Работа над гласными звуками в звукосочетаниях

Для тренировки в четком и внятном произношении гласных звуков предлагаем упражнения в виде таблиц из основных и - йотированных гласных звуков и из сочетаний гласных.

Таблица основных гласных:

157.1.и, э, а, о, у, ы

Таблица йотированных гласных:

158. 2. е (йе), я (йа), ё (йо), ю (йу)

Из этих таблиц составляем различные звукосочетания:

159.3.иэ, эа, ао, оу, уы

160. 4. эе, ая, оё, ою (для усвоения различия между основными и йотированными звуками)

Задание

Подготовьте самостоятельно упражнение, подставив к таблице основных гласных звуков любой звук из таблиц 3 и 4, например:

161.5. аи, аэ, ал, ау, аы

162.6.яи, яэ, яа, яо, яу, яы

163.7.ои, оэ, оа, оу, оыи т.п.

Отработайте эти таблицы звукосочетаний, выполняя все предлагаемые нами методические указания.

Таблицы, составленные по этому принципу, помогут выработать правильную артикуляцию гласных звуков в ударном слоге.

Еще раз напоминаем, что студент должен хорошо знать, как работают артикуляционные органы при произнесении каждого звука.

Задание

164.Тем, у кого очень неподвижный рот, или у кого речь «сквозь зубы», рекомендуем такой прием. Взять звукосочетания аи-аэ-ао-ау-аы.Каждое звукосочетание повторить по три раза: аи-аи-аи, аэ-аэ-аэ, ао-ао-ао, ау-ау-ау, аы-аы-аы.Подобную работу можно проделать со всеми сочетаниями гласных звуков.

Выполняя упражнения, наметьте заранее, в каком месте вам удобнее сделать «добор» дыхания; в местах «добирания» не прерывайте речевой поток, не «ставьте точку» после каждого звукосочетания, а произносите все плавно, как единое целое, с одной только точкой в конце.

У некоторых студентов наблюдается неверное произношение звуков э и е.

165.Звук э, так называемый «широкий» звук, произносите в словах это, этот, поэтому, при этом и в иностранных именах и словах, например: Эльза, Эмма, экстра и др. Вместо «широкого» э некоторые произносят «узкий» е- звук, близкий по звучанию гласному е: ехать, есть и т.п. Или вместо четкого йотированного звука е, который необходим в русских словах типа если, ельник, произносят что-то среднее между э и е.

Для усвоения различия между гласными э и е обратитесь к артикуляции данных звуков. При произнесении «узкого» екончик языка касается нижних зубов, спинка языка приближается к твердому нёбу, а при произнесении «широкого» э кончик языка не касается нижних зубов и спинка языка не приближается к твердому нёбу.

166.Для формирования навыков правильного произношения э и епримените способ сравнения: произнесите вслух, внимательно слушая себя, слова этот-если-эхо-есть-эпос-ехать и проследите за поведением языка.

Для некоторых людей трудным оказывается звук ы. Он бывает близок по звучанию к звуку и(у людей украинской национальности). Студентам с этим недостатком прежде всего следует вернуться к артикуляции звуков ии ы и обратить внимание на поведение языка при их произнесении.

Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука огубы принимают овальную форму. При неточном произношении огубы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а.

167.Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо,удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Работа над гласными звуками в словах в ударном слоге

Задание

Для освоения правильной артикуляции гласных звуков в ударном слоге поупражняйтесь в произнесении слов, в которых ударный слог начинается с гласного звука и находится в начале и в середине слова.

И искренность воительница
  избранный таинственный
Э эллипс дуэнья
  этика дуэт
А астра театр
  алчность сеанс
О отповедь поодаль
  отчим теория
У урна переулок
  устрица научный
Е едкость карьера
  ельник портьера
Я ярмарка трельяж
  яркость кальян
Ё ёлочный наёмник
  ёмкость раёк
Ю южный союз
  юный баюкать

В процессе упражнений соблюдайте следующие рекомендации.

169. 1) в каждом слове четко оформляйте губами только ударный гласный, остальные проговаривайте в соответствии с правилами произношения безударных гласных;

170. 2) при произнесении слов выделяйте ударный слог не только силовым ударением, но и пользуйтесь изменением тона, т.е. повышением или понижением ударного слога, а также изменением длительности звука в ударном слоге.

Безударные гласные

С работы над словами начинается практическое освоение норм литературного произношения современного русского языка.

Правильно произнести слово - это означает не только верно поставить ударение. Наряду с ударным слогом, ударным гласным есть безударные слоги, безударные гласные звуки. Добиваясь четкости, внятности произношения гласных в ударном слоге в словах, необходимо научиться произносить слово ритмически верно, т.е. следить за его произнесением в целом.

Для усвоения фонетики русского языка необходимо знать и уметь применять в речи правила произношения ударных и безударных гласных.

Эти правила надо записать. Но заучивать их не следует.Выполняя домашние задания и работая в аудитории под наблюдением педагога, вы практически усвоите правила произношения гласных звуков.

Наши рекомендации