Характеристика речевого голоса
Оценка речевого голоса при поступлении
Дыхание: грудное, брюшное.
Осанка.
Диапазон. Объем головы. Звучание: низкое, высокое, середина голоса.
Грудное и головное звучание.
Тембр. Характер звучания на тихом звуке, на сильном звуке.
Мышечные зажимы.
Плавная, «музыкальная» речь или «стучащая» речь, повисающая в конце фраз.
Легкость звучания. «Углубленное», заниженное звучание. Завышенное звучание. Наличие хриплого голоса.
Смена темпа и ритма, смена высоты звучания. Использование диапазона в речи.
Носовое звучание: манера или патология.
Речевой слух. Умение слышать себя и управлять своим голосом в упражнениях, в работе над текстом.
Оценка дикции
Четкая или нечеткая речь.
Скороговорка или вялость речи.
Выпадение последнего слога.
Дефекты произношения гласных (открытое горловое звучание гласных, призвуки, подмена одних гласных другими).
Дефекты произношения согласных: звонких, глухих, взрывных, щелевых, сонорных.
Шепелявость.
Призубные С, З, Ц.
Резко свистящие С, З, Ц.
Дефекты Ш, Ж, Ч, Щ.
Предполагаемая возможность исправления.
Картавость.
Дефекты произнесения Р и Л.
Предполагаемая возможность исправления.
Оценка произношения
Владение едиными нормами произношения современного русского литературного языка.
Отклонение от норм произношения.
Наличие говоров, диалектов, акцентов; в произношении ридельных звуков, звукосочетаний, в мелодии речи.
Редукция предударных и заударных А и О.
Отсутствие редукции безударных Е и Я.
Отсутствие йотации Е и Я в начале слова.
Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова.
Отсутствие ассимиляции по звонкости и глухости согласных.
Отсутствие ассимиляции по мягкости и твердости согласных.
Произношение мягких Д и Т.
Выпадение гласных на стыке слов.
Отсутствие перехода от И к Ы.
Подбор специальных текстов для выравнивания звучания, правильного и четкого произношения.
Проверка использования наработанных качеств речевого голоса при чтении и в процессе ведения урока.
Речевая нагрузка и нагрузки до поступления в вуз.
Прочие особенности голоса и речи.
Разделы карты заполняются также при переходе студентов на 2-й, 3-й, 4-й, 5-й курсы и по окончании института. Учителя заполняют карты после каждого семестра.
ПРОВЕРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ
ПО ДЫХАНИЮ И ГОЛОСУ
Для проверки навыков, приобретенных во время тренировки по дыханию и голосу, мы рекомендуем произносить наиболее удобные звукосочетания, скороговорки, читать небольшие стихотворные и прозаические тексты, в которых встречаются перечисления и периоды, органически требующие различного использования выразительных средств голоса.
В этих произведениях интересные мысли, яркие и разнообразные картины заставляют студента смелее использовать диапазон голоса, обращать больше внимания на смену темпа, силы и т.д., на все необходимые будущему учителю выразительные голосовые средства.
Мы предлагаем ряд текстов классических и современных авторов, которые были использованы на уроках по голосу в МПГУ.
Все литературные материалы, взятые для работы, требуют предварительного логического анализа текста.
Слова, содержащие наиболее удобные звукосочетания.
При открытом, резком звучании голоса вначале лучше использовать для работы слова с гласными звуками О и У.
Если голос у вас звучит глухо и низко, рекомендуем начинать со «светлых» гласных А, Э, Е, И.
1. Анна, Алла, Аза; Инна, Ира, ива; Эмма, Элла, эра; Оля, Уля.
2. Арба, орда (просклоняйте эти два слова - каждое отдельно или оба вместе, соединяя их союзом И).
3. Амба, дамба, Анды, гранды, банды, гланды, дама, драма, гаммы, граммы, Ужба, дружба ... и т.д.
