железные, деревянные предметы, синие и пр.) – пытаются это обосновать логически.
Умственное недоразвитие– не могут найти общее понятие для обозначения группы, которая правильно собрана.
Шизофрения, малокультурные, но желающие произвести впечатление психопаты – придумывают причудливые названия, аграмматические названия.
При конкретности мышления, затруднение процессов абстрогирования - справляются со 2 этапов, не справляются с 3-м.
Шизофрения, интеллектуальная сохранность, сужение объемов внимания и сниженной работоспособности – затрудняет обилие карточек на 2-м этапе, а в 3-м, где материала меньше абстрогирование больше.
При шизофрении, при паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков (нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке) – не критичность к себе и к замечанием экспериментатора.
Важно реакции больных на похвалу и порицание.
Психопаты реагируют на похвалу и мобилизуют все свои психические ресурсы.
Аггравирующие (преувеличение больным какого-либо симптома или болезненного состояния) при психиатрической экспертизе похвале начинают работать хуже.
Реплики экспериментатора должны быть скупыми, односложными.
Исключение предметов.
1. Исследование аналитико-синтетической деятельности, умение строить обобщения, выявляет работоспособность, устойчивость внимания, требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.
2. Наборы карточек по 4 предмета. От легких до тяжелых. Показывать в порядке возрастающей сложности.
Если ответ больного неправилен и экспериментатор задает наводящий вопрос, то и вопрос и ответ больного записывается.
3. Методика представляет собой моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении.
При глубокой степени слабоумия или расстройством сознания – не понимает инструкции (решают 3-4 задачи).
Дети - олигофрены – иногда удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживаются.
Шизофрения – обобщение по слабым признакам – процесс обобщения не нарушен, но обобщение происходит по латентному признаку.
Методика Выготского - Сахарова.
1. Исследует: способности формировать понятия, особенности его эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений.
2. Набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур», «лаг».
Пользоваться при исследовании больных со средним и высшим образованием.
3. Перед больным на столе раскладываются беспорядочно все фигурки надписями книзу, так что ни одна надпись больному не должна быть видна. Полоска стола перед самим больным не должна быть видна.
«Все эти фигуры различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или одного сорта. Вотя вам открою одну фигурку, видите есть здесь надпись «цев». Вы должны узнать какие еще фигуры относится к этому сорту и поставить рядом с этой фигурой. Вы должны предполагать какие фигуры относятся к этому виду и выкладывать. Переворачивать их могу только я. В одной группе фигурок должно быть 5-6. После того как больной выложил фигурки экспериментатор переворачивает одну из них. А все остальные фигурки ставит на место, не переворачивая. Испытуемый должен догадаться по какому признаку выделяются ряды.
Настоящий признак – размер.
4. Если больной в 3-4 хода, логично рассуждая, справляется с заданием – то больному доступны сложные абстракции и логические умозаключения.
Этот проба иногда помогает отвергнуть вывод о слабоумие больного.
Важно какие признаки больной считает возможными использовать.
При шизофрении – часто группируют фигурки по редко встречающимся, необычным, слабым признакам (по звукопроизносимости «цев», по вкусу фигур, по материалу и пр.)
У шизофреников – не удается установление комплексных ситуационных связей. (Выготский, другие авторы опровергают).
Существенные признаки.
1. Исследуется логичность суждений, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипынх задач.
2. Бланки с напечатанным текстом задач.
Из 5 слов надо выбрать два слов, обозначающих неотъемлемые признаки, написанного крупным шрифтом предмета, т.е. то, без чего он не может быть.
3. Методика выявляет некритичность и ненаправленность мышления.
Может выявлять резонерские, путанные рассуждения больных – аморфность, расплывчатость их мышления.
Слабость абстрогирования выявляется, когда экспериментатор начинает обсуждать с больными решение.
Простые аналогии.
Исследуется понимание логических связей и отношений между понятиями, умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждения при решении длительного ряда разнообразных задач.
Если больной не усваивает инструкцию за 3-4 примера, то это дает основании думать, что его интеллектуальные процессы затруднены.
При утомляемости больных, при хрупкости мышления органического и шизофренического генеза происходит неустойчивость процессов мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций. (больной решает 3-4 задачи неправильно, а потом решает все правильно).
При органической слабости больные сразу спохватываются и исправляют ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами.
Шизофреники не поддаются коррекции (тк ошибки больного обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью, ненаправленностью ассоциаций), выражается расплывчатость мышления (путаются в словах разных задач).
При паралитических синдромах (психопатологический синдром, характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения, нарушениями критичности и поведения, глубоким распадом личности) – беззаботность, некритичность, непроизвольность мышления.
Сложные аналогии.
Исследуется: в какой мере доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Провоцирует появление резонерства у больных, склонных к нему.
Разработана Коробковой.
Задача: Подобрать к паре слову, пару слов с такой же причинно-следственной связью.
При шизофрении – соскальзывание, внешних паралогичных умозаключений, т.е. растекаемости мышления.
Анализ результатов основывается на их обоснованиях выбранных связей.
Сравнение понятий.
1. Выявление процесса анализа и синтеза.
2. 8-10 пар для сравнения.
Чем похожи и чем отличаются понятия.
3. Склонность к конкретному мышлению, слабость в обобщении.
При шизофрении сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, стандартным признакам.
При шизофрении – соскальзывание с инструкции.
Соотношение пословиц, метафор и фраз.
Выявляется понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцировать, целенаправленность суждений больных.
Разработана Зейгарник.
«Положите рядом с пословицей соответствующую по смыслу фразу».
Олигофрены – конкретность и поверхностность мышлений.
Больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга – диффузность инеопределенность суждений.Шизофреники – соскальзывание, паралогические суждения.
Заполнение пропущенных в тексте слов (тест Эббингауза).
Выявление критичности больных.
Учитывается: скорость в подборе слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста, критичность больного.
Объяснение сюжетных картин.
Исследование сообразительности больных, их умение выделять существенное из деталей, эмоционального отклика.
Разные по сложности, красочности и выразительности картины.
Апатичные, больные с паралитическим и депрессивным синдромом – смотрят небрежно и без интереса.
Депрессивные больные отвечают скупо, односложно, с паузами, но с пониманием сюжета.
Больные с паралитическим слабоумием отвечают наобум, высказывая, неправильные, нелепые сюжеты по случайным деталям.
У олигофренов – затруднено понимание, неправильно понимают перспективное соотношение, плохо понимают мимику изображенных людей, медленно обозревают картину в целом.
У эпилептиков – не скоро доходят до объяснения существенного в сюжете картинки, так как они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.
При шизофрении – понимание затруднено редко, но они часто по бредовому толкуют содержание, рассматривая картинку как намек на свои болезненные переживания.
Установление последовательности событий.
Выявление сообразительности больных, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Бернштейн.
3-6 серрии сюжетных картин, на которых изображены этапы какого-либо события.
2 попытки. После второй попытки экспериментатор рассказывает сам связь картинок.
Если 3-я попытка удалась, можно предложить другую серию собрать.
При глубоком слабоумии, паралитических синдромах – не считаются с критическими замечаниями, т.е. выявляется некритичность мышления.
Сосудистые и иные астении органического генеза – доступно суждение лишь по 3-м карточкам (сокращенная программа).
Олигофрены, больные с органическими заболеваниями мозга – интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмышления (справляются только с легкими сериями).
Инертности психических процессов при органических заболеваниях мозга в детском и старческом возратсе – постоянно повторяют один и тот же расклад картинок.
Сейчас после неправильном составлении картинок больному предлагается название серии, которое может пролить свет на правильную постановку картинок.
Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
•симптоматическую;
• каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
• индивидуальную;
• групповую:
• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
• смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
• программированную;
• импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
• директивную;
• недирективную.
6. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю);
• короткую (быструю);
• длительную;
• сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию
• общую;
• частную;
• специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Методы психокоррекции
ИГРОТЕРАПИЯ
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.
Общие показания к проведению игротерапии:социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими,
Групповая игротерапия- это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
АРТТЕРАПИЯ
Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
А) Музыкотерапия
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Б) Библиотерапия
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:
измененные - для их нормализации;
нормальные - для их уравновешивания.
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.
В) Танцевальная терапия
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.
Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.
Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе.
Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.
Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.
г) Проективный рисунок
Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов.
Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.
Д) Сочинение историй
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется клиентом в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в результате происходит обогащение.
Некоторые авторы отмечают, что вербализация внутренних переживаний клиента во многом ведет к освобождению от этих переживаний. Поэтому процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта клиента.
Метод сочинения историй успешно используется в работе с детьми.
Е) Сказкотерапия
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Ж) Куклотерапия
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.
Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально