Работа над гласными звуками в звукосочетаниях
Для тренировки в четком и внятном произношении гласных звуков предлагаем упражнения в виде таблиц из основных и - йотированных гласных звуков и из сочетаний гласных.
Таблица основных гласных:
157.1.и, э, а, о, у, ы
Таблица йотированных гласных:
158. 2. е (йе), я (йа), ё (йо), ю (йу)
Из этих таблиц составляем различные звукосочетания:
159.3.иэ, эа, ао, оу, уы
160. 4. эе, ая, оё, ою (для усвоения различия между основными и йотированными звуками)
Задание
Подготовьте самостоятельно упражнение, подставив к таблице основных гласных звуков любой звук из таблиц 3 и 4, например:
161.5. аи, аэ, ал, ау, аы
162.6.яи, яэ, яа, яо, яу, яы
163.7.ои, оэ, оа, оу, оыи т.п.
Отработайте эти таблицы звукосочетаний, выполняя все предлагаемые нами методические указания.
Таблицы, составленные по этому принципу, помогут выработать правильную артикуляцию гласных звуков в ударном слоге.
Еще раз напоминаем, что студент должен хорошо знать, как работают артикуляционные органы при произнесении каждого звука.
Задание
164.Тем, у кого очень неподвижный рот, или у кого речь «сквозь зубы», рекомендуем такой прием. Взять звукосочетания аи-аэ-ао-ау-аы.Каждое звукосочетание повторить по три раза: аи-аи-аи, аэ-аэ-аэ, ао-ао-ао, ау-ау-ау, аы-аы-аы.Подобную работу можно проделать со всеми сочетаниями гласных звуков.
Выполняя упражнения, наметьте заранее, в каком месте вам удобнее сделать «добор» дыхания; в местах «добирания» не прерывайте речевой поток, не «ставьте точку» после каждого звукосочетания, а произносите все плавно, как единое целое, с одной только точкой в конце.
У некоторых студентов наблюдается неверное произношение звуков э и е.
165.Звук э, так называемый «широкий» звук, произносите в словах это, этот, поэтому, при этом и в иностранных именах и словах, например: Эльза, Эмма, экстра и др. Вместо «широкого» э некоторые произносят «узкий» е- звук, близкий по звучанию гласному е: ехать, есть и т.п. Или вместо четкого йотированного звука е, который необходим в русских словах типа если, ельник, произносят что-то среднее между э и е.
Для усвоения различия между гласными э и е обратитесь к артикуляции данных звуков. При произнесении «узкого» екончик языка касается нижних зубов, спинка языка приближается к твердому нёбу, а при произнесении «широкого» э кончик языка не касается нижних зубов и спинка языка не приближается к твердому нёбу.
166.Для формирования навыков правильного произношения э и епримените способ сравнения: произнесите вслух, внимательно слушая себя, слова этот-если-эхо-есть-эпос-ехать и проследите за поведением языка.
Для некоторых людей трудным оказывается звук ы. Он бывает близок по звучанию к звуку и(у людей украинской национальности). Студентам с этим недостатком прежде всего следует вернуться к артикуляции звуков ии ы и обратить внимание на поведение языка при их произнесении.
Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука огубы принимают овальную форму. При неточном произношении огубы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а.
167.Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо,удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.
Работа над гласными звуками в словах в ударном слоге
Задание
Для освоения правильной артикуляции гласных звуков в ударном слоге поупражняйтесь в произнесении слов, в которых ударный слог начинается с гласного звука и находится в начале и в середине слова.
И | искренность | воительница |
избранный | таинственный | |
Э | эллипс | дуэнья |
этика | дуэт | |
А | астра | театр |
алчность | сеанс | |
О | отповедь | поодаль |
отчим | теория | |
У | урна | переулок |
устрица | научный | |
Е | едкость | карьера |
ельник | портьера | |
Я | ярмарка | трельяж |
яркость | кальян | |
Ё | ёлочный | наёмник |
ёмкость | раёк | |
Ю | южный | союз |
юный | баюкать |
В процессе упражнений соблюдайте следующие рекомендации.
169. 1) в каждом слове четко оформляйте губами только ударный гласный, остальные проговаривайте в соответствии с правилами произношения безударных гласных;
170. 2) при произнесении слов выделяйте ударный слог не только силовым ударением, но и пользуйтесь изменением тона, т.е. повышением или понижением ударного слога, а также изменением длительности звука в ударном слоге.
Безударные гласные
С работы над словами начинается практическое освоение норм литературного произношения современного русского языка.
Правильно произнести слово - это означает не только верно поставить ударение. Наряду с ударным слогом, ударным гласным есть безударные слоги, безударные гласные звуки. Добиваясь четкости, внятности произношения гласных в ударном слоге в словах, необходимо научиться произносить слово ритмически верно, т.е. следить за его произнесением в целом.
Для усвоения фонетики русского языка необходимо знать и уметь применять в речи правила произношения ударных и безударных гласных.
Эти правила надо записать. Но заучивать их не следует.Выполняя домашние задания и работая в аудитории под наблюдением педагога, вы практически усвоите правила произношения гласных звуков.