4. Однослоговые слова со звуком:
А - лань, ларь, лай, мал, май, рай, грамм, вал, вар, рвань, бань,
бал, бар, бай, гам, Гавр, гарь, гай, дар, даль, дань, дай, дам,
нам, мавр, вам, лавр, зал, жар, жаль, жарь;
Е- мел, мель, нем, лень, змей, злей, недр, зебр, жезл, дрель,
звень, зверь, дверь, бел, день, лей, млей, рей, брей, зрей,
грей, верь;
И - лил, сгнил, жил, бил, взвил, двинь, сгинь, линь, Нил, мил,
мир, вин, вил, ЗИМ, ЗИЛ, жим, жир;
О - лом, взлом, ноль, зной, мол, моль, мор, мой, роль, рой, ром,
бром, гром, зол, вол, вор, двор, звон, вой, бой, сбой, бор,
боль, дом, Дон, дол, гол, голь;
У - МУР, мул, лунь, Лувр; нуль, руль, зубр, бум, Дувр;
Ы - мыл, ныл, рыл, завыл, выл, вынь, был, сбыл, дым, дыр, дынь;
Ё - лён, мёл, брёл, вёл, взвёл, свёл;
Я - мял, глянь, дрянь, взял, вянь и т.п.
Скороговорки
1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик, Кипу пик купи. Пик купи кипу.
11. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
12. Купи кипу пуха, Кипу пуха купи, Пуха купи кипу.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
26. Волхвовал волх в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30.У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
38. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
39. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
41. Клара-краля кралась к Ларе.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова, три дрова.
45. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
51. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет; если бы Карл у Клары не крал бы кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.
52. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
53. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
54. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
55. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
56. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
57. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
58. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
59. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
63. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. Жри во ржи, да не ржи.
76. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
77. Город Нерль на Нерли-реке.
78. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
79. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.
84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью. у
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
95. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, и мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуя у чумки, щетинка у чушки.
100. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
105. Ценит цен косец по косовице.
106. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
107. У ежа ежата, у ужа ужата.
108. Жутко жуку жить на суку.
109. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
110. Течет речка, печет печка.
111. Щипцы да клещи - вот наши вещи.
112. Тщетно тщится щука ущемить вещи.
113. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ.
114. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
115. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью.
116. Около колодца кольцо не найдется.
117. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
118. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
119. Яшма в замше замшела.
120. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
121. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
122. Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит: ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
123. Самшит, самшит, как ты крепко сшит!
Стихотворные тексты
Играй, Адель,
Не знай печали,
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
Твоя весна
Тиха, ясна:
Для наслажденья
Ты рождена.
(А.С. Пушкин)
... Бури грохот, бури свист!
Вихорь хладный! Вихорь жгучий!
Бьет меня древесный лист...
(Е. Баратынский)
Ты, пчелынька,
Пчелка яркая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
(Народная песня)
Жали мы, жали,
Жали-пожинали,
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая,
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
В краю не живали,
Людей не видали.
(Народная песня)
Густая рожь стоит стеной!
Леса вкруг нивы, как карнизы,
И все окинул ветер сизый
Полупрозрачной пеленой...
Порою слышны отголосья
Младых косцов и сельских жниц;
Волнами зыблются колосья
Под пыльной ясностью зарниц;
И жатва, дочь златого лета,
Небесным кормится огнем,
И жадно пьет разливы света,
И зреет, утопая в нем...
Так горный пламень вдохновенья
Горит над нивою души,
И спеет жатва дум в тиши,
И созревают песнопенья...
(Ф. Глинка)
Уж как шел кузнец
Да из кузницы.
Слава!
Нес кузнец
Три ножа.
Слава!
Первый нож
На бояр, на вельмож.
Слава!
Второй нож
На попов, на святош.
Слава!
А молитву сотворя,
Третий нож на царя.
Слава!
(К. Рылеев)
Воет ветр в степи огромной,
И валится снег.
Там идет дорогой темной
Бедный человек.
В сердце радостная вера
Средь кручины злой,
И нависли тяжко, серо
Тучи над землей.
(К. Павлова)
Луну я взглядом провожал
По светлым небесам,
А конь мой весело бежал,
Он знал дорогу сам.
(С. Маршак)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью,
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
(А. Фет)
Быть грозе! Я вижу это
В трепетанье тополей,
В тяжком зное полусвета,
В душном сумраке аллей.
В мощи силы раскаленной
Скрытых облаком лучей,
В поволоке утомленной
Дорогих твоих очей.
(М. Лохвицкая)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(М. Цветаева)
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками
Рябина -
Судьбина
Русская.
(М. Цветаева)
Мимо
баров и бань.
Бей, барабан!
Барабан, барабань!
Были рабы!
Нет раба!
* * *
Или - или,
Пропал или пан!
Будем бить!
Бьем!
Били!
В барабан!
В барабан!
В барабан!
(В. Маяковский)
Ржали громы по лазури,
Разоржались кони бурь
И, дождавшись громкой бури,
Разрумянили лазурь.
Громы, рдея, разрывали
Крепость мраков - черный круг,
В радость радуги играли,
Воздвигали рдяность дуг.
Завершив свой подвиг трудный,
Ливень струй освободив,
Мир растений изумрудный
Весь прикрыли мглою грив.
И промчались в небе взрытом,
Арку радуги дожгли
И ушли, гремя копытом,
Чу, последний гром вдали.
(К. Бальмонт)
Собирала Маргарита
маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
маргаритки на траве.
(Н. Кончаловская)
Мечтают
Взять книгу в руки,
Перелистать страницы.
Читают,
Но не от скуки
И не затем, чтоб забыться.
Читают
В трамвайном лязге,
Читают в метрополитене.
Читают
Не по указке,
Читают не из почтенья.
Читают
И не считают,
Что тратится время впустую.
И даже
Предпочитают
Простым повестям непростую.
Ночами
Не свечи тают,
А электричество блещет.
Всю ночь,
Да и две читают
Не те, так иные вещи.
И книгу
Закрыть неохота,
Хотя за окном светает.
Читают
Не из расчета,
Не для отчета читают.
(Л. Мартынов)
Примеры прозаических текстов
Значит, ты принимаешь меня за человека, для которого деньги - это все, за корыстолюбца, за продажную душонку? Так знай, приятель, что предложи ты мне кошелек, наполненный пистолями, и будь этот кошелек в роскошной шкатулке, а шкатулка в драгоценном футляре, а футляр в великолепном сундучке, а сундучок в редкостном поставце, а поставец в великолепной комнате, а комната в приятнейших апартаментах, а апартаменты в дивном замке, а замок в несравненной крепости, а крепость в знаменитом городе, а город на плодоносном острове, а остров в богатейшей провинции, а провинция в цветущей монархии, а монархия в целом мире, - так вот, если б ты предложил мне весь мир, где была бы эта цветущая монархия, этот плодоносный остров, этот знаменитый город, эта несравненная крепость, этот дивный замок, эти приятнейшие апартаменты, эта превосходная комната, этот редкостный поставец, этот прекрасный сундучок, этот драгоценный футляр, эта роскошная шкатулка, в которой лежал бы кошелек, наполненный пистолями, то меня это также мало интересовало бы, как твои деньги и как ты сам.
(Ж-Б. Мольер)
В 1870-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеоринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугенбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.
(Л.Н. Толстой)
Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновний народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, - когда все уже отдохнули после департаментского скрипенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно больше даже, чем нужно, неугомонный человек, - когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несутся в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпонок; кто на вечер истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний; словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартирам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади фальконетова монумента, - словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.
(Н.В. Гоголь)
Куда ни пойдет она, - уже несет с собой картину; спешит ли ввечеру к фонтану с кованой медною вазой на голове, - вся проникается чудным согласием обнимающая ее окрестность: легче уходят вдаль чудесные линии албанских гор, синяя глубина римского неба, прямей летит вверх кипарис, и красавица южных дерев, римская пинна, точнее и чище рисуется на небе своею зонтикообразною, почти плывущею в воздухе верхушкою. И все, и самый фонтан, где уже столпились в кучу на мраморных ступенях одна выше другой албанские горожанки, переговаривающиеся сильными серебряными голосами, пока поочередно бьет вода звонкой алмазною дугой в поставленные медные чаны, и самый фонтан, и самая толпа - все, кажется, для нее, чтобы ярче выказать торжествующую красоту, чтобы видно было, как она предводит всем, подобно как царица предводит за собою придворный чин свой.
(Н.В. Гоголь)
ДИКЦИЯ И ОРФОЭПИЯ
Из всех практических дисциплин, которыми будущему учителю приходится овладевать в педагогическом вузе, предмет техники речи, пожалуй, один из самых трудных.
В речи студентов встречается много недостатков, как дикционных, так и орфоэпических.
В педагогических вузах, как и во всех других высших учебных заведениях, учится молодежь из разных мест страны. Речь в различных регионах России неоднородна. Естественно, что среди многих очень способных студентов есть такие, в речи которых наблюдаются отклонения от норм литературного произношения и отдельные недостатки звукопроизношения.
Предмет техники речи труден еще и потому, что студенты не сразу осознают значение этой дисциплины для своей будущей профессии, и им часто приходится преодолевать своего рода психологический барьер. Казалось бы, все очень просто: молодой человек до 18-20 лет был уверен, что говорил правильно. Ни от кого он не слышал, что не умеет владеть голосом, что неправильно произносит свистящие или шипящие звуки, что «тсякает» и «дзякает» или не владеет нормами литературного произношения и употребляет неверные ударения в словах. Поступив в педагогический вуз, он с первых дней узнает о своих речевых недостатках и о том, что они требуют обязательного исправления. И здесь важно, чтобы студент понял главное: диалектное произношение, так же как и недостатки речи неорганического происхождения, он сможет устранить только при условии, если будет систематически заниматься своей речью, выполняя домашние задания педагога.
Смысл занятий по дикции и орфоэпии заключается в том, что получая от преподавателя определенные рекомендации и выполняя их дома, студент постепенно вырабатывает новые навыки, применяет их в своей речи и в то же время отвыкает от неправильных навыков. Это возможно лишь при многократном повторении всех упражнений. Только самостоятельная ежедневная работа может дать положительные результаты.
В работе над речью большое значение имеет речевой слух. С самого начала студенты должны формировать у себя навыки слушать собственную речь и речь товарищей, отмечать ошибки произношения и указывать на них друг другу. (Заметим, что недостатки чужой речи обнаружить легче, чем собственные.)! Эта работа полезна, потому что студент станет приучать себя к восприятию правильной речи и к правильному произношению.
В занятиях по дикции и орфоэпии большую помощь может оказать магнитофон.
Целесообразно записать на пленку свою речь и прослушать запись несколько раз. Дело в том, что в первый раз студенты увлекаются слушанием своей речи «вообще». Особенно непривычным им кажется собственный голос, который в магнитофонной записи звучит иначе, чем в реальности. И только при повторных прослушиваниях студенты обращают внимание на недостатки своей речи.
Еще важнее, чтобы у студентов была возможность слушать в магнитофонной записи образцы хорошего правильного произношения тех же слогов, текстов и сравнивать с ними свою речь.
Данный раздел посвящен работе над дикцией и орфоэпией. Здесь рассказывается, как вырабатывать у себя четкую, внятную дикцию, параллельно занимаясь усвоением норм литературного произношения. Показана связь занятий по дикции и орфоэпии с первоначальной работой над текстом. Наиболее подробно рассматриваются те правила орфоэпии, действие которых распространяется на все или на многие звуки русского литературного языка: правила произношения гласных; правила произношения согласных: законы оглушения согласных, уподобления (ассимиляции) согласных, смягчения согласных, произношения двойных согласных и др. Приводятся случаи неверного произношения и предлагаются способы исправления этих дефектов.
Для закрепления приобретенных умений и навыков мы рекомендуем использовать литературный материал: пословицы, поговорки, скороговорки и небольшие стихотворные и прозаические тексты. Таким образом, работа над дикцией и освоением норм орфоэпии самым тесным образом связана с работой над текстом.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ
Профессиональная речь и речь повседневная качественно отличаются друг от друга. Например, в жизни, в быту, человек может говорить взволнованно, горячо, но неясно, нечетко, невнятно. Это не беда, так как у его слушателей есть возможность переспросить и уточнить, что он хотел сказать. В условиях профессиональной деятельности такой возможности нет.
Специфика его профессии требует от учителя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.
Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своем диапазоне голос. Профессиональная деятельность требует от педагога поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, «полетным», достаточного диапазона.
Самый распространенный недостаток речи, который имеется в той или иной степени почти у каждого студента и на устранение которого уходит очень много времени, - это диалектное произношение.
Наиболее трудно преодолимое диалектное произношение - это так называемая «разновеликость» гласных, когда гласные в ударном и безударном положении произносятся одинаково с точки зрения длительности. Между тем в русском языке все гласные в безударном положении изменяются количественно, т.е. произносятся короче гласного, который находится в ударном слоге, а некоторые звуки изменяются и качественно.
Над устранением диалектного произношения студентам приходится работать в течение всего срока обучения в педагогическом вузе. Диалектное произношение изживается с большим трудом, часто напоминает о себе в профессиональной деятельности, и тем студентам, у которых оно было, рекомендуется работать над своей речью и после окончания педагогического вуза.
Другой, довольно часто встречающийся недостаток речи, - это так называемое «скороговорение» - очень быстрая речь, результат которой «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова.
Еще одним весьма распространенным недостатком является невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания. Причины невнятной речи - неподвижные вялые губы, плохо раскрытый рот. В результате вялой речи плохо произносятся и гласные, и согласные звуки, а речь делается невразумительной.
Все названные выше недостатки речи: диалектное произношение, «скороговорение», вялая, невнятная речь, а также отдельные недостатки произношения гласных и согласных звуков требуют от студентов упорной, кропотливой и систематической работы.
НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
(УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ)
Главная особенность произношения слова в русском языке - четкое произнесение гласных в ударном слоге. Что же касается безударных гласных, то все они изменяются по длительности - количественно, а некоторые изменяются и качественно.
В русском языке ударение свободное, не прикрепленное к одному определенному слову (начальному, предпоследнему или конечному), как это можно наблюдать в ряде других языков. Разноместность ударения в русском языке представляет большие трудности при освоении норм литературного произношения.
Роль ударного слога в слове выступит наглядно, если рассмотреть группы слов, имеющих одинаковое написание, но значение которых зависит от места ударения, например:
паром | паром | скачки | скачки |
дорогой | дорогой | броня | броня |
острота | острота | безобразный | безобразный |
пропасть | пропасть | целую | целую |
133. Задание.Подберите слова, у которых изменение ударного слога меняет их значение.
Работая над своей речью, следует особое внимание обращать на те слова, которые в быту часто произносятся с неправильным ударением. К распространенным ошибкам относится, например, неправильное ударение в слове звонить: «звонишь», «звоните», «позвоните» вместо звоню, звонишь, звоните, позвоните.
С первых занятий студентам надо усвоить, что многие глаголы, например, понять, отнять, принять, отдать, взять и др., в форме прошедшего времени женского рода требуют ударения на конце слова: поняла, отняла, приняла, взяла, отдала, а не «поняла», «отняла», «приняла», «отдала», «взяла», а употребляя форму прошедшего времени мужского рода следует говорить понял, отдал, отнял, а не «понял», «отдал», «отнял».
Задание.
Для освоения правильного произношения подобных слов просклоняйте глаголы:
звоню | звоним | позвоню | позвоним |
звонишь | звоните | позвонишь | позвоните |
звонит | звонят | позвонит | позвонят |
я поняла | мы поняли | я приняла | мы приняли |
ты поняла | вы поняли | ты приняла | вы приняли |
он понял | они поняли | он принял | они приняли |
135. В современном русском языке возможны варианты произношения. Например, имя существительное деньги в творительном и предложном падежах, согласно нормам русского современного произношения, следует произносить с ударением на втором слоге: деньгами, о деньгах, но можно ставить ударение и на первом слоге: деньгами, о деньгах. Произнесение этого слова с ударением на первом слоге в словаре указывается как допустимое.
136.Для отработки произношения гласных в ударном слоге мы предлагаем следующие слова:
Изверг. | Эрос. | Астра. | Остров. | Устрицы. |
Иволга. | Эпос. | Арфа. | Образ. | Угол. |
Работая с этими словами, произнося их вслух, следите, чтобы темп вашей речи не был быстрым. Произносите каждое слово осмысливая его значение. Мы сознательно поставили здесь точки. Это означает, что каждое слово представляет собой отдельную смысловую единицу и, произнося его вслух, надо ставить точку голосом (точка требует понижения голоса).
В тех случаях, когда смысл какого-либо слова вам непонятен, рекомендуем пользоваться толковым словарем русского литературного языка. Можно также пользоваться любым словарем русского литературного языка. В настоящее время наиболее распространенным является «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 1963, любое переиздание).
Необходимые сведения по вопросам ударения вы найдете в специальных словарях. Таковыми в настоящее время являются «Русское литературное произношение и ударение» (под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. - М., 1955; 1960), «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1967). Эти словари будут вам чрезвычайно полезны для занятий по освоению норм русского литературного произношения.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Артикуляция гласных
Хорошая дикция - качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.
Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука.
Задание по дикции
Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.
Гимнастика для губ
137.1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.
138.2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.
139.3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.
140.4. Чередовать движения верхней и нижней губ:
а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),
б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),
в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),
г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).
Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.
141.5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.
Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.
142.6.И.п.: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.
143. 7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.
Гимнастика для языка
144.1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже,